Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

О вере и деле

№ 63, тема Настоящее, рубрика Личное

Людмила Дворкина, Петр Пантуев

Уважаемая редакция журнала «Наследник»!

Есть конкретная проблема, которая уже четыре месяца меня не оставляет. Я вынужден был уйти из школы, в которой работал и которой отдавал все силы и время. И теперь сорок часов в неделю занимаюсь только тем, что зарабатываю деньги. С одной стороны бессмыслица, которой я как верующий человек не хочу заниматься; с другой стороны семья, которую я кормлю и должен кормить.

В последнем номере «Наследника» за прошлый год («Вера и дело», #5 (58) 2014) вы пишете о делах веры. Правильно ли я понял, что мне достаточно после работы пойти на Курский вокзал кормить бомжей, чтобы быть спокойным за свою совесть?

Фамилию прошу не публиковать.

Иван К.

Здравствуйте, Иван!

Обычно выделяют два типа «дел веры». Это, во-первых, социальное служение: помощь больным, бедным, сиротам, инвалидам, поездки в тюрьмы, помощь пожилым людям. Во-вторых – миссионерская деятельность: от встреч со священником при храме до поездок на Крайний Север.

Объединяет их то, что совершаются они «в свободное от работы время» как эдакие «православные хобби». Это дела, которые занимают некоторую часть жизни: рождественские праздники, вечер вторника или отпуск.

Таким образом ограничивается как область действия человека, так и продолжительность этого действия.

То есть выделяется пространство (такой специальный загончик), в котором верующему можно верить и действовать. Выход за калитку не только не поощряется, но и карается и критикуется. Все время слышно: «религии не место в школе» (под­разумевается, что атеизму – место). Меня спросили недавно: патриарх говорил о ГМО, а какое ему до этого дело?

Тем, кто обозначает свою позицию по «светским» вопросам и при этом не скрывает принадлежности к православному сообществу, ставятся крас­ные флажки.

Возникла эта схема относительно недавно. Д. А. Узланер считает создание «светского» как особого пространства, выведенного из-под власти Бога, результатом деятельности философов Нового времени. В этом пространстве действуют свои законы: законы природы, политики, человеческой природы. А законы божественные, духовные, церковные – они по другую сторону; в области некой «чисто религиозной религии». (Подробнее – Д. А. Узланер, «Расколдовывание дискурса: «религиозное» и «светское» в языке нового времени»).

Конечно, это разграничение мнимое. Согласитесь, невозможно быть христианином только с 18 до 22 часов. Или только на работе. Только дома. Ведь если мы только дома христиане, то в остальное время кто же мы? На самом деле, каждый час, каждая секунда проявляет мою веру. Или, наоборот, проявляет неверие и безразличие.

Ведь и посуду можно помыть во славу Божию. Моя мама так делает, я это очень хорошо себе представляю: с любовью к тому, что у тебя в руках, и не думая одновременно с этим еще сто дум.

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что деятельность Христова не определялась предметом, а определялась милосердием, любовью, жалостью. «Ему жалко, в самом сильном смысле этого слова, жалко погибающей твари, и Он вступает и что-то делает по милости, по милосердию» (Беседа в Москве, 1971 год, опубликована в 1994 году в журнале «Искусство кино», №5).

Любовь (или нелюбовь) к человеку выражается как в сути самого дела, так и в способе делания. Но вопросы «что я делаю?» и «как я это делаю?» относятся при этом не к предмету деятельности («продаю морковь, успешно»), а к тому, что при этом происходит с людьми, в контакт с которыми я вступаю. Если, скажем, влияние, которое моя деятельность на них оказывает, разрушительно, то явно стоит, остановившись, основания этой деятельности пересмотреть.

Вновь цитата из «Бесед» митрополита Антония: «Христос во всей Своей деятельности, в каждом слове, в каждом деле, во всем Своем бытии выражал, делал конкретной, реальной волю и любовь Божию». Настоящее дело выражает любовь ­Божию. (Сразу становится понятно, насколько трудно для нас так любить.)

Дело веры содержит любовь не только к Богу и к человеку, но и к делу. В общем-то, по чув­ству ясно, что дело без любви к любви не приведет. Женщины говорят, что даже готовить в раздраженном состоянии не стоит: получится плохо.

Как я сам проявляюсь в деле: с любовью или без? Во всю ли силу я вкладываюсь? Всего ли себя я отдаю? Ведь если я помню, что каждая секунда свидетельствует мою веру, то и работать спустя рукава не стану.

Ведь что такое «спустя рукава»? Это когда лень. В 27-м псалме о «нечестивых и делающих неправду» сказано: «За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их». За то, что невнимательны к «делу рук Его».

Любовь проявляется и в том, как дело делается. Девы, не взявшие с собой масла, ждали жениха. Они всего лишь были неразумны. Растяпы были, можно сказать. Подумаешь. Но услышали: «Истинно говорю вам: не знаю вас».

Делать свое дело как можно лучше, с милостью к тем, кому ты его делаешь. Это же просто. Когда варишь суп – варишь суп. Когда ведешь урок – ведешь урок. Когда со своими детьми катаешься на ледяной горке – катаешься на горке. Присутствуя в ситуации во всей полноте. Воплощая себя в ней.

Каждым делом свидетельствуешь Бога.

Или не свидетельствуешь.

С уважением,

Петр Пантуев,

внештатный корреспондент

журнала «Наследник»

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru