Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Не могла, и не почему…

№ 13, тема Честь, рубрика Любовь и Семья

– Скажите, кого любила Татьяна Ларина?

– Онегина.

– А замуж вышла за кого?

– За генерала.

– Так это же р а з в р а т! Любила одного, а замуж вышла за другого?

Вижу, лица порозовели… Все оживились, ожили, задумались… Теперь будем разбираться, почему Пушкин идеальное начало связывал с Татьяной…

 

Положа руку на сердце скажите, сколько вы видели женщин, которые, влюбив-шись в первый раз, действительно полюбили – одного и на всю жизнь? Не так, что сегодня «я люблю его», а прошло время – «я полюбила другого». Таких, как Татьяна Ларина, – много вы таких женщин видели?

Далее, очень важное обстоятельство. Татьяна, не зная этого человека, целиком доверяет благородству Онегина. Она пишет ему письмо. Этот поступок мог погу-бить всю ее жизнь. Она не ошиблась в нем… Но он отверг ее. Что ей делать?

Татьяна видит страшный сон, пророческий сон. Почему сон пророческий? Для начала перечитайте две сцены: что творится в шалаше у нечистой силы (из сна Татьяны) и сцену именин Татьяны (от приезда гостей); и действующие лица сравните – те, что в шалаше, и те, что на именинах. Похоже одно на другое? По-хоже. Но главное – конечно, убийство Ленского Онегиным. Событие – немысли-мое, оно было увидено заранее во сне. Человек не может знать будущего, если ему это не дано. Татьяне дано было увидеть предопределенное… Но вот она проснулась и не может понять увиденное. Нужна хотя бы маленькая подсказка…

И ей дается эта подсказка: явление Онегина на именинах. Сурова и неожиданна была эта подсказка: в какой-то момент «Татьяна чуть жива» осталась… Татьяна в явлении Онегина должна угадать свою судьбу. И Татьяна не ошиблась. После именин все уснули:

Татьяна бедная не спит

И в поле темное глядит…

Как будто хладная рука

Ей сердце жмет, как будто бездна

Под ней чернеет и шумит…

«Погибну, – Таня говорит, –

Но гибель от него любезна.

Я не ропщу: зачем роптать?

Не может он мне счастья дать».

 

Вот так юная девица! Счастье мне в жизни не дано. Угадала и согласилась! Это – сильно. Положа руку на сердце скажите, сколько вы видели женщин, кото-рые, зная, что счастье для них в жизни невозможно, не попытались бы как-то – хитростью, лукавством, враньем – это счастье у жизни вырвать? Жалкий бывает конец у таких попыток: сама женщина к старости становится жалкая и истрепан-ная, чаще всего, одинокая да еще и других людей (мужей, детей) она вовлекает в свою несчастную жизнь… А таких, как Татьяна Ларина, – много вы таких женщин видели?

В решительные моменты жизни героине романа дано угадать свою судьбу и следовать ей. Татьяна умеет найти свой путь… Это – великий дар: без озарения свыше невозможно так идти по жизни. При этом Татьяна может не понимать «то-го, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной».

Человеку дано догадаться, какой шаг он должен сделать на жизненном пути. Пушкин, что называется, «овеществил метафору». Татьяна гуляла в одиночестве: «шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом».

За одним событием следует другое: Татьяна читает книги из библиотеки Онегина и извлекает из них понятие о «современном человеке»… В библиотеке Оне-гина Татьяна нашла Байрона,

Да с ним еще два-три романа,

В которых отразился век,

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

 

Состояние, которое постигло «современного» западного человека (а через не-го перешло и в Россию), Пушкин описал как странное сочетание душевной сухо-сти, безнравственности, безмерной мечтательности, озлобленного деятельного ума. Эмблемой такого «современного человека» у Пушкина, Достоевского и Тол-стого стал Наполеон.

Татьяна читает книги, выбранные Онегиным, через свое отношение к нему. Татьяна читает, и «ей открылся мир иной»… Татьяна не понимала Онегина. А теперь?

«Что ж он? Ужели подражанье... чужих причуд истолкованье, слов модных полный лексикон?.. Уж не пародия ли он?»

В попытке понять героя одни вопросы звучат: «Ужель загадку разрешила? Ужели слово найдено?» (курсив Пушкина). «Слово» здесь означает разгадку ша-рады, и не без иронии сюда Пушкиным поставлено: найдешь слово – разгадаешь шараду, найдешь ключик – откроешь замочек, найдешь тип – поймешь харак-тер… Так нас в свое время в школе учили: что за «тип» Онегин?

Нет, так человека не поймешь. Но это Пушкин знает, зрелый человек, писа-тель… А что Татьяна?

Нужно вспомнить, что к этому времени Татьяна осталась совсем одна (Онегин уехал, сестра вышла замуж); страсть к Онегину не стала тише, наоборот, «силь-нее страсть ее горит, и об Онегине далеком ей громче сердце говорит». Сколько такое состояние может продолжаться?

И надо же, вот у нее перед глазами портрет «современного человека»! Герой ее романа, можно сказать, оставил у нее перед глазами «компромат» на самого себя…

Осудить его – и избавиться от муки… А можно и дальше пойти: «Все мужчины – таковы-то… и таковы-то». Пусть осуждение и даже цинизм, но хоть вздохнуть можно…

Был и другой путь – к неврастении: человек длит свою лихорадочную влюбленность, любит уже свою нервическую высокую возбудимость… Мечтание и са-мость – это ведь океан чувств. Пусть все замкнуто на себя, но хоть вздохнуть можно.

Татьяна не впала в экзальтацию и не осудила героя. Татьяна не стала искать себе облегчения такой ценой. В своем несчастии Татьяна не отверглась любви как таковой. Татьяна все прочла, все пометки увидела, главное поняла. Ее по-пытка понять Онегина – одни вопросы… Ответов нет.

Онегин действительно стоит в каком-то отношении к «современному челове-ку», но сам не таков: его посетила «русская хандра». И Татьяна почувствовала это и не ввела любимого человека в разряд «современных» новых людей.

Произошло другое…

Татьяна взяла дистанцию по отношению к герою. В библиотеке ей «открылся мир иной» еще и в том смысле, что для нее возможна стала другая жизнь… неведомо какая.

В этот момент Татьяна родилась как вполне зрелый человек. Это было благо-родное сердце, а стала зрелая женщина. Именно зрелая женщина, пусть и в об-лике юной барышни.

С этого момента Татьяна начинает – медленно и со страхом – принимать то, что ей определено судьбой… Ее сомнениями об Онегине завершается один ряд событий («гибель от него любезна») и начинается другой ряд событий («я вышла замуж»).

Татьяна иначе, чем Онегин, воспринимает то, что ей определено. То, что Оне-гина ударило как рок, Татьяна чувствует как свою судьбу. Человеку это дано: идти по своему пути.

У Татьяны это будет медленно и трудно…

Пока Татьяна читает в библиотеке Онегина и в ней вызревают такие важные пе-ремены, в это время внешние события принимают свой оборот: ее домашние держат о ней совет… Решение – «в Москву, на ярмарку невест!» Поездка в Москву могла означать для Татьяны только одно… Она принимает необходимость отправиться в путь.

Татьяне дано время собраться с духом. А нам Пушкин дает почувствовать тече-ние времени: весна… лето… осень… зима… Трудный, медленный путь в Москву. «Татьяне страшен зимний путь». Когда принимаешь свою судьбу, – страшно. Татьяна без ропота и возражений принимает необходимость пути, только плачет горько… Почему девушки перед свадьбой плакали? Должен умереть один чело-век: это была девочка в своей семье – и родиться другой человек: женщина в другой семье. Девушки со страхом соглашались и плакали. (Как это не похоже на современные веселые свадьбы, после которых разводов половина.) Девушкам давали время поплакать…

Для Пушкина Москва – радостная встреча… Для героини Москва – конечный пункт «утомительного» пути. Татьяне «нехорошо на новоселье, привыкшей к горнице своей». Как ей не по характеру, не по настроению этот шумный, волнующийся, многоречивый мир! Наконец (и это важное новое обстоятельство в ее жизненном пути) «ее привозят» на бал в Благородном собранье. Там собиралось тысячи, до пяти тысяч человек. Самое неподходящее для нее место – «там теснота, волненье, жар»…Две тетки по бокам, колонна сзади, что впереди, она не видит, и ее саму не видно. Татьяна прошла свой путь до самой невыгодной для себя точки… Но сюда ее судьба привела: в этой конечной точке пути она, пара-доксальным образом, сокрыта на многолюдье, утаена от нескромного, ищущего взгляда. И, конечно, сверх разумения: она замечена человеком, который сделает ей предложение. Этого человека Татьяна будет уважать… «Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою и в сторону свой путь направим»… Почему в сторону отворачивается Пушкин, когда дошел до самого решительного момента, в который героиня должна сказать «да» или «нет»?

Есть такие сферы в жизни другого человека, куда лучше не входить даже с дружеским участием… Татьяна любит Онегина, а выходит за другого. Представ-ляя, что такое супружеские отношения, мы можем и недоумевать, и жалеть, и осуждать героиню. Пушкин сделал все, чтобы привести нас к пониманию: здесь совершилось то, что было суждено, и то, что было принято героиней как своя судьба… Позднее мы узнаем, что Татьяну со слезами заклинала мать, а ей «все были жребии равны»… Татьяна решила свою судьбу, как бы и не проявив своей во-ли…. Татьяна не выбирала мужа: он был ей дан. Когда два человека так встре-чаются, это всегда – за границей того, что мы можем знать. То, что было до – можем, и то, что было после – можем знать. Но сама встреча – это ведь судьба (Промысел), тайна…

Татьяна встретила человека, который будет ее мужем. Интересно знать, что будет в результате, через несколько лет?

Помните три слова из последней строфы романа, которые Пушкин писал с заглавной буквы: Рок, Идеал, Жизнь? Прошли годы после замужества Татьяны. Что произошло с Онегиным и Татьяной в «Жизни»?

Появление Онегина на рауте сопровождается вопросом «Кто это?» – Человек без возраста и без пути. Онегин,

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел…

И начал странствия без цели,

Доступный чувству одному;

И путешествия ему,

Как все на свете надоели.

 

«Добрый приятель» юности Пушкина дожил до зрелых лет, но не перешел ее порога… И если даже страшное Роковое событие не привело его в чувство, есть ли что на свете, что могло бы возвратить ему Жизнь?

Но вот толпа заколебалась,

По зале ропот пробежал…

 

То, что Онегин спрашивает: «Кто это?» – понятно (он давно не был в свете), однако Пушкин так обставил явление Татьяны на рауте, чтобы и мы задумались.

Красота Татьяны очерчена Пушкиным в одних отрицательных определениях, о ее внешности мы не знаем ничего, и даже прекрасной ее назвать нельзя. О кра-соте Татьяны мы знаем только, что она обладает умиротворяющим действием (на всякого, сообразно возрасту и полу) и что ее нельзя ничем затмить.

Она была не тороплива

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней…

К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей; М

ужчины кланялися ниже,

Ловили взор ее очей;

Девицы проходили тише

Пред ней по зале, и всех выше

И нос и плечи поднимал

Вошедший с нею генерал. Н

икто б не мог ее прекрасной

Назвать; но с головы до ног

Никто бы в ней найти не мог

Того, что модой самовластной

В высоком лондонском кругу

Зовется vulgar…

Беспечной прелестью мила,

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей Клеопатрою Невы;

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не могла,

Хоть ослепительна была.

 

Это красота благодатная… Когда человек достигает развития своей личности, он становится настолько «свое-образен», что никакой другой «образ» его засло-нить не может. Своеобразие личности даровано каждому человеку, поэтому, ко-гда человек в «своем образе», это каждому зримо как особая красота, которая не выходит за свои пределы, не посягает, знает себя… Благодатная красота – обя-зательно мирная в себе и потому умиротворяющая. Эту красоту увидел в Татьяне ее муж, эта красота в замужестве расцвела.

И еще: благодатная красота – это покров и защита. Увидев Онегина, Татьяна была поражена: «Удивлена, поражена, но ей ничто не изменило: в ней сохранил-ся тот же тон, был так же тих ее поклон».

Что вы еще хотите знать о замужестве Татьяны Лариной?

Понятно ли о ней, что такая женщина не могла уступить домогательствам Онеги-на? В последней сцене он застает ее плачущую, с его же письмом в руках. Когда она отказывает ему, в этом нет усилия воли, нет решения и нет борьбы… Умные люди рассуждали, почему она так поступила, могла же иначе…

Не могла, и не почему. Как странно, как будто эти умные люди романа не чи-тали. Вся-то ее душа сразу сказалась в том, что Татьяна, впервые влюбившись, полюбила на всю жизнь. И каждый ее шаг по жизни затем был подъемом – от силы в силу. Ей были даны одновременно и любовь, и несчастье. Умение при-нять несчастье, любви не отвергнув, привело ее к замужеству и необыкновен-ной… незахватной красоте.

Татьяна не только не могла поступить развратно или бесчестно по отношению к мужу, она не могла так чувствовать.

Е. А. Авдеенко

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Поступил в продажу компакт-диск: Е. А. Авдеенко. Как правильно выйти замуж (Переходный возраст. Как правильно выйти замуж. Замужество Татьяны Лариной. Как Авраам женил сына).

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru