Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Один на один с жестокой реальностью


Над страницами книги Е. Тулушевой «Первенец»

Прозаик Елена Тулушева уже привлекла к своим книгам внимание критиков и редакторов. О её творчестве высказывались Валентин Курбатов, Роман Сенчин, Александр Казинцев, Михаил Тарковский. Роман Сенчин охарактеризовал прозу Елены так: «Тулушева пишет строгую, жёсткую и притом тонкую, истинно художественную прозу. Ее рассказы оставляют ощущение документальности. Не думаю, что они действительно абсолютно документальны, но настоящий реализм и должен быть достоверным. Реализм призван к тому, чтобы люди поверили: вот так и было на самом деле…».

Тулушева – психолог. Её основная работа – помощь детям, попавшим в тяжёлую ситуацию. Михаил Тарковский в предисловии к книге «Первенец» пишет: «У Елены Тулушевой «своё» — это работа в центре помощи трудным подросткам. Такое «своё», которое не каждому и по плечу». Писательство для Тулушевой это ещё одна возможность помочь своим подопечным. Пожалуй, именно сейчас, когда проблема воспитания подростков приобрела общегосударственное значение, и должен был появиться писатель, который обратит внимание на судьбы «трудных» детей.

Остросоциальная тематика произведений, выразительность, художественность образов, внимание к деталям – качества, свойственные русскому реализму XIX столетия. С каждым прочитанным рассказом в книге «Первенец» всё сильнее тянет обратиться к «Дневнику писателя» Ф.М. Достоевского. В январском номере за 1876 год писатель говорит о беспризорных детях, описывает условия их жизни. «Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жёны, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит ещё вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадёт чуть не без памяти на пол…» Следом Достоевский пишет рассказ на эту тему – «Мальчик у Христа на ёлке».

Вот и рассказы в книге Елены Тулушевой «Первенец» посвящены детям, о судьбе которых не заботятся ни их собственные родители, ни занятое своими материальными проблемами общество. Эти дети находятся один на один с жестокой реальностью.

Лида, героиня рассказа «Первенец», давшего название книге, малолетняя наркоманка, заражённая ВИЧ-инфекцией. Она беременна от такого же наркомана. В 11 лет её забрали от матери, которая позволяла насиловать свою дочь сожителю. У девочки не было воспитания, не было детства. Она убегала из госучреждений, в которые помещали её органы опеки. Частный случай? Но разве Лида одна такая?!..

Достоевский в короткой главе «Дневника» так характеризует бродяжьих детей: «Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят все — голод, холод, побои, — только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли Бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однако же, всё факты».

Тулушева тоже не стесняется передавать дикий облик своих героев. Через детали и диалоги до читателя доводится картина происходившего в жизни беременной Лиды.

Проанализируем «беспризорщину» в XIX веке и сейчас. Тогда – отмена крепостного права, исход крестьянства в города, распад семей. Сейчас – развал социалистического государства. C момента крушения СССР прошло почти 30 лет. А «свободным» гражданам новой России так и не предоставили другого идейного наполнения их жизни.

Рассказ «Домой» – о жизни русских эмигрантов за рубежом. Тулушева знакома с Западом, училась и работала во Франции и США. Даша, героиня рассказа, или фрау Шольманн, как её зовут австрийцы, пытается уехать на родину, чтобы попрощаться с умирающим дедом. Австрийская префектура отказала ей дважды. Даша замечает изменение в поведении соседки-австрийки, коренной жительницы городка Баден, когда рядом поселилась русская. Достоевский писал в своём «Дневнике», что уже в его время в германоязычных странах была сформирована славянофобия, как национальная черта немцев.

Вот и Тулушева пишет, что несмотря на европейскую «толерантность», местным жителям трудно скрывать своё возмущение и даже брезгливость по отношению к русским.

И всё-таки Даша попадает к своему дедушке. Но она не в состоянии ему чем-то помочь: он при смерти и даже не узнаёт её. Бабушка передаёт слова врача о том, что дед не доживёт до вечера.

Когда-то дедушка заменил героине отца; он был единственным мужчиной в семье, воспитателем для внучек, когда отец ушёл к другой женщине. Дедушка – образ «русских корней», от которых и оторвалась Даша, когда вышла замуж за австрийца и уехала за границу.

Рассказ завершает символическая сцена. Даша смотрит в окно и видит, как белый голубь, отбившийся от стаи, не может найти себе места, мечется, преследуемый расшалившимся мальчишкой. В конце концов голубь улетает. Даша звонит в агентство, чтобы заказать билет в Вену.

Авторитетные критики утверждают, что Елена Тулушева – наследник русской классической прозы. Направление и тематика её рассказов продолжают традицию сострадания к «падшим», составляющую отличительную особенность отечественной литературы.

Олег Шульга

Познакомиться с книгой Елены Тулушевой можно здесь

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru