Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Совмещаем и размещаем

№ 39, тема Наслаждение, рубрика Любовь и Семья

       Моей собеседнице Маше 29 лет, она родом из Санкт-Петербурга. Все родные и большинство друзей остались там, когда Маша вышла замуж за Андрея и поселилась в Москве, где Андрей учится и работает. У Маши двое сыновей: Ване 3,5 года, Васе – полтора. Через несколько месяцев ожидается третий ребенок. Они живут в небольшой двухкомнатной квартире в спальном районе Москвы.

– Маша, мечтала ли ты в детстве о том, какая у тебя будет семья?

    – О будущем я никогда не мечтала. Все самое интересное всегда в настоящем. Желания у меня возникают спонтанно, они редко долго вынашиваются. Я любила свою семью, своих родных, но были у нас и проблемы, непонимание. Правда, тогда все это казалось естественной частью семейной жизни, по-другому и быть не может. Ведь в детстве свою семью и свою жизнь воспринимаешь как некий эталон, образец, а уж потом приходят различные сомнения. Позже я стала замечать, что все семьи живут по-разному, что-то мне больше нравилось у одних, что-то – у других. Но единого образца и идеала у меня не было. Когда я встретила Андрея, то скорее почувствовала, чем поняла, что это моя вторая половина. Никаких конкретных мыслей и пожеланий у меня не было. Да, мне хотелось много детей. Хотелось, чтобы семья была дружная, чтобы все мы были счастливы. Но как конкретно это все должно выглядеть, я себе не вполне представляла. Так что мечты у меня не было, но было некоторое ожидание.

– А чем ты занимаешься дома с детками? Насколько тебе самой это бывает интересно?

– Во время дневных занятий я либо сажусь за их столик, либо ложусь на матрас в детской и отключаюсь от всего, кроме детей. Они приносят мне почитать книжки, или достают развивающие игры, или прыгают по мне, или лазают по спортивному комплексу, или достают музыкальные инструменты, рисование, лепку. Я редко проявляю инициативу, они сами решают, чем мы займемся. Организованной развивающей среды детям хватает на двоих. Я ее все время дорабатываю, привношу что-то новое для старшего. Мне самой все это очень интересно. Главное, все под рукой, не надо думать, чем бы позаниматься, да и детям скучать некогда, вокруг столько всего!

– Сегодня очень распространено мнение, что сначала надо создать материальную базу, а потом уже заводить детей. Как ты к этому относишься?

– А что такое материальная база? Сколько это и чего? Представления у всех об этом разные. Лично я вижу здесь огромную роль семьи, в смысле бабушек и дедушек. У них уже есть эта материальная база. А у нас она будет такой же к их возрасту, когда придет время наших внуков поднимать. Если ждать, когда карьеру сделаешь, кучу денег заработаешь, то может уже и не получиться забеременеть. А как легко вынашивать, рожать и воспитывать деток по молодости!

       А ведь для детей много не надо. Конечно, хочется дать им кучу игрушек, кружков, платное образование, одежду модную и так далее. Но тут есть много путей сэкономить, не лишив ребенка действительно необходимого. Многие рожают только одного, потому что на второго денег нет. А по моему опыту, второй затрат практически не добавляет. Одежда теперь качественная, прекрасно носится всеми. На многие занятия младшего водишь в довесок к старшему. К тому же, отходив со старшим, уже столько всего осваиваешь сама, что потребность в дополнительных занятиях постепенно отпадает. Сохраняется только потребность в коллективе единомышленников. Но сейчас у нас для этого столько возможностей! И еды на деток немного уходит, особенно пока они груднички. А если у тебя детей трое – то тут уже и льготы многодетные срабатывают. Так что, если рожаешь, надо рожать не одного – это мое мнение. Это даже экономически оправдано, особенно если для старшего и так собираешься создать хорошую домашнюю развивающую среду.

– Многие говорят, что завели бы еще детей, если бы квартирные условия были лучше, комнат побольше и так далее…

– А сколько комнат им нужно? Кому-то и дворец маленьким покажется, а кому-то и вигвам для многодетного семейства просторным будет. Это, на самом деле, очень хороший стимул для применения творческого подхода к организации пространства. Можно продумать все до мелочей. Мы, например, почти всю мебель делали на заказ по составленным нами самими чертежам, в соответствии с нашими условиями и потребностями. Еще тут все зависит от того, по какому принципу делить комнаты.

– А какие могут быть принципы? Ведь в квартире, где живет семья с детьми, должна быть детская комната и отдельная спальня для родителей, как минимум. У вас как-то иначе?

– Мне нравится функциональное разделение. Это спальня – тут все спят, это рабочий кабинет – тут все работают, это игровая – здесь все общаются, играют, отдыхают. Это столовая – здесь все едят, это гардеробная – здесь у всех хранится одежда. Комнат по функциям можно сделать очень много, и их количество, кстати, не зависит от числа членов семьи. Можно по функциям разделять не комнаты, а зоны. Это в наших условиях гораздо реальнее. У нас, например, двухкомнатная квартира.

       Кухня включает следующие зоны: собственно кухня, столовая, взрослая гостиная (гостей принимаем, общаемся со взрослыми, фильмы взрослые смотрим), лечебная комната (там я всех лечу), ну и детская кухня там же. Вторая комната – детская. Там мы все играем, принимаем гостей с детьми, там на матрасе-мате можем положить гостей спать. Еще там моя швейная зона, место для глажки, моя изба-читальня, кормительное кресло, спортивная зона, музыкальная, зона кукольного театра и массажный стол при необходимости. Вторая комната – спальня, мы там все вместе спим. Кровати у нас – наша двуспальная и еще двухэтажная для детей. Она как взрослая, два метра длиной. Пока старший спит наверху, а младший – внизу. Но у меня есть мысль попробовать их потом вдвоем наверх положить: они, когда спят рядом, не будят друг друга. Здесь же папин рабочий кабинет, гардеробная, место для просмотра мультфильмов. Такое разделение пока нас полностью устраивает.

       Я еще не решила, где нам лучше делать уроки, когда старший пойдет в школу. Но пока в детской никто никому не мешает. Если один на чем-то серьезном сосредоточился, то второй может хоть на синтезаторе играть, хоть на комплексе лазать, он не будет мешать.

– То есть в устройстве быта, да и всего уклада жизни в вашей семье ключевой принцип – это принцип объединения, когда все живут сообща, занимаются разными делами совместно? Удается ли вам при этом не нарушить ничьи интересы, чтобы все оставались счастливы и довольны?

– На мой взгляд, главное – не разделять детей, не пытаться все делать с каждым из них индивидуально, а сближать их, учить сотрудничеству. А хорошо организованная развивающая среда позволит каждому реализовать свой потенциал. И еще не отделять детей от своей взрослой жизни. Все делать с ними вместе, вернее, рядом. Это и детям полезно: столько всего они увидят, узнают; и маме проще: у нее появится время для отдыха. Ведь нет такого дела, которое невозможно было бы сделать, находясь с ребенком. И мы все успеваем. Тут главное еще не увлечься детками и не забыть про папу. Он глава семьи, и дети должны это видеть в мамином к нему отношении.

– А не мешают ли дети папе, когда он делает свою работу на дому? Не отвлекают ли его?

– Конечно, папе нелегко работать дома. Но мы очень стараемся ему помочь. Во-первых, его кабинет в спальне, и днем мы можем ему не мешать. Если работа требует полной тишины и сосредоточения, мы стараемся куда-нибудь уйти из дома. Так мы делали, когда папа диссертацию писал. Он с детства привык работать в тишине, и то, что сейчас он умудряется делать многие дела в нашем присутствии, я считаю его огромным достижением. А идеальная тишина с детьми возможна, только если жить в своем доме и сделать кабинет со звукоизоляцией.

– Получается, что количество комнат и квадратных метров не очень-то связано с количеством детей, которое может позволить себе семья?

– Четверых детей наша квартира точно выдержит. А может, и больше поместится, главное – придумать, как всех лучше разместить. Важно, на мой взгляд, не разделять детей по кроватям, комнатам, не выделять индивидуальные игрушки, мебель и так далее, а объединять, как всегда было в традиционных культурах.

– А как ты видишь вашу жизнь, когда дети начнут подрастать?

– У меня нет готового ответа на этот вопрос. Я общаюсь с другими многодетными семьями, мы делимся опытом. Потом я много читаю на эту тему. Некоторое представление у меня, конечно, есть, но со временем все может измениться. Я всегда ориентируюсь на свою интуицию. Я хорошо понимаю своих детей, и в каждом конкретном возрасте подгоняю теоретические знания под конкретные потребности нашей семьи. Главное, вокруг столько вдохновляющих примеров счастливых больших семей! Мы не одиноки. Мне сейчас становятся все больше близки идеи естественного родительства. Но я никогда не воспринимаю ничего на веру, все должна сама попробовать и решить, что нам подходит.

– Как ты думаешь, возможно ли маме в большом городе обходиться без помощников (бабушки, няни)? Кто помогает тебе?

– Обходиться без помощников абсолютно реально. Я тому классический пример. Мне нужен помощник только чтобы сходить к врачу. Один раз в неделю мне помогает мама Андрея – сидит с детками, пока я езжу. Но когда она не могла, меня выручали наши друзья с детками. Мы их в гости приглашали, и они играли все вместе до моего возвращения. А в остальном помощники нам не нужны, с детьми и хозяйством мы и сами справляемся. А выйти в люди или по магазинам мы и с детьми можем.

– Есть мнение, что жизнь матери – это определенная жертва. Своим временем, своими желаниями и так далее. Требует ли твое положение от тебя каких-то жертв?

– Труда и времени я отдаю семье много. Но не могу сказать, что я чем-то жертвую. Да, я уделяю себе меньше времени, чем до появления детей, но ведь теперь столько любимых вокруг меня уделяют мне свое время. Мне теперь некогда скучать, впадать в депрессию. Я чувствую себя востребованной и реализуюсь как женщина. И это дает ощущения радости и восторга. Я чувствую, что делаю именно то, что было мне предназначено Богом. Да, я мало времени уделяю общественной работе. Но главная работа для меня сейчас – это моя семья. Если я достигну успеха на этом поприще, то общество получит от меня гораздо больше, чем если бы я просто работала. Мне в этом контексте нравится одно высказывание, не помню его дословно. Но там говорилось примерно так: слава женщины в успешности ее мужа и счастье детей. Но это не жертва, так как взамен приобретаешь любовь и счастье. А кроме карьеры ничего и не теряешь. Все остальное можно успеть. Главное – организовать жизнь так, чтобы все успевать и чтобы на себя оставалось время. Я уже давно сделала вывод, что для того, чтобы не уставать, надо работать и отдыхать вместе с детьми. Иначе никаких сил не хватит.

 

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru