Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Лена, спасибо тебе

№ 22, тема Справедливость, рубрика Образ жизни

автор Дмитрий, 24 года

Пришла сессия – и живые позавидовали мертвым». Самым зверским у нас на курсе считался преподаватель истории и философии  Максим Юрьевич. Сам еще довольно молодой – 36 лет, он мучил нас с олимпийским спокойствием.
Если отвечающий плавал в ответах, Максим Юрьевич начинал издеваться:

– Ого, какие я подробности узнаю о периоде застоя! Никогда бы не подумал! Продолжайте!
Жертва краснела, бледнела, кусала губы. Парни грубили и матерились за дверью, девчонки нервно курили или плакали. Максима Юрьевича ругали, проклинали, спорили с ним и… смиренно ходили пересдавать – выбора не было. Он не валил специально. Он просто любил свой предмет.

– Историю России вы у меня знать будете. Если вам за себя не стыдно, то мне стыдно ставить свою подпись в зачетке человеку, который понятия не имеет, в какой стране живет. Вот из таких, как вы, вырастают иваны, не помнящие родства. А потом с пеной у рта спорят за стойками баров, почему в России жить так плохо, – пускался он в рассуждения, пытаясь поднять наше национальное самосознание. А мы сидели, слушали и думали, как ему сдать очередной экзамен…

Наконец этот день настал, мы пришли сдавать.
В этот раз Максим Юрьевич еще и у заочников принимал экзамен, поэтому чуть опоздал и пришел в аудиторию, где мы уже сидели, послушно сложив все учебники/лекции/мобильники на отдельном столе (это было его требование).

– О, как я вас выдрессировал, – покачал головой Максим Юрьевич.

Он попросил всех встать и поменяться местами. Мы застонали. Максим Юрьевич разбил пары, которые хотели сидеть вместе, пересадил отличниц – пару девчонок­зубрил – за последние парты.  И, проходя между рядами с ведомостью, распределил вопросы (билеты у него не тянули).
Ура! Мне повезло: вопросы попались отличные! Максим Юрьевич расхаживал по аудитории (ни один преподаватель так не делал!). Потом успокоился и сел за стол. Я к тому времени полностью ответил на первый вопрос и, очень довольный собой, заканчивал второй.

И тут однокурсница, которую посадили впереди меня, незаметно бросила мне клочок бумаги. Я не сомневался, что Лена ничего не знает и просит помощи. Вообще было непонятно, как и зачем она поступила на наш факультет.
«Передай мне листочки!» – было написано на клочке. И тут я понял: в моем столе лежала стопка шпаргалок, отпечатанных мелким шрифтом и аккуратно разрезанных.

– Передай мне! – шипела Лена.

Я аккуратно взял листочки и, косясь на преподавателя, незаметно сунул руку под стол.
Мои пальцы столкнулись с Лениными, разжались… и листочки полетели на пол. Лена чертыхнулась, и в ту же минуту Максим Юрьевич назвал мою фамилию. Через несколько секунд он уже стоял около нас, созерцая «шпоры» на полу.

– Ювелирная работа, – похвалил он шпаргалки и вздохнул: – На выход. С вещами.

Я стал оправдываться, доказывать, что я сам все написал. Лена молчала. Вообще выходило очень глупо – как будто я пытался свалить вину на девушку. Но ведь я действительно ни при чем! Но объяснять что­то Максиму Юрьевичу бесполезно. Он человек принципа.

Наконец я, расстроенный, ушел, хлопнув дверью. Я был готов заплакать от такой несправедливости. Сам все написал и этой дуре помочь хотел… Вот уж верно: не делай добра, не получишь зла. Вернувшись домой в бешенстве, пару часов я строил страшные планы мести ненавистному преподу. К утру пришло философское состояние успокоения – ладно, сдам еще раз, пусть подавится. Не зря же учил.

И вот начало июня, я трясусь в автобусе по пробкам, еду на пересдачу. От нашей дачи до университета – два с половиной часа, с пробками ехал на час дольше. Опоздал, вошел злой, как черт, все написал, отвечал по­следним. Лену, кстати, к тому времени  отчислили за хвосты.

Максим Юрьевич еще поспрашивал, убедился, что я в теме, и дружелюбно сказал:

– Молодец, порадовал.

Я скривился, с трудом сдерживаясь, чтобы не нахамить.

Он заметил.

– Ладно, ты меня тоже пойми. У меня вас таких знаешь  сколько? Зато доказал, что сам все знаешь.

– Я, знаете, сколько и как сюда добирался?

Максим Юрьевич в тот день был особенно благодушно настроен, говорил на равных; меня это подкупило. И вот мы выясняем, что оба походы любим, велосипед…

И вдруг Максим Юрьевич спрашивает:

–  Дима, а ты случайно не хочешь поехать на Белое море? Я со своими с биофака еду, у нас там место появилось: парень­ихтиолог попал в больницу…

Я не дал ни ему – договорить, ни себе –
опомниться, неожиданно заявив:

– Очень хочу!

Так я попал на Белое море. Это была незабываемая поездка! Ехали на поезде шумной компанией (преподаватели, студенты – биологи и геологи). Хохотали, зачитывая  правила пребывания на Беломорской биостанции (ББС): «Для пользования баней необходимо иметь резиновые тапочки. Для пользования столовой необходимо иметь кружку, миску, ложку».

На пароме доплыли до Паяконды (в Карелии), добрались до ББС (это подразделение биофака МГУ). Белое море холодное, но нас это не остановило – полезли купаться. Я узнал, что такое полярный день: без электронных часов – никуда, день с ночью можно перепутать. Природа вокруг – по­трясающая, совсем другой мир. Кругом тайга, скалы, много болот, целые плантации мха…

Вообще­то все приехали туда на практику, которая оказалась нелегкой, но ощущение от поездки осталось такое радостное, будто прошел один день в компании новых хороших друзей. Но главным открытием для меня стал Максим Юрьевич. Он вечерами стучал в наш домик: «Дети подземелья, выползаем!» Никаких «устали» не принимал. Он хорошо играет на гитаре и поет, а еще он любит футбол. Он разбил нас на команды, и мы играли не на жизнь, а на смерть. Другие преподаватели тоже были  ничего, но не такие заводные.

Прошло два года, как я закончил МГУ. Периодически мы встречаемся с Максимом Юрьевичем, обсуждаем что­нибудь; это потрясающий человек… Лены, благодаря которой я открыл для себя своего преподавателя и попал на ББС, я больше не видел, контактов ее не осталось. Но если бы встретил, сказал бы: «Лена! Спасибо тебе. Если б не те шпаргалки...»
 

Рейтинг статьи: 5


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru