Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Общее дело

№ 47, тема Мир, рубрика Родина

Русский Север. Холод, снега, суровые люди? Нет, Русский Север – это что-то близкое, куда хочется вернуться еще не раз. Небольшие деревни, гостеприимные жители, просторы, которые не охватишь одним взглядом. И, конечно, деревянные часовни и храмы. Именно они, нуждающиеся в восстановлении, – главная цель экспедиций «Общего дела», которые проводятся на протяжении пяти лет. Это лето не стало исключением, и своими впечатлениями поделились волонтеры, побывавшие в Архангельской, Вологодской и других областях.

Леонид Валдаев, студент 2 курса Сретенской духовной семинарии, волонтер:

Почти две недели я был в Архангельске. Когда мы узнали о поездке, то очень обрадовались, потому что нечасто появляется возможность побывать в таких местах. И главная причина, по которой нужно было ехать, – мы узнали, что православие до тех мест практически не доходит, как выяснилось, некоторые люди даже священников ни разу не видели. Это очень нас удивило. Еще меня поразили белые ночи. Я бывал в Санкт-Петербурге, и белые ночи в Питере – ничто по сравнению с белыми ночами в Архангельске. Мы сидели у костра в три часа ночи, а светло было, как днем. Москвичам такое и не снилось.

Ксения Масальцева, студентка Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

Самое яркое впечатление в экспедиции для меня – это поездка на тракторе. А получилось всё так. Погодные условия были не очень подходящие для передвижения: шли дожди, дорог из деревни в деревню хороших не было, всё оказалось размыто, к тому же из-за дождей разлилась река. Пришлось задействовать трактор. К нему был прикреплен прицеп со стройматериалами, на стройматериалах лежали наши вещи, а на вещах сидели мы, потому что больше деваться было некуда. Я очень удивилась проходимости нашего трактора: вокруг воды выше колена, а мы всё едем и едем. И через реку, и через лес, четыре часа тряски. Было здорово! Еще яркое впечатление осталось от момента, когда я читала акафист в заброшенной часовне. Удивительное чувство, когда стоишь, – под тобой нет пола, просто земля, – читаешь акафист, и вспоминаешь рассказы местных жителей о том, что в этой часовне никто не молился почти сто лет. Невероятное ощущение.

Алексей Форест, волонтер:

Я ездил с экспедицией в прошлом году в город Вельск. Там был один храм и две часовни. Девушки чистили храм и часовни внутри: убирали мусор, стирали со стен надписи. А мужчины занимались кровлей. Но, естественно, за девять дней мы всё сделать не успели. А впечатления остались очень яркие и связаны, по большей части, с природой. Северная природа невероятно красива! Еще удивили местные жители. Совершенно другие люди. Как-то мне нужно было добраться от деревни до города, остановил попутную машину, когда доехали и я спросил, сколько с меня денег, водитель просто сказал: «Нисколько». Так было трижды, и всё разные люди. Жаль, не получилось поехать этим летом.

Василий Марионда, студент 2-го курса Сретенской духовной семинарии, волонтер:

Мне хотелось пообщаться с людьми, поделиться своими знаниями, полученными в духовной школе. И за время поездки я понял, что люди – несмотря на отдаленность от центра, несмотря на сложность жизни, какие-то проблемы, – остаются светлыми душой. Особенно запомнилось, как жители деревень приходили на таинство Крещения, видно было, что они были чем-то отягчены, а во время совершения таинства и после у них менялись лица, светлели. И было приятно понимать, что и эти люди теперь имеют возможность для спасения.

Елена Фиссер, волонтер:

 Об «Общем деле» узнала от подруги, которая сама ездила в экспедицию этим летом. Она рассказала о поездке, показала фотографии. И мне тоже захотелось сделать что-то не только для себя, не денег заработать, а сделать что-то для других, для души. Подала заявку, и через неделю мне сообщили, что собирается еще одна экспедиция, я согласилась. В команде, по-моему, никто друг с другом не был знаком, но сдружились мы очень быстро. Сама я на севере дальше Питера не бывала, и первое, что удивило, – красота и просторы. Смотришь по сторонам и не видишь ни конца ни края. И ведь не плоская равнина, а холмы, реки, леса.

Еще удалось погулять по деревням, нашли много заброшенных домов. Это так интересно! Когда зашли в один такой дом, то увидели лавки, поставленные вдоль трех стен: так раньше обставляли избы, чтобы на лавках сидеть и спать. В том доме даже киот сохранился, полочки разные. Поразило отношение к нам местных жителей: посторонние люди, совершенно чужие, готовили для нас горячие обеды и привозили к часовне. Я сама из Москвы, и за время поездки для себя сделала выводы о том, насколько всё же отличаются люди из небольших городов и деревень от людей, живущих в мегаполисах. Получилось так, что уже на обратном пути мы остановились в деревне Капустино Вологодской области. Там была часовня в честь Святых Апостолов Петра и Павла, которую также восстанавливало «Общее дело». И местный священник, с которым был знаком руководитель нашей группы, пригласил нас к себе домой на обед. В гостях мы познакомились с приемной дочерью священника. Именно в тот момент я поняла, насколько это духовно чистые люди. Они говорят то, что думают, непосредственные, без фальши и очень открытые.

Сергей Зацаринный, студент 2-го курса Сретенской духовной семинарии:

Нашей основной остановкой было село Поле Архангельской области. А уже из Поля выезжали к разным храмами и часовням, находящимся поблизости. Больше всего запомнилась доброта местных жителей. Жизнь и люди там особенные. В деревне, где мы жили, даже двери на ночь никто не запирал. Наверное, это связано с количеством жителей: в селах часто живет всего по сорок человек. Поэтому больше тишины, сплоченности, взаимопомощи, нет агрессии. В тех местах даже мобильными телефонами почти не пользуются, в основном, стационарными. Когда живешь там, находишься в удивительном состоянии: ничем не обременен, у тебя нет телефона, не знаешь, сколько времени, просто живешь. По-настоящему. Это очень полезно, потому что часто жизнь в городе подсовывает какую-то мишуру ненужную, но при этом нет общения, нет молитвы. И только когда ты остаешься один, в тебе самом происходят перемены: ничто не отвлекает, можешь больше разобраться в себе, всё слышишь, всё видишь. По этому я буду скучать.

Илья Воеводин, архитектор-реставратор:

Езжу с экспедициями уже три года. И всё это время связано практически с одним местом – север Вологодской и юг Архангельской областей. Первая поездка была для разведки, и тогда обнаружилось двенадцать деревянных часовен, которые нигде не числились. Потом с однокурсницей оформили результаты поездки как научный труд, статью написали. Состояние тех часовен, конечно, плачевное. В крупных городах есть возможность поддерживать храмы и часовни, но даже в областных центрах часто службы проходят в полуразрушенных храмах.

Думаю, работа «Общего дела» имеет большое значение. Даже консервационные работы помогают продлить срок жизни сооружений. Есть часовни, в которых рубероид положили в конце восьмидесятых – начале девяностых годов, и благодаря этому часовня стоит до сих пор. Даже если люди туда приедут еще через двадцать лет, есть надежда, что хоть что-то сохранится. Работы много, но, несмотря на занятость, всё же удается наблюдать за жизнью вокруг. Люди в тех местах другие. Прежде всего, спокойнее, конечно. И это не медлительность, а умиротворенность. Внимательные, они сразу обращают внимание на приезжающих. Если это просто туристы, приехали и ничего полезного не делают, то относятся с прохладцей. А если приезжаешь и чем-то начинаешь заниматься, то сначала наблюдают. И если видят, что человек приехал по делу, то и сами уже стараются помочь. Во время поездок всегда происходит что-нибудь интересное. В этот раз получилось так, что должны были приехать на место в день празднования памяти преподобных Зосимы и Савватия, а часовня, к которой ехали, была построена в их честь. Хотели попросить местного священника, чтобы он с нами прочитал акафист, но, к сожалению, у него не получилось, потому как была служба в храме в соседней деревне. Решили, что сами как-нибудь прочитаем. А так как собирались в поездку в последний день, то в спешке не успели акафист распечатать. Но что поделаешь, пошли в часовню. И тут нам навстречу идет бабушка местная, удивленно на нас смотрит и несет книжку. Мы сразу: «А что у вас за книжка?», и выяснилось, что каждый год эта бабушка с подругами читают акафист преподобным Зосиме и Савватию. Вот так мы с бабушкой акафист и прочитали, причем книга была старинная, дореволюционная. В общем, было очень здорово!

Илья Мазин, руководитель экспедиции:

Люди присылали свои анкеты, оставляли координаты, потом происходило распределение. В основном, все ехали впервые. Основные регионы, откуда присылали анкеты: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и, что интересно, Ирландия. Когда девушка вернулась из экспедиции к себе на родину, в Ирландию, думаю, она была для друзей как для нас Юрий Гагарин, потому что побывала в невероятных местах. Мы общались с ней в основном по-английски, хотя она знала немного русский язык, так что даже с местным населением не было проблем в общении. Нужно сказать, что она всё переносила очень стойко, двенадцать часов на лесовозе чего только стоят. И хотя поначалу относилась ко всему скептически, со временем прониклась. Мои впечатления как руководителя группы: совершенно незнакомые люди в экспедиции уже через полдня становятся родными людьми. Что этому способствует? Общее дело.

Яна Сергеева

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru