Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Я вышла замуж за Москву

№ 32, тема Мечта, рубрика Родина

 

Из окна видно, как солнце встает из-за сопок. Ждешь этого момента, этого таинства. Вот еще ночь, холодная и дикая, но вот пробиваются лучи, и вдруг становятся видны очертания деревьев на расплавленном золоте солнца. Они как из небытия выходят на свет Божий.
И видно мощный широкий Амур, а в разливе – до края мира. И горы – от земли и до неба. Пространство и стихия – мощные и бесконечные.
И вспоминаю я часто эти леса с желтыми лилиями, темные болота с фиолетовыми полосами ирисов, все эти краски, яркие и всегда холодные. Как картину, вожделенную и потерянную, вспоминаю.
Дальний Восток, Комсомольск-на-Амуре, легенда страны. Я выросла в этом городе.
Я бегала на сопки, смотрела на небо, леса, горы. Разглядывала цветы, любовалась этой природной красотой, игрой красок.
Но когда ходишь на работу шесть дней в неделю с восьми до восьми, изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год общаешься с одними и теми же людьми, можно сойти с ума. И идти некуда. Были, конечно, и кино, и клубы, и выступления местных музыкантов. Но ничем этим моя душа не наполнялась, хотелось интеллектуальных бесед, художественных вернисажей, искусства свежего и живого.
Мне хотелось разбираться в живописи, читать те книги, о которых я только мечтать могла.
Смутная догадка о том, что я хочу жить в другом месте, росла и превратилась в уверенность. Мое сердце отзывалось и начинало биться быстрее при слове «Москва». Сердце России. Культурный центр.
А я иду по Комсомольску, и все такое до боли знакомое, пронизывающее своей родимостью. Поземка кружит, кружит, стелется, закручивает вихри. Снег ложится от ветра резкими волнами, синими, холодными. И от этого ужас: кроме этих снегов и ветра ничего не будет больше. И невмоготу от того, что проходит моя жизнь впустую.
Я искала разные способы перебраться в столицу, но тогда это было непросто.

Да, я нашла москвича и вышла за него замуж. Я вышла замуж за Москву. Не я первая пользуюсь этим способом.
Кто-то едет в Москву ради перспективной работы, кто-то – ради красивой жизни, а я ехала утолить духовный голод. Москва стала для меня землей обетованной. Либо достигну, либо умру от тоски.
В столице для меня началась странная, удивительная жизнь! У меня перехватывало дыхание от одной мысли, что вот в этом музее можно увидеть венчальный наряд императрицы, здесь – оценить картины выдающихся русских художников, тут – послушать лучших мировых исполнителей.
Центр. Чуть ли не каждый дом несет культурную нагрузку, имеет свою историю, свою особенную архитектуру.
Сама атмосфера столицы захватила меня. Тут все происходило быстро, не повторялось, и я влюбилась в Москву!
А мой муж был абсолютно безграмотным. Он писал так, как слышал, транскрипцией, без знаков препинания. Коренной москвич, имея в шаговой доступности лучшие музеи и театры страны, не бывал в них никогда в жизни! Его жизнь заключалась в выполнении работы, чтении газет, прослушивании радио и потреблении пищи. Возможно ли такое в Москве?!
Я вдоль и поперек исходила, изъездила мою Москву, в каких только местах не была! Мне не лень было ехать и ждать своей очереди много-много часов. Помню, в Пушкинский привезли «Джоконду». Очередь шла кругами по соседним переулкам долгих восемь часов. Восемь часов я ждала, чтобы одну минуту видеть это мировое сокровище. И мне не лень было, потому что есть вещи, которые раздвигают рамки нашего сознания, воспитания,  поднимают наш культурный уровень. Иногда звуки настоящей музыки пробуждают в душе у самого обычного, зажатого, загруженного бытовыми проблемами человека радость, вдохновляют жить дальше.
Идешь по Большому Каменному, а там художник сидит, пишет Кремль. И краски радостные, и художник одухотворенный, весь поглощенный своим творчеством.
Идешь по какому-нибудь переулку, а из окон – звуки фортепиано, и настроение взмывает!
Московской сутолоке, которая, видимо, была во все времена, я так и не научилась сопротивляться, людской поток подхватывал меня и нес туда, куда мне совершенно не надо было, но я к этому привыкла. Москва, в сущности, маленький город. Для меня Москва – это центр. А там все улочки рядом, можно и обойти.
Хотя расстояние меня долго приводило в замешательство. В Комсомольске я шла от дома до работы столько, сколько длится переход с Чеховской на Тверскую в подземке.
А еще мне не хватало неба. В Москве оно квадратное! Между домами, если поднять голову и присмотреться, можно увидеть только серые квадраты и прямоугольники.
Москва познакомила меня еще и с коммуналками, с человеческой мерзостью, с длинными очередями, с лохотронами и рынками просроченных продуктов. Но это проходило и не касалось моей настоящей жизни.
Зато я была на всех премьерах Большого за последние двадцать лет. Раз в месяц хожу в Третьяковку и в Дом художника, если есть настроение, забегаю в разные театры и на выставки. Недоступное читаю в Ленинке. И, кстати, не думайте, что все это дорого. Всегда можно спросить контрамарочку и «стоячий» билет, найти дешевый или вовсе бесплатный вход. Моя жизнь наполнена Москвой, я чувствую, что живу!
А Комсомольск снится мне каждую ночь. И ночью я живу там, на Дальнем Востоке, на природе, а днем – тут, на западе страны, в мегаполисе.
Весной мне снится, что волны снега тают с южной стороны, и на снежинках играет солнце. Днем, уже когда пригревает, золотом блестит, потом розовеет, а к вечеру пунцовым становится лед, мороз сгущается и кажется, что весны не будет.
Ближе к лету мне снится, как холмы окрашиваются в зеленый, новенький пушок лиственниц, а внизу колышется розово-сиреневое марево багульника.
Летом – кедры, темные и величественные, а внизу, среди мха и травы, – саранки, загадочные и целомудренные. И все освещено удивительным светом красоты.
 

Саша Койдан

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru