Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Город радуг, город встреч

№ 54, тема Встреча, рубрика Родина

 

 

Кто хоть раз увидел Жемчужину Сибири,

Тот уже не сможет Когалым забыть.

Наталья Ушакова

 

Я садилась в самолет, а в голове вертелись фрагменты книг Джека Лондона, Владимира Санина, Джеймса Оливера Кервуда и Вениамина Каверина. Романтика снежного Севера, собачьи упряжки, костры, разгоняющие тьму полярной ночи, и люди, греющиеся у огня… Это было давно. Это было совсем недавно. Я летела в Когалым, город, который всего на год старше меня – ему 28 лет.

 

Жемчужина Сибири

Проходит три часа, и самолет начинает снижение. Всё ближе земля, всё отчетливей видны заснеженные деревья и бескрайние равнины, серые ленты дорог и покрытые льдом озера – Когалым находится на маленьком островке, со всех сторон окруженном болотами.

Шасси мягко касаются посадочной полосы – мы прибыли. Солнце стоит в зените. А вокруг него – радуги, много-много маленьких разноцветных полукругов. Это редчайшее природное явление на языке науки называется «гало», что в переводе означает «нимб». Это та же радуга, просто возникающая из-за преломления света ледяными кристалликами, а не каплями воды.

– Видите, – улыбается водитель, – Когалым вам рад.

«Когалым» – хантыйское слово. В переводе оно означает «гиблое место» или, по одной из версий, «место, где погиб мужчина». По легенде, мужчиной тем в незапамятные времена был один их хантыйских ханов, погибший на месте, где теперь проходит городская дорога. Ханты верили, что с его смертью на затерянный в болотах остров пришло проклятье. И уж не знаю, есть ли связь между давно умершим правителем и автокатастрофами последних десятилетий, но многие бились на этой трассе, не справляясь с управлением автомобилем на ровном асфальте, пока дорогу не освятили. И, опять же, я не берусь утверждать, совпадение ли это, но с тех пор здесь больше нет ни повышенного уровня аварийности, ни чрезмерной смертности попавших в аварии – сейчас это просто городская дорога с двухполосным движением.

Несмотря на мрачное название, Когалым несколько раз выигрывал конкурс «Самый благоустроенный город России с населением до ста тысяч человек». Ледовый дворец и парк аттракционов, медицинские центры и дома творчества, дворцы молодежи и кинотеатры…

И, конечно, гордость Когалыма – Дворец спорта. Спортом здесь занят каждый второй: мальчишки из хоккейной команды – серебряные призеры чемпионата «Золотая шайба» среди юниоров, и даже чемпион Европы по боксу семнадцатилетний Тамерлан Магомедов – тоже уроженец Когалыма. Да и самый северный в России дайвинг-клуб «Лагуна» тоже обосновался в небольшом городке, затерянном в Западной Сибири.

 

Капля жизни

Несмотря на то, что городу всего 28 лет, его история началась более 80 лет назад – в 30-е годы XX века. Именно тогда в Москве ученый Иван Михайлович Губкин выдвигает теорию о колоссальных запасах нефти и газа в недрах западной Сибири. На доказательство этой теории уходит не один год, но, в конце концов, сюда начинают тянуться люди. А в 1976 году принимается решение о строительстве железной дороги «Сургут – Новый Уренгой». И станция «Когалымская» появляется в проекте как базовая для ряда нефтяных месторождений.

Сейчас кусочек той самой, первой, железной дороги можно увидеть в музейно-выставочном центре Когалыма. Это – символ зарождения города.

Здесь же можно увидеть и первый железнодорожный вагончик, прибывший на новую станцию, и вещи первых поселенцев – всё то самое необходимое, что брали с собой из дома в далекую Сибирь: счетную машинку, документы, чемоданы и… книги, множество книг на полках.

– Недавно музею исполнилось два года, – рассказывает Света, мой гид. – А в 2011 году, когда его создавали, был объявлен конкурс, и все эти вещи принесли нам сами первопроходцы. Во время освоения Сибири Россия была самой читающей страной. И не так давно одна женщина рассказывала нам, как собиралась в это путешествие: «Часто, чтобы сэкономить место, не брали с собой даже лишнюю кофту. А вот книги тащили. Тяжело было очень, но не бросишь же книгу».

Первый десант, задачей которого было рубить просеку под железную дорогу, строить дома и закладывать город, появился здесь в 1976 году. А уже через два года сюда приехали и первые нефтяники, ученые, строители с женами и детьми.

Тогда еще не было комфортабельных гостиниц и уютных ресторанчиков – их первым обитателям Когалыма заменили полевая кухня и брезентовые палатки. Причем, последние использовались не только жилые помещения, но и как школы и детские сады.

Сейчас их тоже можно увидеть в музее. Выставлена здесь и коллекция «предметов мечты» тех первых храбрецов, покорителей севера: сервант, этажерка, чайный сервиз, плюшевый мишка… Мечта о доме и уюте.

– В 80-м году в Москве принимают решение о строительстве городов Когалыма и Лангепаса. А в 85-м году Когалым становится городом, то есть здесь уже живет более двенадцати тысяч человек, – продолжает Света экскурс в историю города, попутно показывая мне памятники того времени: карту города, коллекцию газет, масляные светильники, символизирующие эволюцию нефти…

В музее много залов: один посвящен теориям происхождения нефти, другой – истории освоения Сибири, третий – животным и птицам, обитающим в этих местах, четвертый – истории хантов, пятый… Здесь можно ходить бесконечно, вот только бесконечности у меня, к сожалению, нет – пора возвращаться.

Музей – культурный центр города. Но есть и его сердце – рябиновый бульвар, посаженный жителями.

– Здесь безумно красиво осенью, – рассказывает Наталия Бортэ из администрации города. – Когда всё в золоте, и ощущение, что рябины горят…

А посреди бульвара стоит главный памятник Когалыма – «Капля жизни», подаренная городу компанией «Лукойл». В бронзовой капле высотой в 6 метров и весом в 10 тонн застыли моменты жизни таежного городка: вот выходят из ЗАГСа молодожены, а вот собираются на охоту ханты, а здесь вовсю работает нефтяной завод…

 

Город с будущим

Хотя и без прошлого. У Когалыма нет древней истории, здесь не проходили армии Петра I, не бродил погруженный в раздумья Владимир Соловьев, не жил Антон Павлович Чехов…

 Здесь нет старых зданий, заброшенных построек, древних подземелий… Как нет и проспектов имени Ленина и Карла Маркса – центральная в городе улица Мира пересекается с улицей Дружбы Народов. И именно эти названия как нельзя лучше отражают важнейшие ценности жителей Когалыма – в одном небольшом городе живут представители более чем 50-ти национальностей: русские, украинцы, башкиры, татары, кавказцы… и никто из них даже не помышляет о возможности межнациональных конфликтов.

Многие улицы названы в честь людей, чье имя тесно связано с историей Когалыма.

– Есть у нас улица имени Степана Анатольевича Повха, – водит меня по Когалыму Света. – В этих местах он человек-легенда. Он был буровым мастером, и именно его бригада первой пробурила скважину на Сомотлоре, одном из крупнейших в мире газовых месторождений.

Нет в Когалыме и религиозных конфликтов, зато есть православный монастырь, единственный в Югре, где находится храм Успения Пресвятой Богородицы, и мечеть – ведь более десяти тысяч жителей города мусульмане. Их построили на одной улице на окраине города, у самой кромки леса. Дойти от дверей церкви до входа в мечеть можно за две минуты. На всех праздниках и мероприятиях присутствуют и батюшка, и имам. А в свободное от служения время они играют в футбол в одной команде.

– На самом деле, это филиал Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря, а сам он находится в Эстонии и ему более 120-ти лет, – поясняет Света.

Практически нет здесь и других непременных атрибутов больших городов: пенсионеров и безработицы. Среди живущих здесь 59 422-х жителей безработных всего 128 человек. А средний возраст когалымчан – 32 года.

– В основном тут так называемое «экономически эффективное население», – рассказывает Света. – То есть люди в возрасте от 18-ти до 65-ти. Правда, среди жителей десять тысяч детей: три – дошкольников и семь – школьников. В год у нас рождается около тысячи новых когалымчан. Что интересно, мальчиков среди них почему-то больше…

Естественно, большая часть населения Когалыма – не местные, то есть родились совсем в других городах. Кто-то приехал в нефтяной город на заработки, кто-то – чтобы сохранить семью, а кто-то и в поисках новой жизни.

– Я сама из-под Томска, – рассказывает мне Наташа. – Моя подруга хотела переехать в Когалым – она однажды была здесь и влюбилась. Я поехала с ней, а потом и осталась.

А, оставшись, не смогла уехать – встретила мужа. С тех пор Наташа называет Когалым «город встреч».

– Кто-то приезжает в Когалым, кто-то уезжает, – пожимает плечами Света. – В среднем в год демографический прирост получается человек триста.

 

***

Вечер, я сижу в кафе гостиницы – здесь мало где можно поесть в это время суток: уже половина десятого, город замирает. За соседним столиком расположились трое «нефтяников». Они явно друзья и встретились посидеть «за рюмкой чая». На вид им не больше 30–35-ти. Я уже собираюсь расплатиться и подняться в номер, но долетевшие обрывки разговора заставляют меня мгновенно вернуться в кресло.

– Да меня сюда привезли, когда мне семь лет было, – рассказывает один, в очках и синем деловом костюме. – Я уже и не помню Питер совсем. Только вот пока не решил, то ли уезжать, то ли оставаться.

– Уезжать надо, только непонятно, как, – поддерживает разговор второй, в джинсах и белой рубашке. – Здесь вроде квартира, а где ты еще кому нужен. Вот только дети, все трое, болеют…

– А я никуда уезжать не собираюсь, – заявляет третий, с короткой офисной стрижкой и в галстуке. – Я этот город выбрал, и это мой дом. Моя Родина. И я буду делать для нее всё, чтобы она встала на один уровень с экономическими центрами. А то так легко – «хорошо там, где нас нет». Нет уж, надо строить «хорошо» здесь.

 

***

Мой последний вечер в городе. Мы с ребятами из кружка юных журналистов пьем чай. Они – пока еще школьники, за ними будущее.

– Ребята, скажите, а вы после школы собираетесь уехать или остаться в Когалыме?

– Уехать, – ответ следует чуть ли не хором.

– А почему? – я удивляюсь искренне. За время пребывания город показался мне идеальным местом для молодежи: проводятся фестивали, игры, организовываются клубы, есть рабочие места и перспективы развития...

– Мне кажется, в большом городе больше возможностей для развития, – пытается найти ответ Саша.

– А я вообще хочу жить за границей, – озвучивает столь часто встречающуюся у молодежи всей России мечту Аня.

– Сложно жить в городе, где все друг друга знают, – добавляет Даша.

– А я останусь, – заявляет Миша, и совсем тихо добавляет, – это мой город…

 

– Скажите, а как это, жить в городе без прошлого? – пытаюсь поинтересоваться у Светы.

В ответном взгляде явно содержится оценка моих умственных способностей.

– Без прошлого жить можно – всё когда-то начиналось, – тихо и медленно, как ребенку, пытается мне объяснить гид. – Это без будущего нельзя. А это уже зависит от нас.

Правда, некоторые из местных жителей не столь уверенны.

– Здесь всё держится на нефти, ведь градообразующая компания – «Лукойл». Если нефть когда-нибудь закончится, то Когалым превратится в один из городов-призраков.

 Хотя, судя по оценкам экспертов, волноваться о нехватке нефти причин нет. Так что у Когалыма значительно больше шансов превратиться в один из самых процветающих городов России.

Алена Калабухова

 

Проект «Наследник едет к вам» живет и дышит. И позволяет нам с вами вновь открывать для себя города и веси. Если вы любите и хорошо знаете свой город и хотите поделиться его теплом с читателями журнала – приглашайте! «Наследник» приедет к вам!

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru