Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

С чего начинать и чего ради. Человек-витраж. И что важнее – усилие или результат?

№ 52, тема Начало, рубрика Редсовет

 

Протоиерей Максим Первозванский: Сегодня мы обсуждаем, насколько начало того или иного дела определяет, как пойдет весь процесс.

Валерия Перунова: Начало всегда связано с какими-то трудностями, непонятностями, кучей сомнений. В голове всё время звучит: «А вот если...». Но это всё надо откидывать. Батюшки рекомендуют просить благословение у Бога и делать. Если Богу это дело угодно, то оно пойдет.

Василий Пичугин: Вообще, для русского человека слово «начало» очень важное. И только в русском языке слова «начало» и «начальник» – однокоренные. Посмотрите, «менеджер», «шеф» – это совершенно другие интуиции. Идиома опять же: «под чьим началом служил». Иерархия просто-напросто вплетена в русскую жизнь. Вначале было Слово, вначале был начальник.

Екатерина Унку: Значит, начальствующий – не тот, кто выше, а тот, кто впереди тебя был изначально?

Протоиерей Максим Первозванский: Кстати, так устроена исконная церковная иерархия. Священники около престола всегда стоят по хиротонии – кто раньше рукоположен. То есть, кто раньше получил священство, тот и начальствует.

Артем Ермаков: Хотя есть и другие практики. Во флоте в Российской империи, когда проводились советы, всегда высказывался первым самый младший чин. Важно не только то, что старший высказывается последним, но то, что младшему дают возможность задать тон. Потому что, если ему не дадут сказать, то через 2-3 реплики его вообще не услышат или он сам от слова откажется.

Наталья Рогачева: Иногда начинать страшно, и хочется спросить совета у кого-то более сведущего. Получается, что всех кругом слушаешь, а советы-то разные: один такой совет дает, второй – другой… И я уже ничего не хочу начинать, потому что это кажется так сложно! Даже элементарно учесть в своем поступке требование Церкви о соблюдении заповедей и совет родителей бывает непросто.

Протоиерей Максим Первозванский: Благо есть во многих советах, но не благо есть в совете многих. Если человек склонен принимать самостоятельные ответственные решения, тогда желательно послушать самых разных людей, узнать все нюансы, плюсы и минусы предстоящего дела, решать-то в итоге он всё равно будет сам. Если же человеку самостоятельные решения даются с трудом, то здесь как раз не стоит слушать многих.

Василий Пичугин: Есть люди, которые пытаются свою жизнь строить по совету священника. В таком случае слушать нужно только какого-то одного священника. И не потому, что один скажет лучше, а другой хуже. А потому, что разные священники могут предложить разные варианты действий. То есть или надо слушаться одного, или принимать решения самостоятельно.

Протоиерей Максим Первозванский: Интересная ситуация с началом в физике. Вот механика подразумевает обратимость всех процессов. Мячик, кинутый мной о стол и прилетевший к вам, точно так же математически описывается, как и брошенный от вас и прилетевший ко мне. И в этом смысле ньютоновская механика, в принципе, не подразумевает начала мира. Мир бесконечен во времени и обратим как в одну сторону, так и в другую. А вот уже термодинамика рассматривает совершенно другую ситуацию: мир, наоборот, от упорядоченности движется в сторону всё большего хаоса. Как раз термодинамика впервые серьезным образом подвела научное обоснование тому, что у мира было начало. Термодинамические процессы движутся только в одну сторону, и всё, в конечном счете, закончится состоянием полного покоя. Все энергии выровняются, все звезды выгорят, все столкновения закончатся, будет такое пространство, в котором ничего не горит, не светится, не взрывается, всё умрет. Но главное – современная наука утверждает, что у мира есть начало.

Александр Кушнарев: А если вернуться к теме простых человеческих начинаний, я хотел простую, известную мысль сказать: любое дело должно начинаться и сопровождаться молитвой. Чтобы человек успех дела не приписал себе, а с другой стороны, не сильно расстроился из-за неудачи. Потому что доброе дело в христианстве считается истинно добрым, когда оно сделано ради Бога. Поэтому молитва, предание какого-то дела в руки Божьи может и не особо важное дело сделать Богу угодным благодаря тому, что человек не ради себя всё это делал.

Протоиерей Максим Первозванский: Не христианин во всех своих проявлениях, в рисовании, в пении, в любом другом творчестве что делает? Самовыражается. А в результате иногда появляется такое, что смотреть и слушать невозможно. Христианин же в любом своем творчестве должен в первую очередь стремиться выразить Бога. Об этом очень хорошо писал митрополит Антоний Сурожский, о том, что мы должны не сами светиться, а должны пропускать через себя божественный свет. Человек – это витраж. Можно сколько угодно пытаться сверкать самому по себе, но витраж становится разноцветной сверкающей картиной только тогда, когда через него проходит свет. Пыль протираешь – светишься, Господь через тебя свет пропускает. Чего гордиться? Может ли осел, везущий Господа в Иерусалим, гордиться тем, что ему под ноги кидают пальмовые ветви?

Полина: Постойте, получается, что те подчас колоссальные усилия, которые человек прикладывает, просто обесцениваются. Человек вообще ничего не заслужил. Это только Бог сделал. Но у нас есть своя свободная воля, почему же тогда мы не можем сказать, что это сделали мы?

Протоиерей Максим Первозванский: Откуда взялась ваша свободная воля?

Полина: Господь подарил мне. Он подарил ее всем, и все Его подарком распорядились так, как смогли.

Василий Пичугин: У каждого явления есть некий невидимый период начала. Мы берем семечко, мы его сажаем в землю, и есть момент, когда вот они, появляются корешки, они невидимые, но они уже есть. А дальше вдруг взрыв, и появляется новое растение. Если мы возьмем историю России с точки зрения европейцев, – они про нас много веков вообще не знали. Только при Иване III они увидели, что вдруг – бах – появилось громадное европейское государство. Хотя мы-то с вами изучаем, какие там были причины, как всё это происходило. Начало – это всегда самая скрытая вещь, тайна.

Протоиерей Максим Первозванский: Вообще, это интересная тема, которая мне не дает покоя довольно долгое время. Про апостола Павла было сказано, что он был избран от чрева матери. Действительно, человека еще нет, а Бог уже про него всё знает. Трудно размышлять о промысле Божьем, о предопределенности. Человек выбирает свободно, но Бог знает, что человек выберет. Он уже давным-давно знает, чем для тебя всё кончится.

Ирина Пшеничникова: Зачем же мы тогда молимся?

Василий Пичугин: Без молитвы ты не сможешь принять Его помощь. Бог и так любит нас гораздо больше, чем мы можем себе представить. Бог без всякой нашей просьбы стал человеком, родился на Земле, умер на кресте, сошел в ад. Он дает нам гораздо больше, чем мы можем принять. В молитве нашей мы не изменяем Бога или Его отношение к нам. В молитве мы изменяем, в первую очередь, себя и свое отношение к Богу. Если ты верующий человек, то тебе Господь Бог говорит: «Детонька, потерпи немножко, всё будет хорошо, но потом, а сейчас тебе нужно потерпеть». Ты отвечаешь: «Хорошо, Господи, я терплю». И это меняет тебя так, что дальше твоя жизнь складывается так, как угодно Богу и как для тебя хорошо.

Ирина Пшеничникова: Вообще какие-то вещи самому имеет смысл начинать или не имеет, если они предопределены? Они, может, сами начнутся, или надо проявлять инициативу и как-то влиять на ход событий?

Артем Ермаков: Да, мы, например, часто слышим: надо возрождать Россию. А кто это сказал? А должен ли я это делать? А если я хочу это делать, может быть, я по гордыне своей собираюсь это делать? Может, мне подождать, пока кто-нибудь еще начнет возрождать Россию? А я тогда уже к этому, соответственно, присоединюсь? Вот мы все говорим про Смутное время, как оно преодолевалось. Все понимали, что, по большому счету, нужна помощь Божья. И стали поститься и молиться. Целые города постились и молились, но только Минину явился преподобный Сергий.

Протоиерей Максим Первозванский: Каждому из нас, по идее, правильно стремиться к хорошему, к нужному. А вопрос, реализуется это или нет, зависит действительно от Бога. Но неслучайно Господь и наши намерения приветствует, и наши даже нереализованные идеи. Есть такое понятие – синергия, взаимодействие человека и Бога. Представьте себе, есть бетонная стена толщиной полтора метра, тебе надо пробить ее кулаком. Ты можешь это сделать? Нет, не можешь. Бог может вложить силу в твою руку. Но если ты не будешь бить, то Богу не во что будет вложить Свою силу.

Татьяна Садовникова: То есть, я правильно понимаю, что начало, усилие важнее, чем достижение результата?

Протоиерей Максим Первозванский: Всё зависит от внутреннего состояния, от мотивов. В первую очередь, главное – это мотив: исходя из чего ты собираешься помочь этой старушке перейти улицу? Тебе жалко эту старушку, ты хочешь оказать ей помощь, или ты тщеславишься, какой ты крутой христианин?

Татьяна Садовникова: Получается, уже в начале закладывается содержание, характер всего процесса, поступка, всего дела. Главное – как оно начато.

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru