Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Ты не один

№ 12, тема Надежда, рубрика Тема номера

– Батюшка, существуют ли действительно безнадежные ситуации?

– Безнадежных ситуаций, конечно, не существует. Такими безвыходными они только прикидываются. Всегда можно найти какое-нибудь решение. Отчего такие ситуации возникают? Оттого, что человек по своей воле жить начинает, забывая заповеди Христа.

А то ведь и так бывает – приходит человек, плачет: «Ой, случилось-то что! Ой, горе, пропал совсем…» Начинаешь разбираться, успокаиваешь, он на свежую голову обдумает все – и, глядишь, все не так страшно оказывается. А сам человек это понимать начинает – и выход находится.

Ну, а уж если человек со всеми своими проблемами не хочет жить по воле Божией, то ситуация в какой-то степени и правда безнадежная.

 – Позвольте привести несколько примеров из реальной жизни, когда очень сложно не впасть в уныние. Очень хочется получить от Вас советы, которые помогли бы людям. Вот, на мой взгляд, один из самых безнадежных случаев…

После операции на позвоночнике 35-летнюю женщину парализовало. Она прикована к постели, ее коляска слишком громоздкая и не проходит в дверь комнаты. Пока Ирина была здоровой, весь дом держался на ней. Она воцерковленная, постоянно ходила в храм… И теперь, когда с ней произошла такая трагедия, потянулись цепочкой беды. Муж привел в квартиру другую женщину и требует раздела имущества. Дети Ирины – дочери 15-ти и 17-ти лет – за матерью ухаживать не хотят. Помогают сердобольная соседка и подруга. В последнее время дела с детьми обстоят все хуже и хуже: младшая попала в реанимацию после дискотеки, где наглоталась каких-то «колес», старшая приводит к себе парня с ночевкой. Мать для них не авторитет. Ирина смирилась с тем, что больше не будет ходить; она много молится, причащается… Но часто помимо воли ее охватывает черная тоска и возникает вопрос: «Ну почему так? Я согласна все терпеть, я грешна, но… дети – за что? Они после того как я слегла отдалились от Церкви и стали жить, как им хочется… И еще. Я готова делать любую работу руками: шить, вязать, делать мягкие игрушки, – чтобы хоть немного заработать. Но вот уже год не могу ничего найти…»

– Я думаю, что если бы Ирина ходила на своих ногах, посещала храм, как раньше, – она бы сделала меньше для своих детей, чем сейчас. Да, она бы владела ситуацией, смотрела за дочерьми, силой удержала бы дома… Но насилием здесь не поможешь – дочери бы подросли и стали все равно делать то, что им вздумается. А сейчас, находясь в таком тяжелом состоянии, Ирина может только за них молиться. Молиться не просто, как раньше, а с утроенной силой. И, может, этим она сделает для них гораздо больше, чем раньше, будучи здоровой. А сильнее материнской молитвы ничего нет. Старец Паисий говорит, что нужно иногда «давать отвертку в руки Христа, чтобы Он Сам подкрутил разболтавшиеся винтики». Кто знает – бегала бы сейчас на ногах Ирина, суетилась, переживала, детей по дворам разыскивала, а теперь – нет, не может. Осталась только возможность проявлять любовь, терпение к детям и мужу. Хорошо, что она сама согласна терпеть и смиряться, а ее молитвы безответными не останутся. И пусть дети не сразу поймут жертву, страдания матери, но потом, может, через много лет, они это оценят.

 – Вот еще ситуация. Девушка, симпатичная и милая, исправно ходит в храм, мечтает о семье и детях. Но вот ей уже 29 лет, а она все одна. У нее два высших образования, интересная работа, квартира, машина… И – одиночество. Да, она молится, ждет и верит. Но недавно призналась мне, что больше не может так жить, – при внешнем благополучии изнутри ее съедает жестокое отчаяние: «Годы идут, и я никому не нужна; даже лечащий врач советует мне поскорее родить ребенка, родители наседают, подруги удивляются…» Что делать?

– Молиться и не терять надежды… Ездить к мощам Петра и Февронии в Муром. А еще эта девушка может служить ближним. Это очень важно – кому-то отдавать свою любовь, сопереживать, помогать. Я знаю наверняка: те девушки, которые служат ближним, быстрее и чаще находят себе женихов. Вот кто у нас на клиросе поет – чаще выходят замуж… хотя, может, это потому, что они всем видны с клироса… А кто в реанимации у нас работает – тоже чаще замуж выходят. И еще, кто в миссионерские походы ездит. Раньше так и говорили девушке в ответ на добрые дела «Дай Бог тебе, милая, жениха хорошего». Так что не отчаиваться надо, а делать добрые дела. А бывает еще и такое, что нет воли Божией на замужество. А, например, воля Бога такова, чтоб эта девушка монахиней стала или просто жила, помогая другим. В этом тоже полнота и счастье свое, особенное. Женщина может реализовать себя не только в семейной жизни. И мужчина тоже. Даже если он без жены останется, так все равно не один – с ним Бог.

 – Женщина прожила с мужем в браке 20 счастливых лет, родила двух детей… а супруг неожиданно нашел себе другую – молодую, красивую – и ушел к ней.

– И такое бывает. Постараться на супруга не озлобиться, детей растить. Смягчить для них эту травму…

 – В семье родился ребенок-инвалид. Первая девочка – здоровая. Родители решили не отдавать второго в интернат, но постепенно стали понимать, что нести такое бремя им не под силу (мальчик не двигается, не понимает, глотает с трудом – фактически живет только на руках родителей). Денег на няню нет, и с первой дочкой стали возникать проблемы: она учится в первом классе и предоставлена самой себе, так как все силы родителей уходят на младшего больного сына.

– На такие вопросы надо реагировать по-другому. Надо попытаться реально помочь. Пусть обращаются к нам в храм за помощью. Найдем им няню.

 – Супруг молодой женщины умер внезапно, оставив ее с трехлетним ребенком на руках.

– Не отчаиваться. Это пожелание – ответ на все трудные жизненные ситуации. Когда человек начинает отчаиваться? Когда перестает доверять Богу. Если человек верит, что все в мире подчинено Богу и что Господь может ВСЕ изменить, – он никогда не впадет в этот грех. Любое зло, любая тяжелая ситуация – это все временно, все проходит, заканчивается. Не может же всегда быть плохо!

 – Отец Аркадий, а как правильно утешить человека? Утешение ведь – палка о двух концах. Можно не просто утешить, а обнадежить, хотя реально надежды нет никакой, и человеку потом будет еще хуже…

– Да, утешать надо осторожно. Если видно, что человеку можно реально помочь – деньгами, едой, одеждой, просто сочувствием, сопереживанием, – можно и нужно помочь, пока сам на ноги не встанет. А порой и утешать не нужно – надо дать человеку насытиться слезами. Если горе – надо поплакать, не отчаиваться, но поплакать. Следить, чтобы горе не перешло в отчаяние. Уныние, отчаяние – страсть бесовская, и справиться с ней можно только молитвой, упованием на Бога, церковными Таинствами. Это когда не тело, а душа болит. И зависит отчаяние не от внешних причин, а от внутренних. В этом случае никакие антидепрессанты не помогут. Гложет душу червь изнутри. И только в Боге можно найти облегчение и исцеление.

Бывает еще так: пристанешь к человеку – «Как, чего, бедный ты…», – а он попросит: «Да оставьте вы меня все, мне одному побыть нужно…» Вот и нужно его в покое оставить, просто отойти и помолиться за него.

А бывает, что и вообще утешать не нужно, при всей внешней видимости горя. Вот, например, от одного святого жена ушла. А он обрадовался и говорит: «Слава Богу!» – и сам в монастырь ушел.

Надо постараться со святых пример брать. Святые понимали, что скорби очищают душу. Они радовались возможности пострадать, послужить ближним, поболеть. Отец Иоанн Крестьянкин говорил, что «каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку у нее поцеловать».

Беседовала Елена КОРОВИНА

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru