православный молодежный журнал | ||||||
Незванный гость№ 12, тема Надежда, рубрика Тема номера
Автор Елена Романенко Лида готовила на кухне немудреный обед, когда в дверь едва слышно постучали. Точнее даже – поскреблись.
Лида выбежала в коридор, по привычке заглянула в глазок и, уже начав открывать, остановилась – за дверью никого не было. Может, показалось? Но только развернулась, чтобы уйти, как вдруг из подъезда послышался шорох, и в дверь опять едва слышно заскреблись. Она открыла и обнаружила перед собой маленького ребенка, не поймешь даже, мальчика или девочку, плохо и грязно одетого.
Ребенок смотрел на нее недетскими горящими глазами, проникающими в самую душу, и что-то шептал.
Она наклонилась, чтобы лучше услышать, и ее обдало запахом водки. Одновременно она услышала:
– Дайте хлебушка, пожалуйста...
Ее так ошеломили и просьба, и вид ребенка, а особенно запах («Господи, он ведь совсем маленький, ему еще до школы далеко, как же так, Господи, как же так...»), что она растерялась и переспросила, готовая дать все, чего только ребенок ни попросит:
– Хлебушка или на хлебушек?
Денег у Лиды было немного, хотя зарплату выдали на днях, но она готова была ими поделиться, одновременно стараясь не думать, что, возможно, это родители-алкаши послали детей добывать денег на водку.
– Хлебушка. Кушать очень хочется, – ребенок говорил все тише.
Лида засуетилась.
– Сейчас! – кинулась на кухню.
В голове билась одна мысль: «Ребенок голодный. Голодный и напоенный водкой маленький ребенок».
Еще не успев добежать до кухни, она развернулась и бросилась обратно.
– Заходи, маленький, я тебя покормлю и с собой дам покушать, – она шире открыла дверь.
– Я с Димкой, – ребенок (это был мальчик, Лида только что это поняла) растерянно обернулся.
Прошуршали шаги. Подошел еще один мальчуган, чуть постарше и потеплее одетый. Держался он более уверенно.
– Ладно, зайдем давай, – он подтолкнул товарища.
На кухне Лида налила им не богатого мясом супа, положила печенья и конфет в вазочку и все сокрушалась, что не cостряпала ничего вкусного, а угощает жиденьким супчиком.
Сама она не ела. С болью в душе она смотрела на красные уши мальчиков, на их взъерошенные головы, на то, с каким ненормальным аппетитом они уминают добавку. Глядя, как младшенький подбирает пальцем крошки со стола, она не выдержала:
– Где вы живете, ребятишки, откуда вы такие?
Димка, уже полностью освоившийся, принялся объяснять:
– Мы с Чечни, беженцы. Мы со Степкой братья, у нас еще четыре сестры есть.
Степка насупился, помолчал чуть-чуть, наконец не выдержал:
– Ладно врать-то, – и обратился к Лиде: – Я у мамки один, пьет она, денег нет, а пьет. А у Димки родители хорошо живут, у них даже телик есть. И не с Чечни мы. Местные.
Лида налила им чаю, помыла тарелки и решилась спросить:
– А водку-то зачем? Плохо ведь от нее.
У Димки сразу появился презрительно высокомерный взгляд: мол, где тебе понять, старая.
Степка же покраснел и тихо сказал:
– Кушать сильно хотелось. А у мамки дома больше ничего нет. Вот я и решил выпить. Мамка целыми днями ее пьет и не ест, я думал: тоже выпью – есть не захочу.
Лида молчала. Слышать все это было дико и больно.
Мальчишек разморило от тепла и сытости, они стали клевать носами. Лида с тревогой посмотрела за окно. Темно, уже почти ночь. Зимой рано темнеет.
– Ребята, вам есть куда идти? А то, может, останетесь, переночуете? Вас никто не потеряет?
Мальчишкам действительно не хотелось никуда идти, это было заметно. Услышав Лидино предложение, они заметно приободрились.
– Ладно, останемся. Некому нас терять, – решил Димка.
Степка пробормотал:
– Мы иногда в подъездах ночуем, и никто нас не теряет.
– Ребятишки, вы, поди, уже спать хотите? Айда в комнату, я вам постелю.
У Лиды была полуторка и в ней только один диван, его она и застелила мальчишкам. Сама решила устроиться в кухне на матрасе.
Попав в комнату, ребята расшумелись, сон у них прошел. Они с интересом рассматривали обстановку, книги, картины на стенах.
– Хорошо у вас, – сделал вывод Степка, – и телевизор есть.
Лида спохватилась:
– Хотите, я вам включу.
Посмотрев немного телевизор (дети так непосредственно реагировали на все происходившее на экране, что Лида не могла удержаться от улыбки), стали укладываться спать.
Опять завязался разговор.
Степка увидел старый аквариум на шкафу, и сразу посыпались вопросы:
– У вас рыбки были? Какие? Давно?
Лида смутилась:
– Да так, хотела когда-то купить золотых рыбок, мечта у меня такая была, на базар поехала, а золотых нет, все какие-то серенькие. Так и не купила. – Лида сменила тему, – Ребята, где же вы деньги на жизнь берете, если ваши родители вам не дают и не кормят вас?
– А мы на автозаправке работаем, – похвастался Степка. Димка промолчал. – Стекла моем. Это тут, рядом.
Лида вспомнила, что не раз видела маленькие фигурки возле машин, когда проходила мимо, но раньше как-то не обращала особого внимания.
Она накрыла ребятишек одеялом, пожелала им спокойной ночи и пошла на кухню. Уже выключив свет, вспомнила, что в комнате осталась ее сумка, а в сумке – все деньги, но тут же упрекнула, пристыдила себя – это же дети, как можно им не доверять?
Уснула не сразу, болело сердце за ребятишек, пыталась придумать, как им помочь. Измученная мыслями, заснула только на рассвете.
Утром, второпях собираясь на работу, решила не будить мальчишек, пусть поспят в тепле. Написала им записку, чтобы кушали и отдыхали, она будет вечером, и ушла.
На работу она ездила по проездному, который лежал в кармане, поэтому только в обед, когда Лида зашла в магазин, чтобы купить чего-нибудь вкусненького для своих мальчишек, она обнаружила пропажу кошелька. Лида судорожно перерыла сумку – денег не было. Не объяснив, в чем дело, она отпросилась с работы и помчалась домой. В квартире никого не оказалось. Не обнаружила она и запасного ключа, висевшего на гвоздике.
Не раздеваясь, в пальто и шапке, она долго сидела на разобранном диване. Боль разочарования и обида на несправедливо устроенный мир давили. Даже плакать она не могла, так было тяжело на душе.
«Так тебе и надо. Наивная дура. Будут они тебя здесь дожидаться. Открывай и дальше всем двери, впускай к себе всех бродяг». – Она бегло осмотрела квартиру – ничего вроде больше не пропало. Странно. Хотя чего странного – просто у нее больше брать нечего.
Внезапно Лида вспомнила о бензоколонке. Она вскочила и побежала туда, надеясь, что увидит там ребят и все выяснится, окажется, что они честные и хорошие, а кошелек пропал по какому-то недоразумению и скоро найдется.
В распахнутом пальто она подбегала к служащим, спрашивала их о детях. Не добившись ответа, Лида наконец замерла и просто стояла возле заправки до тех пор, пока не стемнело. Только тогда она окончательно поняла, что ждать бессмысленно, и отправилась домой.
Лишь раздевшись, она поняла, как замерзла. Ее колотило от холода и горя. Ничего не поев, даже не зайдя на кухню, она легла. Через час поднялась температура. А еще через час начался полусон-полубред. Ей мерещились мальчишки. Они ехидно смеялись, а она оправдывалась перед ними, пытаясь объяснить, что это они должны были чувствовать себя виноватыми, а не она. Но они только хихикали.
Утром появился Степка. Лида сначала подумала, что это ей тоже кажется, но Степка оказался вполне реальным.
Он встревоженно трогал ей лоб, принес воды. Увидев, что она пришла в себя, слегка успокоился и протянул ей ключ.
– Вот. У Димки отобрал. Это ваш.
У Лиды немного отлегло от сердца, но про деньги она все еще не решалась спросить.
– Я тут вам кое-что принес, – Степка засмущался и важно пошел в коридор. Вернулся он с банкой, в которой плавали две золотые рыбки. – Вы тогда говорили, что мечтали... Я их всю дорогу за пазухой нес, чтобы не замерзли.
У Лиды растаяла душа, но она все-таки не удержалась и спросила:
– Это ты... на все деньги?
– Какие деньги?– Степка сначала не понял, потом сообразил и страшно покраснел. – Ваши деньги я не брал. Димка иногда шарит по сумкам, хотел и у вас посмотреть, так я ваш кошелек припрятал, когда он в туалет ходил.
Степка вытащил кошелек из-под низкого кресла и положил на стол. Туда же поставил банку с рыбками.
– Нравятся они вам? – настороженно посмотрел на Лиду, как глядит собачонка на хозяина – приласкает или ударит?
– Нравятся, конечно, нравятся, – Лида улыбалась, не замечая собственных слез, – Спасибо тебе, Степка. Я всегда мечтала о таких золотых рыбках. – И она прижала к себе его русоволосую, покорно прильнувшую голову.
Оставить комментарий
|
||||||
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |