Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Игры Финчера

№ 34, тема Игра, рубрика Культура

Игра первая. Очевидная

С момента появления фильма «Игра» мнение, что Финчер – культовый режиссер, уже не кажется спорным (появившийся через два года «Бойцовский клуб» эту точку зрения только укрепил). История, рассказанная режиссером, мастерски сыгранная Майклом Дугласом, Шоном Пенном и Деборой Ангер не оставила равнодушными кинозрителей.

«Вспоминая фильм, хочется нажать на тормоза, ведь скорость, до которой разогнан сценарий к концу фильма, неумолима. Такие впечатления удерживать в себе трудно. После нужен спокойный отдых, но это как наркотик: чем больше смотришь, тем больше хочется».

Что показал нам Финчер? – условность того, что мы называем игрой. Игра – это вроде бы какие-то правила, которые ты можешь принять, а можешь отвергнуть. Не принимаешь правил игры – твой выбор. Игра – отдельно, ты – отдельно, сам по себе. Но есть Большая игра, которая вторгается в твою жизнь независимо от того, хочешь ты или не хочешь. И что делать тогда простому человеку – остаться самим собой или принять правила игры (причем на кон поставлена сама жизнь)? Недаром слоган этого фильма – «Ты готов сыграть?» – «Пан или пропал?».

 

Вернемся к Финчеру. Живет себе в Америке преуспевающий человек Николас Ван Ортон, финансовый магнат, который знает, чего он хочет в этой жизни. Живет он один, ему никто не нужен – он даже не помнит, к кому ушла его жена. Есть одно «но» – в возрасте сорока восьми лет покончил самоубийством жизнь его отец. Воспоминания о самоубийстве отца не дают ему покоя, особенно по мере того как неотвратимо приближается его собственное 48-летие.

И тут объявляется родной непутевый брат Николаса Конрад, бывший наркоман и разгильдяй, которого главный герой не видел уже года три, и дарит ему в качестве подарка карточку с телефоном, и обещает такие ощущения, которые тот не испытывал никогда в жизни.

            Николас почему-то всерьез отнесся к предложению и пошел в компанию, которую порекомендовал ему брат. А в этой компании ему предложили сыграть в Игру, правил которой не объяснили – так играть будет интересней.

            И тут с Николасом начали происходить самые невероятные вещи. Он понял, что оказался втянут в какой-то странный процесс. За считанные дни его жизнь несколько раз подвергалась смертельной угрозе, он потерял все свое состояние, Николаса предали все близкие и дальние.

Рискнув всем, включая собственную жизнь, Николас ее же и получил. Только полностью обновленную. Страшная Игра обновила его целиком. Он снова полюбил своего непутевого брата, свою бывшую жену, полюбил новую женщину.

Игра вторая. Символическая

Но размышляя и показывая Игру, в которую оказался втянут Николас, Финчер начинает собственную игру со зрителем, причем, со зрителем, который занимает очень большие места в современной жизни. «Сыграем в игру – кто что увидел».

Визуальное искусство имеет много способов показать нам, что оно говорит не только о том, что мы видим. Символ или даже знак указывают нам иную реальность, о которой непосвященный зритель не догадывается, но которая, тем не менее, присутствует в произведении искусства.

Если почитать всевозможные интеллектуальные рецензии, то можно уяснить про фильм «Игра» следующее: «Сюжет фильма основан на реально существующей ролевой игре, популярной в США. Идея этой игры проистекает из фильма 1980 года «Полночное безумие» («Midnight Madness»). В «Игре» также можно разыскать реминисценции из романа Джона Фаулза «Волхв».

Любой человек, прочитавший самый популярный роман знаменитого английского писателя Фаулза «Волхв», конечно же, отметит: сходств в романе и фильме очень много. Главных героев зовут Николасами, в Игру их втягивают люди с похожими именами Конрад («Игра») и Кончис («Волхв»), главные герои все никак не могут прорваться к реальности из-за того спектакля, который разыгрывается вокруг них. Но сходство «Игры» с «Волхвом» – чисто внешнее. По сути, то же самое Финчер совершит и в «Бойцовском клубе» – когда на основе произведения Паланика возникнет нечто совершенно иное.

Необходимо помнить: Америка – очень необычное государство. Мы привыкли говорить о контрастах России, но контрасты Америки гораздо круче. И касается это прежде всего религии. Америку создали две силы – протестанты-фундаменталисты и масоны. И если первые во всем доверяют букве и не любят никаких символических толкований, то вторые, напротив, обожают всевозможные символы и символические толкования. В Америке полно и масонов-протестантов (но об этом как-нибудь в другой раз).

            Любой человек, мало-мальски знакомый с масонством и имеющий под рукой книгу, где рассказывается об основных этапах масонского «крещения», будет поражен, насколько оно объясняет все ключевые моменты фильма. К масонской символике «крещения» относятся: порча рубашки главного героя, нахождение его в одном ботинке, потеря им всех денег, испытание тремя стихиями мира: огнем, водой, воздухом; пробуждение в гробу.

Зачем это понадобилось Финчеру? На первый взгляд, все понятно: масонство постоянно говорит о новом рождении человека. Вот и Николас ван Ортон буквально заново родился. Обновленного Николаса радостно встретили все участники Игры – «братья», во главе с главным братом (согласно масонскому ритуалу, вновь обращаемый во время всего действия имеет завязанными свои глаза, и только в завершении ритуала повязка с его глаз снимается) – и  подарили ему майку (в настоящем масонском ритуале дарят фартук – типа, теперь ты настоящий масон).

            Тема масонства чрезвычайно заезжена в современной массовой культуре. И как только появляется человек, брызжущий слюной и рассказывающий о кознях масонов, так сразу же возникает кагал писак, разоблачающий очередного «съехавшего» на этой теме. Спокойного, но предельно серьезного рассказа о масонстве дождаться невозможно.

Только Финчер в «Игре» сумел сделать это на втором символическом уровне своей картины. Николас ван Ортон кричит: «Я хочу видеть этих кукловодов». Ну что ж, Финчер их показал. По слухам, просочившимся из Голливуда, сделать это он хотел еще более радикально: Николас должен был умереть, никакой новой жизни. Продюсеры с этим не согласились – им, как говорится, виднее. В результате получился вполне оптимистичный финал. Но Финчер не смирился.

 

Игра третья. Глобальная

            Есть игра, которую играет Финчер со своими зрителями на протяжении одного фильма, а есть игра, причем игра смертельная, которую он играет со своими зрителями на протяжении своей знаменитой трилогии.

            Финчер снял три культовых фильма: «Семь», «Игра», «Бойцовский клуб». Когда после этой трилогии появился его новый фильм «Комната страха», его поклонники были в шоке: куда девался великий Финчер, признанный лидер всего независимого американского кино?

            Да никуда не девался. Что Финчер хотел сказать – он сказал. Знаменитая трилогия Финчера посвящена играм дьявола в современном западном обществе (Финчер – самый яркий демонолог западного мира). Причем, он четко показал, к каким последствиям приводит то, что люди начинают играть в эти игры.

Рассказал он об этом в той форме, в которой мог – продюсерскую цензуру в Голливуде никто не отменял. Кубрик в знаменитом фильме «С широко закрытыми глазами» сумел ее обойти и сказал о сути западного общества более четко и откровенно, но за это поплатился жизнью – «через неделю после первого закрытого показа перед главными продюсерами картины скончался от сердечной недостаточности».

 Финчер выбрал окольный путь – и в результате остался жив. Правда, народ в большинстве своем так и не понял, что же сказал Финчер. А те, кто понял, сделали все, чтобы другие теперь точно ничего не поняли.

            Первая ступень финчеровской демонологии – фильм «Семь». Два полицейских, Сомерсет и Миллз, расследуют дело о серийном убийце Джоне Доу.

            Доу считает себя орудием Господа, карающим за смертные грехи. Для этого он подвергает жертвы физическим и моральным страданиям, которые готовит с холодной расчетливостью. Каждое наказание посвящено одному из семи смертных грехов: чревоугодию, алчности, праздности, гордыне, похоти, зависти и гневу. Изощренный убийца каждый раз оставляет на месте преступления лишь название греха, который совершила жертва, а также хитроумную зацепку-головоломку. Только с помощью этой зацепки можно найти следующую жертву. Впрочем, ближе к развязке фильма из-за успешной деятельности детективов он вынужден сменить тактику и сам сдается полицейским. В качестве жертв для двух последних грехов он назначает себя для зависти и детектива Миллза – для гнева. Джон Доу убивает беременную жену Миллза и присылает ему посылку с ее головой. Не сумев овладеть своим гневом, детектив Миллз застреливает безоружного и скованного наручниками спокойного, готового к смерти преступника, чем завершает его чудовищный план.

            Слоган этого фильма четко передает его смысл: «Он возомнил себя Богом и начал карать». В фильме «Семь» показана игра дьявола с человеком. Дьявол переиграл Джона Доу очень просто. Он его обманул, соблазнив возможностью осознать себя Богом и карать людей. Еще в Евангелии рассказывается, как дьявол пытался обмануть Иисуса Христа, искушая Его гордыней: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Евангелие от Луки, глава 4, стихи 6–7).

            Вторая важная ступень демонологии Финчера – фильм «Игра». Здесь дьявольская игра через судьбу отдельного человека проигрывается с современным обществом. Финчер показывает, насколько западный истеблишмент втянут в дьявольские игры – игры кукловодов (об их воплощении – масонстве – рассказано выше).

Но самое главное откровение Финчера – это фильм «Бойцовский клуб». Главный герой картины, служащий большой автомобильной компании, мучается от бессонницы и обязательств, которые накладывает на него современное общество потребления. Его личный врач вместо очередной порции лекарства советует ему посещать клубы неизлечимо больных людей. В одном из таких клубов он знакомится с таким же «симулянтом» Марлой Сингер.

        Практически тут же в одной из командировок он случайно знакомится с Тайлером Дерденом, последовательным противником современного западного общества. Дерден помогает главному герою уйти из привычного ему мира офисов и кондоминиумов. Вместе они создают Бойцовский клуб. Здесь простые люди получают возможность в кулачном бою не просто избавиться от раздражения и злобы, связанных с осознанием фальши и пошлости общества потребления, но и стать настоящими мужчинами. Главный герой испытывает чувства к Марле Сингер, но Дерден его опережает.

Через некоторое время бойцовские клубы, воспринимающие себя жесткими общественными антагонистами, возникают по всей стране. Главный герой с ужасом осознает, что клубы превратились в мощную террористическую организацию, готовую начать решительную атаку. Но самое страшное откровение для него – понимание того, что Тайлер Дерден и он – это одно лицо.

Если дьявол в первых двух фильмах Финчера не появляется на экране, то здесь он перед нами. Казалось бы, что нового можно сказать о нем (в Голливуде фильмы о дьяволе поставлены на поток: мало того, к началу XXI века их количество резко возросло, таким образом, отмечали то ли 2000-летие Рождества Христова, то ли приветствовали «эру Водолея»). Но Финчеру это удалось. Хотя подавляющее большинство зрителей дьявола вообще не заметили. Да, у главного героя произошло расщепление сознания – что изумительно передали Питт и Нортон. Да, Дерден, конечно, смахивает на дьявола, но это только глюк, игры разума. Современный кинозритель привык к конкретным воплощениям нечистой силы – как это играет Аль Пачино в «Адвокате дьявола». Финчер же выбрал совсем другой путь.

            Он четко показывает, что дьявол не имеет онтологии, при всей пораженности современного мира дьявольскими играми, дьявол не равен Богу. Только по мере того, как человек впускает его в свое сознание, начинает с ним играть – дьявол материализуется (в мире громадное количество лжи, но ложь от этого не становится равнозначной истине). Главное доказательство того, что дьявол – не глюк, в финчеровском фильме – эпизод драки  в подземном гараже. Один из фрагментов боя специально передан через камеру видеонаблюдения – перед нами не взгляд обезумевшего расщепленного сознания, а некое объективное наблюдение – взгляд со стороны. Причем, зрителям известно, что главный герой может избивать сам себя (эпизод в кабинете начальника), но здесь становится очевидно, что нечто невидимое, но, безусловно, материальное тащит главного героя за волосы назад. И это нечто – тот самый глюк – Тайлер Дерден, обретший страшную силу над нашим героем.

            Гений Финчера состоит в том, что вместо очередного процесса одержимости (очень любимого современным кинематографом), он четко показывает, как дьявол овладевает человеком. Дьявол – отец лжи. И именно когда человек лжет не только окружающим, но и самому себе, он оказывается втянутым в игры дьявола. Чтобы показать это, Финчер использует знаменитый двадцать пятый кадр. До того момента, как на экране первый раз по-настоящему появляется Тайлер Дерден, в кадре он был уже четыре раза (дьявол овладевает человеком постепенно). Символично, что первый раз вклейка двадцать пятого кадра с Дерденом происходит в тот момент, когда главный герой рассказывает о фальшивости и лживости современного общества массового потребления на фоне ксерокса. Ведь дьявол – это не просто ложь, дьявол – это обезьяна Бога, дьявол – это великий имитатор. Дьявол не может творить, не может создавать новые сущности, но имитировать творчество, множить бессмысленные сущности – это любимая игра дьявола (ксерокс в этом контексте обретает безусловную связь с игрой дьявола с обществом массового потребления – ксерокс не может творить ничего нового, он может только умножать).

Сложность понимания «Бойцовского клуба» состоит в том, что нам в начале показывают часть конца, а затем рассказ начинается из середины. И только осмыслив конец, можно представить, что же было сначала.

Мы начинаем видеть процесс в самой драматической точке. Благодаря долгой и последовательной лжи процесс расщепления сознания человека заканчивается дьявольской одержимостью (в героя вселяется дьявол), одновременно Господь посылает человеку помощь в лице любящей Марлы (Бог есть любовь). Во время ее присутствия дьявол не может глобально овладеть душой главного героя. Между Марлой и дьяволом начинается напряженная борьба.

Марла оказывается той маленькой ложкой, с помощью которой главный герой вычерпывает моря лжи, произведенные им самим за время дьявольских игр.

Его последний выбор страшен. Во время решающего диалога с дьяволом, который предпринимает последнюю попытку окончательно овладеть душой главного героя и осуществить свой дьявольский план по уничтожению города (операция «Разгром»), он наконец-то понимает степень поврежденности своего сознания. И вместо того, чтобы палить в невидимый глюк, он стреляет в самого себя. И выстрел этот – не самоубийство, Финчер таким образом переводит на экран евангельскую притчу о том, что «если человек хочет спасти свою душу, он должен ее погубить».

Финчер предельно честен: «Все, что мог, и как мог, я сказал: хотите понять – понимайте, а теперь я простой режиссер, который с помощью кино деньги зарабатывает» (статья написана в тот момент, когда в прокат вышел новый фильм Финчера «Социальная сеть», почти документальный рассказ о создателе знаменитого «Фейсбука»). Увы, как и любой правильный демонолог, он так пристально всматривается в лицо зла, что Истине места в его картинах просто не остается. Вы хотите знать об Истинном Боге – это не к Финчеру. У него все просто, при всей сложности: «Дьявол – отец лжи, в дьявольские игры играть нельзя». Не ходите, дети, в Африку гулять!

 

Василий Пичугин

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

Комментарии


Андрей
05.04.2019 22:11
Замечательная статья. Но в одном не согласен насчёт "Бойцовского клуба" - Тайлер всё-таки добился своего. Рассказчик успел разминировать только одну бомбу, но остальные успешно сдетонировали, взорвав небоскрёбы с главными банками и кредитными учреждениями Штатов, что должно повлечь хаос в экономике сверхдержавы, по сравнению с которым Великая Депрессия уже не будет казаться столь великой. А дальше - лавинообразный рост преступности, сопровождаемый повсеместным взрывом насилия. Обвал американской экономики приведёт и к глобальному финансовому кризису. Ну а анархо-нигилистический культ Тайлера Дёрдена, как болезнь, распространится в другие страны: сначала в англоговорящие (Британию, Канаду, Австралию), а затем и на континентальную Европу. У человека, сумевшего обрушить американский капитализм, найдётся много последователей из числа простых работяг, уставших пахать на элиту.
А подлинное имя главного виновника никто так и не узнает. Единственному, кто его видел (через кого он всё это и проделал), он внушил, что был всего лишь его альтернативной личностью, а затем симулировал перед ним свою смерть. Так безымянный центральный персонаж "Бойцовского клуба", сам того не ведая, стал Антихристом - лжепророком, через которого Дьявол посеял смуту в людских умах и подтолкнул цивилизацию к краху. А ведь всего лишь надо было сказать "нет", когда Тайлер попросил ударить его, затем попрощаться с этим странным незнакомцем с до боли знакомым лицом и пойти ночевать в гостиницу.

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru