Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Матрица

№ 48, тема Капитализм, рубрика Тема номера

Что общего между фильмом «Матрица» и капиталистической экономикой? А между капиталистической экономикой и сном Раскольникова из эпилога «Преступления и наказания»? Хотя сравнения и замысловатые, ответ в обоих случаях простой: агрессия виртуального мира.

Еще в средневековых итальянских морских республиках появляется идея, которая является краеугольным камнем экономики сегодня: деньги не обязательно должны быть материальны. Что такое, по сути своей, вексель? Сдал некую сумму в одном месте, получил на другом краю обитаемого мира. И где они находятся во время путешествия? Уже не здесь, но еще и не там. А если решил не получать, а взять под вексель кредит? Связь с реальным миром стала еще тоньше. Предприимчивые итальянские банкиры и купцы быстро смекнули, что на операциях с этими векселями вполне можно заработать. Так и возникла биржа, тогда еще в форме вексельной ярмарки: собирались люди и за реальные деньги покупали виртуальные или меняли одни виртуальные на другие виртуальные.

Дальше больше. С виртуальных денег стали брать комиссию в пользу устроителя торгов. Так виртуальные деньги начали приносить виртуальный доход. Система постепенно усложнялась и совершенствовалась, механизмы стали всё более изощренными, пока, наконец, развитие компьютерных технологий не привело тенденцию к ее логическому завершению: теперь для того, чтобы совершать финансовые операции, не требуется даже физического присутствия, хватит просто аккаунта, за которым неизвестно кто скрывается – то ли человек, то ли компьютерный бот.

И всё бы хорошо, пускай тешат себя всякие финансисты в своем собственном искусственном мирке. Но проблема в том, что мирок-то оказался крайне агрессивным: он не просто рос сам по себе, он постоянно вторгался в реальный мир, подчиняя его своим законам. Виртуальные деньги очень рано начали вкладывать во вполне материальные вещи, и тут же выяснилось, что коллапсы на этой самой бирже, то есть в виртуальной реальности, приводят к вполне зримым, материальным кризисам. 1634–1637, 1719, 1825, 1873, 1929–1933, 2008 – вот хотя бы самые известные. Любопытно, что первый из этих кризисов возник из-за того, что реальным вещам хотели придать чересчур много виртуальности: цены на луковицы тюльпанов в Голландии были взвинчены до небес. А вот последний из перечисленных кризисов произошел, наоборот, из-за того, что в виртуальном мире кредитов и финансовых операций оказалось совсем мало реальности; мыльный пузырь до бесконечности раздувать оказалось невозможно.

Итак, что общего у «Матрицы» с капитализмом, мы поняли. А знаете, чем они отличаются? В фильме виртуальное было повержено реальным, а в нашей жизни, увы, пока наоборот: независимо от нашего желания мы живем в мире, где виртуальное намного сложнее и намного важнее реального.

Николай Асламов

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru