Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Дом будущего

 

Современные концепции дома будущего ориентированы на один общий принцип – устойчивость. Не в смысле того, что должен стоять и не заваливаться – в этом нет ничего удивительно нового, – а в смысле экологии. Экологическая устойчивость – сохранение и восстановление живой природы, использование возобновляемых ресурсов, оздоровление окружающей среды и образа жизни человека. В архитектуре и строительстве в самом общем виде это означает сведение к минимуму вредных воздействий здания на окружающую среду и человека в процессе его строительства, эксплуатации и утилизации. Это достигается грамотным подбором строительных материалов и технологий, рядом проектных и технических решений, учитывающих естественные преимущества местного ландшафта и климата и связанных с применением так называемых «зеленых» технологий: методов энергосбережения, альтернативных источников энергии, средств рециклирования отходов. Способы решения этих задач могут быть разные. Немецкий инженер Вернер Зобек и русский зодчий Сергей Чобан предлагают как раз принципиально различные способы.

Вернер Зобек. Всемирно известный немецкий инженер, автор концепции «Triple-Zero», сотрудничает с ведущими архитекторами мира, разрабатывает и реализует прототипы домов будущего, применяя передовые строительные и «зеленые» технологии.

Вернер Зобек – автор архитектурно-строительной концепции «Triple Zero» («Три нуля»). Согласно этой концепции, экологически устойчивый дом потребляет ноль энергии, добытой из ископаемых, у него нулевой выброс углекислого газа и ноль строительного мусора при демонтаже здания, так как оно полностью разборное, а все элементы конструкции пригодны для вторичного использования. Зобек активно воплощает свою концепцию в реальных постройках.

Хотя термин «машина для жилья» для обозначения жилого дома впервые применил Ле Корбюзье, под такое определение больше подходят дома Зобека, где свет включается по хлопку, двери открываются от прикосновения, вода из крана подается той температуры, которую вслух назовет хозяин. Собственный дом Зобека «R–128» – его воплощенный архитектурный манифест, он весь наполнен подобной техникой. Возможность разобрать его жилище на винтики и перенести на новое место или использовать запчасти в новой постройке усиливает впечатление, что мы имеем дело более с машиной, нежели с домом. Несмотря на то, что дом был построен более десяти лет назад, он до сих пор привлекает повышенное внимание именно в качестве дома будущего.

По словам Зобека, за техническим состоянием всех коммуникаций, механизмов и сложных приспособлений его дома инженеры следят дистанционно – через интернет, а лично посещают его лишь раз в год.

В своих проектах Зобек стремится к максимальному облегчению несущих конструкций, к редукции материалов. Вполне естественно, что любимый строительный материал немецкого инженера – стекло. В его доме все наружные стены – из тройных стеклопакетов. Он так об этом говорит: «Главное, что помещения заполнены воздухом, они находятся в перманентном контакте с внешним миром – реагируя на смену времени суток, смену времен года. Один психолог сказал, что мой дом – мощный антидепрессант. В нем созданы условия для жизни, никогда не существовавшие до этого. В моем доме возможен не только горизонтальный панорамный обзор, окружающий мир просматривается во всех направлениях. Это создает потрясающие условия для жизни, и этот принцип мы стараемся использовать и в других проектах, над которыми работаем».

Немецкий инженер рационально относится ко всему: «Под комфортом я подразумеваю не большую степень удобства и не уют». Речь идет о комфортных условиях для жизни – чистоте вдыхаемого воздуха, минимизации вредных отходов, сокращении шума».

В сотрудничестве Зобека с архитектором Хельмутом Яном родилось понятие «archineering» – гибрид английских слов «architecture» («архитектура») и «engineering» («инженерия»). Это новое понятие иллюстрирует стремление Зобека сместить центр тяжести архитектуры из сферы искусства в сферу инженерного дела.

Сергей Чобан. Самый известный и востребованный на Западе русский архитектор. Реализовал проекты на территории Европы и России. Активно участвовал в застройке Берлина. Член Союза немецких архитекторов (BDA). С 2003 года активно проектирует в России.

По мнению Сергея Чобана, «зеленая» архитектура – это долговечная архитектура, потому что нет ничего более затратного и вредного для окружающей среды, чем строить и сносить здания. Сергей Чобан признает преимущества традиционной каменной архитектуры, считая, что традиционные материалы остаются конкурентоспособными и не уйдут из строительной практики под натиском стекла: «В старых доходных домах в Петербурге жарким летом очень приятно находиться. Вечером и ночью здание охлаждается, днем оно продолжает отдавать холод помещениям, которые за счет этого не нуждаются в кондиционерах. В зданиях с тонкими стенами летом встает вопрос о кондиционировании. В сплошном стеклянном здании энергетические расходы в полтора раза выше». С помощью выверенного отношения окна и каменной стены можно обеспечить пассивные энергосбережение и климатический комфорт, не требующие специальных технических средств. Восстановление старых зданий в долгосрочной перспективе более выгодно, нежели строительство новых.

Одним из важнейших эстетико-функциональных принципов архитектуры будущего Сергей Чобан считает способность зданий красиво, с достоинством стареть. Архитектура будущего – это та, что красиво стареет, но не дряхлеет. Этому принципу вполне соответствует традиционная архитектура, и деревянная, и каменная. Каменное здание, покрытое пылью или даже в состоянии руины, выглядит красиво, чего не скажешь о стеклянных зданиях. Здания из стекла быстро теряют вид, нуждаются в периодической дорогостоящей чистке, их внешняя эффектность и функциональная эффективность сиюминутны. Красиво стареть каменному зданию помогают соответствующие материалы (кирпич, природный камень), применение различной фактуры, а так же проработанность деталей здания. Элементы декора, резные орнаменты, рельефные стены, карнизы при старении, осаждении на них пыли проявляются, как фотография. Таким образом здание становится интересно воспринимать с любого расстояния: и на горизонте, и на расстоянии вытянутой руки. Это свойство присуще природе: дерево красиво издалека, но можно любоваться и отдельной веткой, и прожилками на листе. Соблюдение этого природного принципа в архитектуре создает среду, комфортную для человеческой психики.

Идеология устойчивой архитектуры возрождает традиционную архитектуру, вновь делает ее востребованной. Сергей Чобан признает старую архитектуру соответствующей новейшим принципам экологической устойчивости, объясняя это отсутствием у людей прежних времен технических возможностей для неэкологичного строительства и такого губительного воздействия на природную среду, какое имеет место сегодня. Архитектура будущего должна сохранять связь с прошлым, нанизывая современные технические достижения в области «зеленых» технологий на проверенную временем традиционную основу.

 

Рейтинг статьи: 5


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru