Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Где поселилась благодать


Татьяна Малютина

 

Тихая обитель благодати. Островок мудрой духовности и глубоко народной жизни. Здесь «невольно человек заглядывает в себя и смиряется, вспомнит свое зло и содрогнётся».

Есть такое место в Отечестве. Сквозь века бьётся его святым духовно-культурным сердцем. Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь. Монастырь в XIX веке ставший неисчерпаемым источником вдохновения и душевного умиротворения в жизненных и творческих исканиях для поколений писателей, поэтов, публицистов, философов.

Вся Россия прошла через Оптину. Н.В. Гоголь и В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев и И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, К.Н. Леонтьев и В.В. Розанов, С.М. Соловьев и П.И. Чайковский, С.А. Есенин и А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев… Нет числа тем, кто приезжал в Оптину пустынь ради молитвы и обретения душевных сил.

Н.В. Гоголь писал старцу монастыря: «Мне нужно ежеминутно быть мыслями выше житейского дрязгу, и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской Пустыни. Бог да воздаст Вам сторицею за Ваше доброе дело. Ваш всею душой».

Поток паломников полноводной рекой наполняет Оптину и в наши дни. Довелось побывать там и мне.

Калужская область. Городок Козельск. Тот самый – получивший от хана Батыя за упорное и кровавое сопротивление ему прозвище «Злого города». Речушка Жиздра – приток Оки. На опушке соснового бора под Козельском, отрезанная рекой от мира, расположена пустынь. Звёздные купола храмов обители с сияющими крестами, трубящий Ангел Владимирской башни из-за монастырских стен ласково приветствуют путников, приглашают отринуть всё мелочное и злое и укрепиться духовно-нравственно.

Вхожу в монастырские ворота. Делаю шаг к храму и невольно замираю, поражённая открывшейся взгляду красотой. Всё вокруг утопает в цветах. Огромные махровые ирисы – кипельно-белые, интеллигентно-лиловые, празднично-нарядные жёлтые, фиолетовые, розовые, будто часовыми замерли на страже храмовых стен. Разлапистые, мохнатые пионы яркими пятнами алеют в росистой траве. Цветущая 17 июня сирень – это ли для нас, воронежцев, не чудо? Расходящиеся дорожки уводят к храмам, монастырскому кладбищу, в тенистую прохладу под деревья. Присаживаюсь на скамейку, оглядываю все вокруг. Важно и по-хозяйски неспешно шествует ко мне деловитая галка. Одним глазом косясь на разлёгшегося неподалеку кота, с любопытством приглядывается к пакету. Явно ожидает угощения. Разочаровывать птицу не хочется – предлагаю кусочки хлеба.

*   *   *

Вспоминаю прочитанное ранее об истории монастыря.

Пустыньки в России зарождались сами собой, стихийно - без официального разрешения и согласия властей. Их основывали люди, стремящиеся к чистой духовной жизни и уединённости. Уходя в лес, находили они свободу и беспрепятственность для молитвы. Трудом обеспечивали своё пропитание. А затем спокойное созерцание и мудрое слово влекли к ним богомольцев, нуждающихся в совете, отеческом наставлении, утешении в скорбях и печалях.

Оптина пустынь была известна особо. По легенде её основал раскаявшийся разбойник Опта. Отсюда название.

Духовный расцвет Оптиной связан с именами её великих старцев XIX - начала XX веков. Тысячи и тысячи страждущих несли свои беды и переживания этим врачевателям народных душ.

Сейчас уже проверено и доказано, что успешнее лечит тот врач, для которого неизлечимых болезней нет. Тот, кто не подавляет больного морально, но, напротив, вселяет в него уверенность и надежду на выздоровление. Старцы так лечили души приходящих, принимая на себя боль каждого. Мудро и прозорливо вразумляли, благословляли и напутствовали любого - независимо от его общественного положения и состояния. Старец, получив по воле Божией особый дар, ограждал человека от дурного, врачевал его душу от страстей и направлял к спасению.

Известный писатель, скрытый под псевдонимом «Поселянин» отмечал: «Значение старцев – благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чём бы они не состояли».

«За старцем не пропадешь» - крепла уверенность в народе. Советы старца свято выполнялись, его запрет был равен закону. Спасительные поучения, сострадательная, жертвенная любовь, безграничный интерес к мириадам чужих душ, чужих жизней влекли к старцам измученные сердца. Христианскими пророками-утешителями явились в XIX веке Оптинские Старцы народу.

В 1988 году преподобный старец Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви. Позже в лике местночтимых святых канонизировали Оптинских Старцев: Льва, Макария, Моисея, Антония, Иллариона, Исаакия I, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова), Нектария, Никона, Исаакия II.

Старец Илларион (Родион Никитич Пономарев)  – наш земляк. Родился в сельце Ключи Новохопёрского уезда Воронежской губернии. Исцелял бесноватых больных, терпеливо учил переносить скорби без роптания, как посланные за грехи ради душевной пользы. Говаривал: «Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание, и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утешится твое сердце».

Преподобные Моисей и Антоний были родными братьями. Отчётливо памятен незначительный на первый взгляд эпизод из жизни старца Моисея, живо описанный Оптинским путеводом: «Преподобный отличался милосердием, кротостью и жалостливостью. Часто покупал вещи, совершенно ему ненужные, только чтобы помочь продавцам. Один раз приобрёл бочонок тухлой селёдки, продавец которой, ради того, чтобы сбыть товар, уверял, что она лишь «чуть-чуть несвежая». Прекрасно видя его хитрость, старец выручил беднягу. Однако монахи отказались есть пропавшую рыбу. Тогда преподобный Моисей велел подавать ему по одной селедке с хреном каждый вечер. Сам съел всю купленную рыбу без видимого ущерба здоровью».

Мощи двенадцати старцев обретаются сейчас в монастырской обители. В Архангельской области на деревенском кладбище до сих пор не найдена могила преподобного Никона. Святые останки Оптинского Старца Исаакия II, расстрелянного в 1930-е годы, покоятся в братской могиле в лесу у Симферопольского шоссе.

 

*   *   *

Сижу в тиши. Вдыхаю до головокружения чистый, слегка пряный от цветочных ароматов воздух. Прямо передо мной словно тянется к небу пятикупольный красавец-собор. Это главный храм обители - Введенский. Его первым восстановили после возвращения монастыря церкви в 80-е годы теперь уже прошлого столетия.

Справа – старинный храм в честь Казанской иконы Богородицы. Светлый, воздушный, радостный. Свидетель расцвета монастырской обители и её закрытия от верующих декретом от 23 января 1918 года. Сейчас храм возрождён, обновлён и вновь всем распахнул двери.

Чуть в стороне сравнительно молодой храм – Владимирский. Его построили на месте несохранившейся больничной церкви XIX века. В настоящее время это усыпальница семи преподобных Оптинских Старцев. Во Владимирском храме, также как и во Введенском, и в Казанском каждодневно ведутся богослужения.

Певуче-торжественный колокольный перезвон возвестил о начале утренней службы. В числе других паломников иду во Введенский собор. Людей много, хотя и обычный будний день. Позже обратила внимание, что больше десятка автобусов, привезших паломников издалека, теснилось на стоянке у монастырских ворот.

Стою почти у алтаря. Скорее чувствую, чем слышу замершее людское море за спиной. В храме тихо, спокойно, торжественно. Горящие свечи отблесками мерцают на ликах святых икон, манят, завораживают взгляды.

Украдкой приглядываюсь к монастырской братии. Вот совсем молоденький послушник изваянием застыл у стены, чуть склонив голову. Рядом присел на скамеечку, кажется, его ровесник, но уже в монашеской рясе. Случайным ли жестом, намеренно ли заслонил лицо. Седобородый старец натруженными, мозолистыми руками уверенно перебирает чётки. У чтеца выправка военного: расправленные плечи, прямая спина. Ясный, твердый голос.

Передо мной икона преподобного Амвросия Оптинского. Живой взгляд старца проникает в самые сокровенные уголки души, кажется, просит, наставляет быть лучше, честнее, добрее.

*   *   *

Святой Амвросий Оптинский. В миру – бойкий, озорной Александр Гренков, душа компании, весельчак и балагур. Высокообразованный человек, знавший пять языков. Избравший путь монаха.

Кажется, нет более жизнерадостного по своим высказываниям святого.

«Как жить?» - ни раз спрашивали старца, - «Как жить, когда так трудно жить?» Преподобный Амвросий шутливо отвечал: «Жить – не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение». Советовал: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно». Старец учил: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы как заляжем на землю, и встать не можем».

Уже будучи иеромонахом, батюшка Амвросий перенёс тяжкие болезни. Врачи говорили, что если бы это был обыкновенный человек, то можно было бы с уверенностью сказать, что жизни ему осталось не более получаса. Он прожил в таком состоянии более тридцати лет и удивлял всех приходивших к нему своим благодушием, ласковой заботой и участием. Каково бы ни было его болезненное состояние, каких бы мук он не терпел, он всегда принимал сотни посетителей, со всяким беседовал, каждого старался и вразумить, и успокоить. Когда боли были особенно сильными, тихо приговаривал: «Моисей терпел, Елисей терпел, терпел Илия, потерплю и я».

Однажды важные господа упрекнули старца в том, что он, по их мнению, очень долго говорил с одной крестьянкой, которая всё спрашивала, как ей держать индюшек. Старец подробно объяснял ей тонкости содержания этих птиц, а господам сказал: «Как вы не понимаете, ведь для неё это очень важно».

Современники видели из слов и поучений старца Амвросия, что любит он ни одного того, с кем говорит, но и всех любимых этим человеком, его жизнь, всё, что ему дорого.

И после смерти батюшки продолжают со всех концов Отечества идти к нему люди со своими бедами. Кто – в поисках разрешения религиозных сомнений, кто – надеясь на исцеление от грехов и телесных болезней, кто – за советом в житейских делах и предприятиях, кто за молитвенной помощью и поддержкой…

*   *   *

Не заметила, как и закончилась служба. Иду к недостроенной часовне. В ней покоится прах трех насельников обители – иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. Ранним Пасхальным утром 18 апреля 1993 года они были убиты здесь, в Оптиной пустыни, человеком (хотя это слово вряд ли здесь уместно), решившим принести ритуальную жертву Сатане, специально заготовившим для этой цели клинок с цифрами «666». Психиатры и психологи до сих пор не могут определить, вменяем ли он. Дело еще не закрыто.

На могилках новомученников записочки с просьбами. Случайно увидела надпись на одной из них: «Помогите сохранить мир в семье»…

*   *   *

Наша паломническая группа побывала и в сердце Оптиной пустыни – у скита святого Иоанна Предтечи. Именно здесь в небольших хибарках принимали старцы приходящих, отвечали на письма страждущих. Скит сейчас закрыт для посещений. В нём возрождается иноческая жизнь.

 

*   *   *

Уезжала из Оптиной переполненная впечатлениями, которые трудно изложить на бумаге. Их просто надо испытать и почувствовать. Увозила с собой молитву Оптинских Старцев, слова которой, уверена, найдут отклик в душе каждого.

 

Молитва Оптинских Старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Господи! Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи! Дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

 

 

Воронеж

 

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru