Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Давайте обсудим

Побеждают культурные?


Президент России Владимир Путин встретился со своим советником Владимиром Толстым, который представил ему документ «Основы государственной культурной политики». Документу еще предстоит широкое общественное обсуждение на разных площадках, в Общественной палате, Государственной Думе, Совете Федерации, на молодёжных форумах, чтобы по итогам этих обсуждений сформировать окончательный текст.

Владимир Толстой, в частности, сказал: «Культуру надо воспринимать гораздо шире, чем просто сферу, подведомственную Министерству культуры, где есть театры, архивы, библиотеки. Культура – фундаментальное понятие, основа личности человека, основа национального характера, даже основа государства, если хотите. Здесь и воспитание, и просвещение, и вопросы молодёжной политики, архитектура, образ городов и посёлков, в которых мы живём…

Сегодня, именно сейчас культура должна сыграть свою особую историческую роль, учитывая и непростую внешнеполитическую ситуацию, и особенности внутри страны. Она должна сыграть консолидирующую, объединяющую роль. Здесь очень опасны как раз любые призывы, которые ведут к изоляции. Нам нельзя допустить внутренние разрывы. У нас единое культурное пространство, талантливые люди, придерживающиеся, может быть, разных точек зрения, но нам важно, чтобы «Основы государственной культурной политики» объединяли людей.

Наверное, Вам рассказывали и Валерий Абисалович Гергиев, и Владимир Теодорович Спиваков, и многие другие наши деятели культуры, сколько провокаций бывает перед их концертами сейчас на Западе и как после концертов многотысячные залы встают и провожают овациями. Это и есть та самая «мягкая сила», та роль национальной культуры, которая сегодня должна стать одним из главнейших приоритетов в государстве. И это будет очень серьёзный посыл и стране, и миру: что Россия – государство, которое славится великой культурой и заботится о том, чтобы мы и в будущем стимулировали появление новых одарённых людей, прежде всего творцов.

Нам очень важно, чтобы появились талантливые композиторы, талантливые писатели, режиссёры. Для этого нужна система государственной поддержки. Конечно, личности рождаются сами по себе, но если вовремя не заметить талантливого человека, если его не поддержать, то можно упустить национального гения, который может принести славу стране.

Очень важно воспитать и зрителя, и читателя. Сейчас всё меньше читают, а национальная русская литература – это основа моральных качеств человека. Нам важны не только выдающиеся исполнители, но нужен талантливый слушатель, зритель, который понимает и любит музыку, театральное искусство, кинематограф. Может быть, один из десяти тысяч, кого мы примем в школы искусств, станет действительно творцом, зато остальные 9999 станут талантливыми зрителями. Они будут наполнять наши концертные залы.

Мы сейчас доказали всему миру, что можем строить грандиозные, выдающиеся спортивные объекты. Мы показали, что способны воспитать выдающихся атлетов, которые станут олимпийскими чемпионами. Нам также важно, мне кажется, чтобы мир увидел нашу способность строить такие же выдающиеся театры. Это происходит уже сейчас. Это Мариинский театр и Большой театр, объекты в Астрахани, в других городах. Важно, чтобы другие регионы не были обделены такими же мощными культурными объектами. Мы можем показать всему миру, что творцы в России никогда не иссякнут и всегда будут радовать мир своими произведениями.

Молодёжь сегодня всё больше и больше работает в интернете, и очень важно, что она оттуда получает. Это тоже забота культурной политики».

Советник президента выразил убеждение, что «ощутимые обществом результаты» новой культурной политики могут быть достигнуты за 5–6, 10–12 лет.

Владимир Путин согласился, «что культура – это главная объединяющая субстанция нации. И не так важно, что написано в графе «национальность», важно, как человек сам себя идентифицирует, важно, кем он себя считает, важно, какие основополагающие культурные принципы в него заложены с детства, в какой среде он воспитывался и на что ориентируется в морально-нравственном плане. В этом смысле, конечно, нам очень важно создавать единое культурное пространство».

Известно, что подход к культурной политике принципиально различен в Америке и в Европе. В Америке культура в общем предоставлена сама себе: отдельные государственные органы могут отчасти финансировать некоторые проекты (например, армия – фильмы, пропагандирующие военную службу), но в общем любая культурная институция, от любительского ансамбля до крупного издательства или киностудии, существует на собственные средства или сама же подыскивает тех, кто вложит в нее деньги.

В Европе держится убеждение, что по крайней мере некоторые важные для страны культурные институции государство должно поддерживать или напрямую обеспечивать их существование. Такова же и российская традиция: еще до революции существовали, например, императорские театры.

В советское время этот принцип довели до крайности: предполагалось, что помимо государства никакой, в том числе и культурной, деятельности происходить не должно. В позднем СССР это привело к бурному развитию подпольной и полуподпольной культуры: «самиздата», «магнитофониздата», «бардовской» песни, «любительских» рок-групп и проч. Понятно, что эта культура была настроена в основном враждебно к государству – что отчасти сформировало общественные настроения, способствовавшие краху СССР.

«Какой, на ваш взгляд, должна быть политика государства в области культуры? Как избежать попыток тотального контроля – которые неминуемо вызовут противодействие, тем более сейчас, когда для свободного распространения информации возможностей куда больше, чем в 1970-х – 1980-х?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»:

- Конечно, никакой государственной культурной политикой невозможно создать нового Пушкина, Толстого или Глинку. Это вообще не может быть задачей государства. Культуру создает народ, но при определенных условиях. Причем эти условия не сводятся к конкретным суммам, которые выделяются для поддержки определенных направлений культуры или блокировки нежелательных направлений.

Мы знаем, что расцвет русской культуры, ее Золотой век, пришелся на время правления Николая I, которого никак нельзя назвать демократичным. Николай I не занимался созданием культуры, но Пушкин все же был замечен и всячески поддержан. Период расцвета советской культуры тоже нельзя назвать особенно вольным – однако же культура жила и развивалась. Зато 1990-е годы, когда началась демократия, не породили ни одного значимого культурного феномена, который вошел бы в историю. Поэтому задача государства - поддерживать то положительное, что будет возникать в культурной сфере.

Важная роль государства могла бы выразиться в создании мест, где население могло бы приобщаться к культуре. Гергиев и Спиваков – это вершина айсберга, такие люди появляются в любой сфере деятельности, когда у пирамиды, на вершине которой находятся мастера высочайшего класса, есть широкое основание, то есть создаются условия, когда народ начинает интересоваться музыкой. Например, развита сеть музыкальных школ.

Важно, чтобы люди, которые помогают развитию культуры, поддерживали действительно то, что, по крайней мере, не будет плохо влиять на нее. У нас не так много денег, чтобы ими разбрасываться на поддержку чего попало.

Культура неотделима от общенародного настроения. Если народ печется только о земном, никакой серьезной культуры не появится, - или же она будет уж очень, мягко говоря, специфической. Если же интересы народа обращены к духовному, тогда будет рождаться и культура. Поэтому нужно способствовать формированию интереса к своим историческим корням. Государство должно поощрять у народа реальное ощущение своей сопричастности к большому государственному процессу. Тогда у нас будет великая культура.

Война на уровне культуры, смыслов, реальных интересов в настоящее время даже важнее, чем война с помощью танков и пушек или война экономическая. СССР проиграл Западу в первую очередь на уровне культуры. У нас была своя высокая культура, но мы не сумели правильно ею воспользоваться. Во многих вопросах, как в балете, мы как были, так и остаемся впереди планеты всей, но нового ничего не породили. Поэтому важно, чтобы наша культура рождала новые смыслы.

 

Семен Семенов по материалам Regions.Ru

 

Другие мнения читайте здесь: http://regions.ru/news/2508988/

 

← Вернуться к списку

Комментарии


Наталья
30.04.2014 07:25
Если хочешь познать истину - вернись к началу. Наша культура многонациональна, народные традиции - богатейшие, а сам народ об этом не знает. В советское время народная культура стала на уровне "шоу", играя увеселительную и развлекательную роль. А её предназначение - намного глубже. Народная культура тесно связана с Богом, планетой Земля и Космосом. Восстановив всю структуру, мы вернём народу истинный смысл жизни человека на земле.

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru