Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Я ранен в сердце – чего мне желать еще? (Кронштадт)

№ 21, тема Дружба, рубрика Молодежка

Мы с Лешей в Москве пьем чай и рассматриваем его фотографии. Кадеты, море, корабли…
От одной у меня дух захватывает: юные выпускники ККК (Кронштадтский кадетский корпус) «при параде», припав на одно колено, склонили головы перед флагом.
– Очень торжественно было, – улыбается Леша. – Никогда не забуду.  Я ведь когда заикнулся матери о кадетском корпусе, она испугалась: «Что, моряком будешь?» Я ей отвечаю: «Зачем моряком? Адмиралом». Отец тоже сначала против был. Я ему говорю: «Вот в этом корпусе даже сын Шевчука учился». Настоял, короче, на своем.
– Леш, а чем тебя этот кадетский корпус привлек-то? – допытываюсь я.
– Как чем? –  глаза Леши словно прокрашивает морская синь. – Это же море! Корабли, подлодки! Это дружба на всю жизнь, это Кронштадт! А он – как особый мир. Как там  пел Гребенщиков: «Я ранен светлой стрелой, меня не излечат… Я ранен в сердце – чего мне желать еще?» Вот я так могу сказать про свой кадетский корпус.
Я вглядываюсь в его изменившееся лицо и верю.

автор Елена КОРОВИНА


Через две недели я уже в Питере, на пару с фотографом Дианой едем в Кронштадт.
– Подскажите, где Зосимова, 15?
– Во-от длинное здание видите по левой стороне? Только девушек туда не берут…
Экскурсию по ККК для нас проводил удивительный человек – капитан второго ранга Петров Владислав Александрович, заместитель начальника Кронштадтского морского кадетского корпуса по воспитательной работе.

–  Владислав Александрович, одна мама, которая отдавала сына в кадетский корпус, объяснила это так: «Там из него сделают настоящего мужчину». Вы с ней согласны?

    – Да. У нас обучается много «проблемных» детей. 117 детей из категории «сироты» – это, по сути, два среднестатистических детских дома. И еще больше 450 детей из неполных семей. Естественно, мама отдает сына в кадетский корпус, надеясь, что здесь на ребенка, оторванного от ее женского влияния, повлияют, в первую очередь, офицеры и воспитают в нем настоящие мужские качества.

    – И это влияние есть?

    – Конечно. Сами мамы приходят, благодарят: «Сын так изменился, возмужал, ответственным стал…» Мы ведем открытый диалог с родителями – проводим с ними встречи раз в квартал: собираем в актовом зале и отвечаем на вопросы. И, в общем-то, не единожды доводилось слышать довольно лестные отзывы о том, что дети, попадая к нам, буквально на глазах меняются. Мальчик только полгода проучился у нас – а уже в транспорте не садится, старшим место уступает, перед мамой и соседкой дверь откроет, пропустит. Когда ребят в увольнение отпускают, инструктируют: «Убываете в увольнение – ведите себя достойно, помните о том, что вы представляете Кронштадтский морской кадетский корпус и в целом Военно-морской флот, по вашему поведению будут судить и о корпусе, и о флоте». Поэтому когда кадеты у нас едут на экскурсию или принимают участие в городских, районных мероприятиях, – мы их, конечно же, строим, обращаем внимание на их внешний вид, чтобы они были аккуратны, опрятны. Кто не соответствует – идет и устраняет недостатки: ботинки чистит и так далее. Пока приведет себя в порядок, все его подождут, и после этого – пожалуйста, в путь.

– Владислав Александрович, расскажите об истории Кронштадтского кадетского корпуса.


    – Кронштадт имеет более чем 300-летнюю историю. В эпоху Екатерины, в конце XVIII века, кадетский корпус располагался в Итальянском дворце  Меншикова, тогдашнего губернатора Санкт-Петербурга. Корпус был переведен из Санкт-Петербурга в Кронштадт после того, как случился пожар. В 1995 году, отдавая дань традициям, преемственности кадетского образования, здесь решили создать морской кадетский корпус.
Одна из задач корпуса – дать довузовскую подготовку, образование в объеме средней школы. Дети обучаются с пятого по одиннадцатый класс.     Это полный пансион, закрытое учебное учреждение.
Мы их ориентируем на морской профиль, но есть люди, которые не хотят быть моряками, а хотят быть, к примеру, десантниками. Мы этому не препятствуем.  Поступают в Рязанский воздушно-десантный институт. Кто-то хочет быть финансистом, кто-то – переводчиком. В Москве есть Военный университет Министерства обороны, где готовят специалистов такого профиля. В этом году у нас прямо паломничество кадет выпускной роты в Военно-медицинскую академию – хотят быть докторами.
В Санкт-Петербурге есть Военно-морской инженерный институт, Морской корпус Петра Великого, Военно-морской инженерный институт и Военно-морской институт радиоэлектроники имени Попова. Как правило, выпускники туда и идут.

– А какие дисциплины у вас преподают?


    – Помимо общеобразовательных дисциплин дети изучают основы морской подготовки: шлюпочное дело, основы связи, флажный семафор, классификацию корабельного состава военно-морского флота – для того, чтобы иметь представление о кораблях, о подводных лодках, о родах сил Военно-морского флота, знакомятся с оружием массового поражения, занимаются строевой подготовкой. Для того чтобы закрепить навыки, ежегодно в июне организуется  шлюпочная практика. Кадеты учатся выходить в море на шлюпках, на веслах и под парусом.

    – А какие требования предъявляются к поступающим?


    – Дети, которые поступают к нам, проходят двухступенчатую систему отбора. Изначально личное дело оформляется через военкомат по месту жительства. То есть там проверяется состояние здоровья и дети проходят предварительное тестирование. Потом они уже приезжают к нам сдавать экзамены:  математику, русский язык и  физическую подготовку – это подтягивание, бег 100 метров и километр. Дополнительно проходят и военно-врачебную комиссию.
 У нас получается – 4–5 человек на место ежегодно. Съезжаются сюда 450–480 человек. А принимаем мы 100 с небольшим.

    – Если кадет совершил какой-то проступок, какое он несет наказание?


– Сначала делаем замечание. Потом ему может быть объявлен выговор. Выговор  – это уже церемониал. Строится подразделение, старший начальник, допустим, офицер-воспитатель или помощник офицера-воспитателя, объявляет: «Кадет Иванов, выйти из строя». Тот выходит из строя, поворачивается лицом к строю, и старший начальник говорит, что сделал этот кадет. И после этого объявляет ему выговор. Объявленный выговор записывается в служебную карточку. Служебная карточка – это документ, который хранится в личном деле кадета. Дальше может быть объявлен строгий выговор, если провинившийся не понял в первый раз. Дальше он может быть лишен очередного увольнения в город. Ему может быть объявлен наряд, даже до пяти нарядов на работы, которые он отрабатывает в свободное от учебы время. Получает приборочный инвентарь, и вперед – убирать, например. Чтобы поумнел и исправился. Если не помогло –  начальник кадетского корпуса может предупредить об отчислении. И крайняя мера  – это отчисление из кадетского корпуса за грубые неоднократные нарушения дисциплины.

    – Бывает такое?
    – Бывает, конечно.  Обратно пути уже нет.

    – И за что конкретно наказываете?


    –  Например, самовольная отлучка из корпуса, то есть через забор и всякими обманными путями. Опоздание из отпуска, лечебного учреждения. Прогул занятий. Нахождение в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения. Дети есть дети, у нас контингент очень пестрый. Опыт, порой негативный, они приносят с собой, некоторые не могут от этих своих привычек избавиться, поэтому пытаются еще кого-нибудь соблазнить. С такими работаем довольно жестко. Также грубое, неуважительное отношение к старшему: это может быть и матрос, и просто старший по возрасту, тот же кадет. Нетоварищеские взаимоотношения, когда безобидная словесная перепалка может перейти на оскорбления родителей, родственников… За проступки в общественных местах тогда, когда кадеты находятся вне расположения корпуса.

    – А система поощрения какая?


    – Далеко за примером ходить не буду, сегодня у нас состоялся педагогический совет, обсуждались кандидатуры кадет на награждение премией Министерства обороны и стипендией Министерства обороны.  Таких два человека, круглые отличники. Есть еще у нас в Санкт-Петербурге Морское бюро машиностроения «Малахит», на этом кораблестроительном предприятии учреждены три стипендии имени генеральных конструкторов. За что награждаем? Если кадет несет какую-то общественную нагрузку, например он –  командир отделения, старшина класса, заместитель командира взвода. Плюс те поощрения, которые предусмотрены у нас уставом. Это объявление благодарности, награждение грамотой, ценным подарком, фотографией у развернутого знамени корпуса. Это благодарственное письмо родителям или законным представителям кадета. Практикуется и награждение часами от начальника корпуса с символикой Кронштадтского морского кадетского корпуса.

– Что за годы учебы особенно запоминается Вашим воспитанникам?


– На 9 мая кадеты в составе двух подразделений –  сводного батальона и полуроты барабанщиков – принимают участие в параде. Самые маленькие наши детишки открывают парад войск Петербургского гарнизона на Дворцовой площади.
И, конечно же, практика. У нас в Кронштадте базируются два корабля – «Смольный» и «Перекоп». Корабли учебные, их предназначение – обеспечение учебной практики курсантов, нахимовцев и кадет. И наши ребята, десятый класс, принимали участие в плавании. Маршрут  был следующий: Кронштадт – Балтийск (это военно-морская база Балтийского флота, в Калининградской области), затем шли Балтийским морем, балтийскими проливами в Северное море, прошли проливы Па-де-Кале и Ла-Манш.  Порт захода у них был Лиссабон, столица Португалии. Потом через Гибралтарский пролив они вышли в Средиземное море, зашли в порт Бизерта (Тунис), из Туниса  Средиземным морем прошли в самую восточную его часть и там пришвартовались в порту Измир (Турция). Затем через проливы Босфор и Дарданеллы зашли в Черное море, посетили порт Констанца (Румыния) и из Румынии уже пришли в порт Новороссийск, откуда поездом вернулись в Кронштадт. Разумеется, этот поход всем ребятам запомнился.
 

Рейтинг статьи: 5


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru