Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Что вы делаете, когда вам лгут?

№ 56, тема Правда, рубрика Личное

 

 

Мария Дроздова, 21 год, студентка МГОСГИ, Москва

Когда я чувствую, что мне лгут, то сразу же поднимается в душе возмущение, накатывает обида. Думаю, что не у меня одной возникают подобные эмоции, а ведь они не помогут разрешить ситуацию. Поэтому для начала надо успокоиться, потом подумать на трезвую голову: почему человек решил солгать? Может, он боится последствий того, что будет, если вы узнаете правду? Или он часто прибегает к маскированию действительности? Я считаю, что откровенный, доверительный разговор с этим человеком – лучшее средство.

 

Николай Кузин, 33 года, художник, Москва

Насчет лжи – я не сталкивался. Часто сталкивался с шутками.

Мне самому пришлось однажды сказать неправду. В этом случае даже не имела место пословица: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Если бы мы с мамой сказали правду, то папе могло бы стать плохо.

 

Андрей Рыбаков, 33 года, физик, г. Саров

Терпеть не могу, когда лгут, но на чистую воду не вывожу. Нередко с этим сталкиваюсь, это сразу заметно. Но и сам оказываюсь в этой ситуации, если испуган: начинаю кривить и могу солгать. Считаю, что ложь приемлема лишь тогда, когда правда принесет еще больший вред.

 

Виктория Каулине, 34 года, логист, Москва

Когда явно вижу, что мне лгут, – молюсь за этого человека (если он посторонний). Если он близкий мне человек, то очень огорчаюсь, понимая, что плохая ситуация у него, раз он лжет. Иногда не выдерживаю и указываю человеку на то, что он говорит неправду, и призываю к исправлению. Я считаю, что есть разная ложь: ложь во спасение, даже в какой-то мере врачующая. И ложь, губящая душу. Иногда жестокая правда, сказанная в лицо, будет ложью, которая человека погубит. Если внешне некрасивому человеку сказать, что он некрасив, – это ведь ложь – человек духовно может быть прекрасен! И в Царствии Небесном мы все (если попадем) будем красивы! А человека такая «правда» может погубить…

 

Сергей Каплин, 23 года, педагог Москва

Ложь – это однозначно грех. Отец лжи – дьявол. Большинство из нас когда-нибудь врали или привирали, чтобы выставить себя в лучшем свете. По собственному опыту знаю, что когда начинаешь привирать, это входит в привычку и от этого становится трудно избавиться. Это «безобидное» приукрашивание постепенно входит в нашу жизнь и перерастает во вранье. Поэтому лучше пресекать этот грех в самом зародыше.

 

Елизавета Ридэль, 18 лет, менеджер, Москва

Когда мне лгут, что же я делаю в этот момент? На самом деле, я человек очень доверчивый, верю всему и не считаю это плохой чертой своего характера, но когда мне явно врут, такое ощущение, как будто в сердце появляется пятно и потихоньку увеличивается и увеличивается, закрывая всё то хорошее, что у меня было с тем человеком. Я наивная, но если меня обмануть, то уже никогда не вернуть, не потому что я не прощу, а просто душа – очень хрупкая штука, и боль очень легко может разрушить то, что создавалось годами!

Я, честно скажу, частенько вру, и что самое ужасное – на автомате, приукрашиваю истории, чтобы они были красивыми и веселыми. Спросите: для чего? А я отвечу: я завишу от общественного мнения, ничего кроме как веселиться и болтать я толком и не умею, и если вдруг у меня отберут любовь толпы, то, по моему (естественно, ошибочному) мнению я потеряю свою изюминку. Но Бог учит нас не врать и верить в то, что Он всегда рядом. И та боль, которую мы чувствуем, когда нам врут, посылается нам, чтобы мы поняли, какую боль мы сами причиняем людям!

 

Анастасия Крылова, 23 года, врач-педиатр, г. Саратов

Сталкивалась с таким нечасто, к счастью, и очень надеюсь, что и в дальнейшем не очень часто буду с подобными вещами иметь дело. Конечно, я тоже время от времени лгала, и бывало, что очень близким людям, больше это случалось, конечно, в детстве из-за страха наказания. Сейчас такое случается изредка, чтобы, например, не волновать и не расстраивать немолодых родителей, когда в моей жизни бывают непростые моменты. Но считаю всё-таки ложь неприемлемой, стараюсь каяться во лжи и как можно чаще говорить правду.

 

Илья Филин, 37 лет, инженер, Москва

В таких случаях прямо говорю об этом, в зависимости от ситуации: от «у меня такое ощущение, что вы говорите неправду», до «хватит врать». Я вообще считаю, что ложь – это плохо и неприемлемо. Но, к сожалению, иногда у меня случаются ситуации, когда я говорю неправду. Ситуации, в которые оказываешься втянут поневоле, и получается, что сказать правду – это подставить человека, который просил тебя не разглашать его тайну.

 

Екатерина Низковских, 26 лет, учитель, Москва

Когда мне явно лгут, я стараюсь дать человеку понять, что не уверена в его словах. Я полагаю, что явную ложь необходимо раскрывать сразу и пытаться выстроить как можно более искренние отношения с собеседником. В своей жизни я оказывалась несколько раз в подобных ситуациях, и разрешить их получилось лишь неравнодушным отношением к словам говорящего.

 

Ольга Живова, 28 лет, домохозяйка, Москва

Если ситуация такова и все понимают, что на самом деле происходит, я предпочитаю перевести разговор в шутку, дав понять, что чувствую «двойное дно». Если человек не прав, то ему тогда станет неловко или стыдно. Если лжет от волнения, желая что-то приукрасить, то юмор, наоборот, поможет разрядить обстановку, дать понять, что всё не так сложно и важно. Но бывают, наверное, и непростые ситуации, когда лучше подыграть человеку, которому можно только посочувствовать.

 

 

Анастасия Андрусенко, 28 лет, специалист в области международных отношений, Москва

Казалось бы, такой простой вопрос, – конечно, сразу обличаю. Но начала перебирать в памяти случаи и поняла, что никогда не говорила в лицо: «Ты обманываешь!». Это так больно, когда тебе лгут даже по мелочи, что замыкаешься и лишь намеками пытаешься дать понять человеку, что ты знаешь, что он сказал неправду. И ждешь. Ждешь чуда, что, даст Бог, он признается во лжи и раскается. Вот тогда будет радость.

 

 

Вера Антохина, 23 года, ответственная по молодежному служению в Зеленоградском благочинии, г. Зеленоград

К счастью, я редко сталкиваюсь с такой проблемой. Если у меня возникает впечатление, что человек говорит неправду, я ему честно говорю о своих подозрениях. Дальше предоставляю дело совести каждого. До прихода в Церковь я могла себе иногда позволить соврать, иногда даже ради собственной выгоды. После обретения веры для меня это, конечно, стало неприемлемым. На своем опыте я поняла, что даже «горькая ложь» лучше. Ведь только с доверием, честностью и открытостью можно иметь с другим человеком по-настоящему хорошие отношения.

 

 

Ольга Зеткина, 27 лет, помощник по связям с общественностью, г. Саранск

Люди постоянно лгут друг другу. Это зачастую происходит из-за боязни обидеть, сказав правду. Когда я понимаю, что мне явно лгут, то в таких случаях просто улыбаюсь. Иногда с помощью лжи человек хочет манипулировать тобой. Тогда я использую такой психологический прием: повторяю его же речь, принимая рассказанный «факт». И если манипулятор ждал другой реакции, то он начинает возмущаться и подвергать сомнению повторенное. И мне снова становится забавно. Сама стараюсь быть со всеми честной, но не факт, что открытой. Потому что люди часто не из доброго любопытства интересуются личными твоими делами, иногда стоит просто промолчать.

 

Александр Костенецкий, 31 год, ответственный по работе с молодежью и общественными организациями храма Успения в Вешняках, теолог, историк, Москва

К сожалению, очень болезненно реагирую на откровенную ложь. Либо становлюсь агрессивным, выхожу из себя, либо, наоборот, проявляю нерешительность, смущаюсь, начинаю вести себя так, как будто мне же самому и стыдно за то, что мне лгут, как будто я же и виноват. А это неправильно. Думаю, что нужно или очень четко дать отпор, опровергнуть лжеца коротко и ясно, без гнева, но убедительно для других участников беседы, или отойти от людей, один из которых откровенно всем врет, – чтобы не стать соучастником лжи. Сталкиваюсь с таким, слава Богу, нечасто, но случается. Сам, оказываясь в неудобных для меня ситуациях, стараюсь не лгать: в крайнем случае, лучше промолчать, уклониться от ответа на какой-то вопрос. В целом считаю ложь неприемлемой. Исключением могут быть только случаи, если какая-то небольшая ложь необходима в конкретной ситуации для предотвращения тяжелого конфликта, но только при условии, что впоследствии будет выяснена правда.

 

Ирина Полякова, 25 лет, педагог, Москва

Я работаю в православном учреждении, поэтому мне никто не врет, да, мне посчастливилось иметь правдивых друзей. Мне кажется, люди лгут, чтоб скрыть свое настоящее мнение или выглядеть лучше в глазах кого-то. Мне это чуждо, кажется, лучше горькая правда из моих уст, нежели из чужих.

 

Екатерина Шитикова, 27 лет, журналист, Москва

Я считаю, что тот, кто лжет, в первую очередь не уважает себя. Особенно не могу допустить ложь в отношениях с любимыми, родными людьми, а также в дружбе. Я встречалась с молодым человеком, который постоянно ревновал меня и обвинял в том, что я говорю неправду. Подчас он не просто по-своему трактовал факты, а запросто их придумывал и старался убедить меня, что так всё и было. Дальше – больше. Как-то он придумал мне поклонника, даже возраст его примерный называл, и уверял, что я провожу много времени с этим «Мистером Х». Но такого человека и в помине не было. Надо ли рассказывать, что ничего дельного из нашего общения с моим кавалером не вышло?

 

Роман Мальнев, 32 года, госслужащий, Москва

С неправдой, думаю, сталкивается каждый человек, и с возрастом у человека способность различать правду и ложь возрастает. Явная ложь – особый случай. Это неуважение к собеседнику. Пропадает желание общаться с этим человеком, как минимум доверять я ему уже никогда не буду. Наша жизнь так устроена, что говорить только правду невозможно. Я стараюсь просто не говорить о тех вещах, где невозможно сказать правду.

 

Антонина Нестеренко, 26 лет, педагог, г. Суджа

Так как я работаю учителем, бывает, сталкиваюсь с лукавством нерадивых учеников. Мне становится немного неловко. Я знаю, что он лжет, и он знает, что я знаю. Смех и грех. По жизни как-то склонна верить людям, поэтому недавно попала впросак. Два ученика говорили противоположные вещи, нужно было признать, что кто-то лжет. А хочется доверять обоим. Вот незадача, чувствовала себя не в своей тарелке! Сама врать не умею – всё на лице написано.

 

Алена Мансурова, 24 года, артистка театра, Москва

Сложный вопрос. Иногда не совсем понятно, правду ли говорит человек, до последнего стараешься верить в честность и искренность. Уличать во лжи неудобно и неловко. Ведь судить легко, а понять, почему человек так делает, не всегда удается. Поэтому я стараюсь быть честной перед собой и другими, но не вправе требовать этого от других.

 

Анастасия Тычинская, 19 лет, студентка, Москва

С тем, что люди лгут, сталкиваюсь довольно часто. Сначала пытаюсь определить, с какой целью человек это делает: просто ли хочет красиво «нарисоваться», хочет ли оправдать себя или опорочить других? Если последнее, то, обычно, стараюсь остановить, особенно если наедине, на два первых отмалчиваюсь или шучу, потому что всё-таки человек сам обычно чувствует, что он делает.

 

Андрей Калинченко, 32 года, банковский работник, Москва

Когда явно лгут – всегда смешно из-за нелепости лжи, я улыбаюсь, стараясь шуткой дать понять, что знаю об обмане, – польза двойная: и для этого человека – он понимает шутку, и, может, впредь не будет обманывать, и для меня – как навык в христианском отношении к ближнему.

 

Кирилл Харлов, 30 лет, специалист отдела рассмотрения претензий по автострахованию, Москва

Если мне лгут, или говорю об этом в открытую, или просто перестаю общаться с человеком. Мир сейчас очень вредный – людей, не чистых душой, становится всё больше. Врать плохо, но если человека это как-то спасет, наверное, лучше соврать.

 

Павел Климов, 27 лет, аналитик, Москва

Не очень часто с этим встречаюсь, но бывает: зависит от круга общения (как правило, это люди, которые хотят от тебя что-то получить или тебе что-то продать). Сам стараюсь так не делать: совесть сразу дает знать. Чаще бывает, что начинаешь уходить от ответа, что по своей сути тоже ложь. Но надо отдавать себе отчет, что любая ложь вредит душе, и совесть об этом свидетельствует. Если человек начинает считать ложь допустимой, его душа сразу становится нечувствительной; а самое страшное, что человек начинает лгать самому себе и не хочет признать, что его душа уже очерствела и ему необходима сугубая помощь от Бога, чтобы ее оживить. Ложь делает человека способным к самым тяжелым грехам, так что сразу надо приносить покаяние, если уж не удержался.

 

Елена Пак, преподаватель, Москва

К счастью, не припоминаю, чтобы мне лгали, и я об этом знала на момент разговора. Вообще не помню, чтобы мне кто-то лгал. Я стараюсь всем верить, мне батюшка сказал, что если ты веришь, то и тебе верят. Конечно, не нужно быть наивным. Однажды мошенники по телефону при мне пытались обмануть маму (прикинулись врачами). Она это не сразу поняла. Но через какое-то время стало всё ясно.

 

Алексей Шарышев, 27 лет, электромонтер, г. Коломна

Когда лгут тебе, и ты это знаешь – то хоть как-то «вооружен». Когда сам себе лжешь – это куда серьезнее. Очень многие так себе лгут: «я и она – созданы друг для друга!» Это очень просто – лгать себе, что «нас Господь свел». И куда сложнее поступить честно – признать, что лично тебе «половинку» еще нужно вымаливать! Потому что тебе дана вера, что Бог есть Любовь – вот и поступай по вере, проси Его о помощи; и не думай, что тебе так же повезет, как твоему другу, – иначе это не вера в Бога, а твоя вера в лотерею, что zero выпадет! И хорошо, если только себе солжешь, не втянешь в эту ложь не свою «половинку». Иначе ложь может перерасти в обман этой самой, не тебе предназначенной, «половинки».

 

Татьяна Камягина, 25 лет, юрист, Москва

Я стараюсь всем давать шанс и изначально доверяю людям, поэтому, надеюсь, что мне не часто лгут. Сама стараюсь всегда быть честной с другими, так как считаю, что без честности не может быть доверия, а без доверия – всего остального: дружбы, любви... Приемлемой я считаю только ложь во спасение, когда, например, больному человеку говорят, что он поправится – для того, чтобы человек не терял надежду и боролся за жизнь...

 

Анатолий Баданов, 30 лет, руководитель молодежного отдела Воронежской епархии, г. Воронеж

Ложь и предательство – это единственные вещи, которые у меня вызывают самые страшные эмоции – разочарование. Почему страшные? Потому что после обиды остается осадок, а после разочарования не остается ничего… У австрийской постельницы Марии фон Эбнер-Эшенбах есть по этому поводу хорошие слова: «Всего опаснее капелька правды с высоким содержанием лжи». Ложь опасна прежде всего для самого лжеца. Василий Великий прямо отвечает на этот вопрос: «Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Этого не позволяет сказанное Господом, Который решительно говорит, что ложь от диавола (Ин. 8:44), не указывая никаких различий во лжи». Ложь немыслима для христианина, даже в так называемых «безопасных дозах».

 

Татьяна Алексеева, 30 лет, редактор сайта, Москва

Когда мне лгут, даже если всё очень убедительно, у меня возникает ощущение: что-то здесь не так. Уличать собеседника во лжи, задавая провокационные вопросы, пробовала – не нравится! Никто сразу не признается (кому хочется потерять лицо!), кто-то защищается, доказывая, что говорит правду, и еще больше запутывается, чувствует себя, наверно, мерзко, может быть, стыдится и злится на меня. А правды я всё равно так не узнаю, мы только зря испортим друг другу настроение. Поэтому, если мне захочется узнать правду, я узнаю ее из других источников. (А бывает – такая ложь мне встречается чаще всего – человек просто из любви к искусству приукрашивает свои рассказы. И пусть себе, мне не жалко.)

Но я думаю, что правда – очень сильное оружие, она защищает даже эффективней, чем ложь. Например, когда меня в чем-то обвиняют, я всегда говорю правду, излагаю всё как есть. От такой дерзости обвинитель, который ждал, что я начну оправдываться и выкручиваться, а он меня будет уличать, впадает в ступор и отстает. Проверено не раз! А обвинитель, который хотел услышать реальные причины, чтобы понять, почему я поступила каким-то неприятным для него образом, их слышит, и ему легче меня понять, простить и продолжать доверять. Ведь чувствую, когда лгут, наверное, не только я.

 

Анна Старко, Одесса

«Правда всегда немногословна. Ложь – да» (В. Шукшин). Мне кажется, что ложь – это всего лишь порождение трусости. Неспособность почувствовать себя защищенным. Это неверие. Наверное, она окружает всех нас: идет с телеэкрана, от знакомых, появляется в социальных сетях, в общественном транспорте, на работе, в университете. Даже от самых близких людей. Это больно и обидно потому, что, попадая на эту «информационную войну», ты чувствуешь себя катастрофически одиноким и униженным. Словно какой-то невидимый человек украл важное. Украл Истину. Это похоже на действие медленного яда: не убивает сразу, но медленно отравляет. Когда мне откровенно лгут, я всегда возмущаюсь и противлюсь. Но если человек искренне попросит прощения, осознает это – я прощу.

Мне самой приходилось часто «приукрашивать» ситуацию. Особенно во избежание конфликтов с родными. Подросток чувствует себя одиноким, неинтересным для окружающих, он либо молчит, либо лжет, либо просто закрывается в себе. Но уже сейчас в этом нет потребности: я чувствую себя свободной. После переходного возраста, правду стало говорить легко и приятно. Марк Твен точно определил такое понятие внутреннего спокойствия: «Говори правду, и тогда не придется ничего запоминать». 

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru