Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Как я жила одна

№ 9, тема Любовь, рубрика Личное

Я запомнила эту ночь на всю жизнь. Мы с мамой лежали на кроватях головами друг к другу, и я впервые в жизни не хотела, чтобы она видела, как я плачу. А я беззвучно рыдала и кусала подушку: я призналась себе, что мама мне чужая и что мое самое заветное желание – жить одной. Чтобы она больше не мучила меня, не самоутверждалась на мне, не лезла в душу, не признавалась, что прочитала мои дневники из любви, не доводила до истерик, не включала свет, когда я сплю, не рассказывала своим друзьям о наших ссорах, не заставляла меня ненавидеть Церковь своей ханжеской «церковностью», не учила обижаться на людей… и чтобы у нее не было ключей от моего дома.

А она их сделала, как будто имела на них полное право. Я попросилась жить к нашим знакомым под предлогом того, что больше не могу ездить по два с половиной часа в один конец в школу из дома. Слава Богу, они взяли меня жить бесплатно, потому что мы были очень бедные и не могли снимать мне комнату.

Я скучала только один день, первый, – и то потому, что непривычно было первый раз после школы без чьей-либо помощи готовить обед. Я даже запомнила, что это была среда, потому что с этой среды я начала потихоньку понимать, что такое счастье. Правда, не самое настоящее счастье – потому что у мамы все-таки были ключи от квартиры. Наши знакомые сдали две комнаты из своей квартиры молодой семье, сами в Москве бывали наездами, и в третьей комнате, которую они оставили для себя, жила я. Зато когда они приезжали, я должна была куда-нибудь деваться. Меня приютили их квартиранты в своей большой комнате на раскладушке. Так я узнала, что такое создавать неудобства своим присутствием. Но это все равно было лучше, чем жить с мамой. Простите меня все те, кому я за эти шесть лет причинила неудобства, и примите мою бесконечную благодарность – ведь вы приютили беглеца от смерти! От смерти души ребенка, который уже разлюбил жизнь.

Потом наши знакомые продали квартиру, где я прожила почти весь учебный год. Две недели я ютилась у нашей школьной библиотекарши на кухне, и это было хоть и трудно, но все же мою свободу никто не отнимал. Понемногу я приучалась чувствовать себя лишним человеком. Уверенности в себе это не прибавляло, но странным образом и не отнимало – основным лишающим меня уверенности и желания жить фактором была мама.

Потом наступило несчастье – я не смогла найти, где мне жить, и пришлось жить с мамой. Я снова забыла, что такое выходить из дома с радостью в душе. Чаще всего я бывала чем-нибудь обижена. Меня спрашивали: «Почему у тебя всегда такое лицо, будто ты сейчас заплачешь?» Но я не жаловалась на маму никому. Я напрягала все силы, чтобы представить другим, что у нас хорошие отношения. Меня никто не любил с моим грустным лицом, тихим голосом, болезненной обидчивостью. А я никак не могла ничего с этим поделать – мамино наследство крепко ко мне приросло.

Все несколько изменилось, когда меня пригласила к себе жить подружка из школы. У них удивительная семья – они все друг друга уважают и по-настоящему любят. Я пришла в их семью, как нищенка в королевский дворец. Там я узнала, что такое уважение. Там я научилась тихо ходить и говорить шепотом, когда кто-то спит. Там я научилась разговаривать, потому что там меня слушали, а не оценивали. Там я привыкла поддерживать в доме порядок. И мысли мои, и душа успокоились и пришли в порядок. Я все еще получалась на фото с грустными глазами (они у меня и сейчас всегда грустные, хотя с тех пор я пережила много радостных дней, видно, это наследство так просто не разбазаришь), но в первый же день одноклассник, который мне безответно нравился, сказал мне: «Какая-то ты стала другая!» Я знала, что он имел в виду, лучше него самого: спокойная, радостная, живая, разговорчивая. Мне стало что-то интересно, кроме моих проблем.

У них я прожила два года. Потом было опять житье по две недели, дни, ночи у разных знакомых. Я очень часто не знала, где буду ночевать. И я привыкла к тому, что Бог всегда поможет. Например, всегда вдруг находился кто-нибудь, у кого можно было переночевать или пожить. Я знала, что как только мне будет нужно, Он пошлет все, что мне нужно. Это, наверное, самое ценное, чему я научилась за эти годы, – во всем уверенно полагаться на Бога. Я поняла, что Он живой, настоящий мне Отец, а не мамин осуждающий, все запрещающий и посылающий наказания Бог. Это Тот Бог, Который любит меня лично и дает мне свободу, этот самый ценный дар Бога человеку. Свободу думать, чувствовать и поступать не по предписаниям, а по сердцу.

У друзей в записных книжках была отведена специальная страница для моих телефонов, и все-таки никто не мог меня найти. Я научилась ходить в походы. Я стала совершенно независима от комфорта – ведь ночевать на улице все равно лучше, чем…

Чтобы не ссориться с мамой, я старалась просто поменьше ее видеть.

У одних знакомых я научилась вести хозяйство. Потом я жила у других, которые ни поддерживать в доме порядок, ни считать деньги не привыкли и попросили меня наладить им хозяйство. Я с увлечением все каникулы мыла, драила, разбирала шкафы, сочиняла предписания, что посуду моем по очереди: день я, день Маня, день ее папа. От этой квартиры ключей у мамы не было, и это были только мои знакомые, так что прийти без моего приглашения она не могла. Это был очень счастливый год. Мы с Маней и ее папой дружно и весело жили, но потом папа женился, а я опять переехала.

И начался год, который я вспоминаю как самый счастливый. Я жила совершенно одна в пустой квартире, ключи от которой маме просто отказалась давать. Я приходила домой и знала, что это – моя крепость. Что я вернусь – и найду все так, как оставила, уходя. Что здесь я никому не мешаю, и никто не мешает мне. Тут я поняла то, что многим недоступно: как хорошо, когда тебя никто не ждет!

Сейчас я живу у себя дома и без мамы. Моя душа сформировалась в тот период, когда я жила одна. Недавно меня спросил один кандидат в женихи: «Что для тебя важнее – семья или свобода?»

Может быть, если я выйду замуж за человека, которого действительно люблю, наша с ним семья и правда будет мне дороже всего. И вряд ли это будет кто-то, кто не понимает истинной цены свободе человеческой, кто любит осуждать, ревновать или запрещать.

Но пока я знаю, что такое настоящая семья, лишь понаслышке, дороже всего на свете мне будет единственное, что у меня на самом деле есть, – моя драгоценная, прекрасная Свобода! И если задача каждого человека на земле – умножить свой талант, то я буду всю жизнь учиться быть по-настоящему свободным человеком.

Таня, 22 года

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

Комментарии


Антон
24.08.2013 18:10
1. По-моему не очевидно , что ваша мама "ужасна".
2. Как вы представляете себе чувства мамы , когда она узнала(?) что вы ночуете на улице .
3. ===а не мамин осуждающий, все запрещающий и посылающий наказания Бог. Это Тот Бог, Который любит меня лично и дает мне свободу, этот самый ценный дар Бога человеку. ===
"Мамин бог" "все запрещает" ?
4. ===Свободу думать, чувствовать и поступать не по предписаниям, а по сердцу===
Можно поподробнее ?

Максим
21.05.2014 22:24
Человек живёт один раз и все его желания надуманы им самим, в силу своего воспитания и семейных ценностей. Желание свободы - это тоже надуманное желание. Но в жизни может появится человек, который своим существом перебьет это желание, так как появится новое желание, угодить этому человеку. И это, новое желание тоже будет надуманным.

Марина
06.09.2016 09:27
В статье неочевидна личность мамы. Единственное, что понятно - она нарушала личные границы Татьяны, своей дочери. Но это ведь можно было поправить, поговорив, выразив возмущение, поругавшись, наконец. А тут такое ощущение, что Таня все время отмалчивалась, а потом резко "свалила". И что за человек ее мама, так и осталось непонятно. Что такого страшного, кроме нарушения границ, она сделала? Где любовь? Где здесь любовь-то? Просто природная любовь ребенка к матери? Таня, мама потом все равно умрет. Неужели вам станет легче дышать от того, что ее нет на свете?

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru