Казалось бы, чего легче – определить, что такое простота. Но как сказать о ней, не впадая в банальности, живо, образно, интересно? С этой задачей мы обратились к отцу Игорю ФОМИНУ, священнику храма Казанской иконы Божией Матери на Красной площади и кладбищенского храма Святителя Иннокентия Московского в Ракитках.
– Отец Игорь, как Вы считаете, что такое простота?
– Я думаю, что простота – это совершенство. Маленький ребенок смотрит на окружающий мир очень просто. Он может подойти познакомиться к незнакомому человеку, попить суп из тарелки… Он радуется каждой мелочи: от божьей коровки до красивого камушка. Постепенно ребенок растет, присматривается к дядям и тетушкам и начинает более важно, по-взрослому себя вести. И этим очень осложняет себе жизнь. В его детский радостный, светлый мир начинают входить грехи тщеславия, лжи, зависти и так далее. В процессе общения со взрослыми и ровесниками появляются правила порой не нужные, а лишние. А простота, та самая, детская, все больше исчезает из души…
И когда уже клонится к тому, чтобы Господь призвал его к Себе, он оглядывается на свою жизнь и многое переоценивает. Человек приходит к мудрости через испытания, дающие жизненный опыт. Они бывают тяжелые, даже трагичные, но благодаря им с человека спадает лишняя шелуха и он снова становится собой. Помните поговорку «что стар, что млад»? Она именно об этом родстве детей и пожилых. И те и другие умеют не усложнять себе жизнь, а смотреть на многое проще. То есть простота для меня – образ совершенства, данного ребенку Господом, а потом приходящего к нему с опытом, с житейской мудростью.
– Были какие-то памятные случаи в Вашей жизни, связанные с простотой?
– Когда я проходил практику в Институте Склифософского (ведь сначала я хотел стать врачом), в реанимации я заметил, что молодые врачи часто осложняли дело. Они применяли агрессивные методы выведения из шока, из клинической смерти. И был у нас замечательный профессор, очень спокойный, тихий человек небольшого роста. Если монитор показывал, что у больного останавилось сердце, профессор всегда начинал с простого: он проверял все контакты – не отошел ли провод. А молодые врачи уже собирались привести в чувство «умирающего» электрошоком!
– Получается, что сложность мешает человеку жить?
– Она запутывает, усложняет все так, что потом начнешь утирать слезы пяткой левой ноги, то есть сам в себе страшно запутываешься, – и распутаться будет ой как нелегко. Бывает, человек начинает мудрить, важничать вместо того, чтобы просто сказать: «Извините, я не знаю, как решить эту проблему. Давайте посоветуемся с более опытным человеком».
– А где еще Вы встречали простоту?
– Еще в семьях, где царят любовь и честность. Там, где взрослые избегают врать. Ведь ложь как раз все запутывает и усложняет, впрочем, как и другие грехи и страсти. Такие семьи встречаются нечасто, но все же. Господь дает таким честным людям особый дар – проницательность.
– Как увидеть, различить настоящую простоту?
Однажды, еще «зеленым» семинаристом, я попал на встречу к отцу Кириллу (Павлову) в Троице-Сергиеву Лавру. У меня были какие-то вопросы к отцу Кириллу, но я шел больше из-за эгоистических побуждений: все ходят – и мне тоже надо приобщиться к духовности... В коридорчике перед его кельей сидело множество совершенно разного народу: священники, бизнесмены, простые миряне, государственные мужи… В конец этой пестрой очереди пристроился и я. После долгого ожидания подошел мой черед. Отец Кирилл сам открывал дверь и приглашал в келью. Он усадил меня на стульчик, пошутил, подарил мне иконку, внимательно выслушал все мои насущные, как тогда казалось, проблемы… Теперь я понимаю, что они были вовсе не важные, но с каким уважением, сочувствием отнесся к ним отец Кирилл! Я ожидал от него умных ответов, важностей и ошеломленно слушал простые, мудрые советы великого старца, полные настоящей христианской любви. Я был словно не в себе, отец Кирилл поразил меня до глубины души.
И ушел от него с необычайным чувством радости. Это ощущение похоже на то, как входишь с мороза в натопленную комнату: тебя сразу обнимает тепло. А здесь – любовь. Я не ожидал такого и запомнил эту первую встречу на всю жизнь. А те советы старца помогают мне до сих пор.
– Что нужно делать, чтобы приобрести такую простоту?
– Думаю, надо полюбить всех по отдельности. Не всех людей в целом, а каждого, кого Господь тебе посылает сейчас. С кем бы ты ни общался, ты должен относиться к нему так, как относился к предыдущему и будешь относиться к последующему, – с любовью и вниманием. Это и есть простота. И достигнуть ее зачастую очень нелегко, это требует труда над своей душой.