Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Приходящие к нам

№ 66, тема Граница, рубрика Учись учиться

Ум - пограничник для мыслей

Сводная группировка мыслей обсуждала план действий. Самая толстая и черная говорила самой невинной и привлекательной:

– Пойдешь ты. Меня он явно не пропустит. Если она проскочит, то за ней последуете ты и ты.

Мысль отделилась от группы и отправилась к границе. У границы дежурил Разум. Он был уставший и немного рассеянный, но при приближении мысли встрепенулся.

– Чего тебе?

– Человек устал, ему нужно не учить остальные билеты, а съездить отдохнуть к друзьям. К тому же, говорят, что препод лояльный, и у него можно проскочить на халяву.

– Что ж, это интересное предложение, проходи.

Мысль прошла вперед, когда из сторожевой будки выглянула Интуиция.

– Подождите, пожалуйста. Я хотела бы взглянуть на вас.

Мысль напряглась, она почти проскочила, впереди уже виднелось сердце, в котором ей будет так хорошо. Интуиция начала обнюхивать мысль.

– Какой-то запашок у вас неприятный. Я ничего против вас не имею, но от вас тянет какой-то гнильцой. Может быть, вы и хорошая, но лучше вас не пропускать.

– Согласен, – подтвердил проснувшийся Опыт. Обычно такие мысли к добру не приводят. И он бесцеремонно выдворил мысль за границу. И сколько та ни распиналась, разум больше не обращал на нее внимания. Ослабев, мысль исчезла.

Самая главная граница человека проходит через его ум. Ум сторожит границу, из-за которой извне приходит различная информация. Научить свой ум, как ему стать настоящим первоклассным пограничником, – вот задача из задач. Ему предстоят недетские забавы. Пограничники – особый род войск, они должны всегда находиться в полной боевой готовности. И если другие войска еще могут немного расслабиться в мирное время, то пограничнику этого делать нельзя никогда.

Все было бы просто, если бы мысли четко делились на черные и белые. Но этого нет. Они разноцветные и смешанные. И заметить пятно червоточины может только искусный мозг. Очень часто мерзкая мысль может принять вид полностью благочестивой. Например, вот что пишет преподобный Иоанн Лествичник о размышлениях на тему Священного Писания: «Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных и, еще более, в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть наконец в ереси и хулы. Мы можем узнавать сие бесовское богословие, или, лучше сказать, богоборство, по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе во время сих толкований». 

Как мало придается значения приходящим к нам мыслям. А ведь бывало, что мысли, принятые человеком, изменяли его судьбу кардинально и бесповоротно. Несчастный Отелло убил свою любимую женщину, поверив клеветнику. Бедный Робинзон, который в юности нахватался грез о путешествиях, бросил отца и полжизни провел на необитаемом острове.

Люди обычно думают, что мысли – это их собственный продукт. Весьма и весьма опрометчивое утверждение.

Тысячи и тысячи человеков видят мир по-разному: пацифисты, коммунисты, нацисты, демократы, феминистки, романтики, циники... И каждый из нас претендует на то, что именно он видит мир трезво, таким, какой он есть на самом деле. Есть еще и те, кто думает, что истин много (об их беде мы уже писали в номере «Правда»). И все эти люди не догадываются, что они – плод своих мыслей, которые попали к ним в головы давным-давно, может, еще в детстве, а придуманы и того раньше. На все так называемые «вечные вопросы» давно даны не менее вечные ответы. И когда мы, озаренные внезапным открытием, кричим в ванне «Эврика!», мы не осознаем, что Архимед уже крикнул это в III веке до Рождества Христова. Мы просто не помним ничего об Архимеде и думаем, что мы – ого-го! А на самом деле мы обезьянничаем с великих, перевирая, огрубляя и не заморачиваясь мало-мальски серьезной аргументацией, которая теми самыми великими была предложена. Часто ситуация усугубляется тем, что человек бывает одновременно и интеллектуалом, и дураком. Он может в уме прорешать какую-нибудь теорему Каши или сыграть вслепую десять шахматных партий одновременно, и при этом в каких-то вопросах выказывает себя полным профаном. Чаще всего – в вопросах именно мировоззренческих, философских. Вот Циолковский, например. В физике и инженерном деле явно разбирался, людей в космос отправить хотел, а за чем, знаете? За изменением человеческой природы, за телами, сотканными из света, и тому подобным.

С тех пор как философия стала занятием особой касты университетских профессоров, простые люди самоустранились от рассуждений по поводу возможностей человеческого познания, конечности или бесконечности мира, телеологии и детерминированности. Точнее, они самоустранились от тех филигранных, сложных и безумно красивых интеллектуальных конструкций, созданных мыслителями прошедших эпох. Но человек не может не думать о вечном, и в головы полезло такое, что не приснилось бы в страшном сне ни одному средневековому инквизитору, которого мы сегодня записали бы в мракобесы и дикари.

А казалось бы, что проще – уяснить себе, что мыслям нельзя верить? По крайней мере, верить сходу. Ум – это пограничник для мыслей. Он их взвешивает и принимает решение, пропускать их дальше или нет. Как проверяет? На вшивость, конечно.

Да, мы не владеем логической культурой мышления. И даже те, кто занимается логикой, крайне редко применяют ее для выработки четкой позиции по тому или иному «философскому» вопросу, и предпочитают отделываться невнятными реверансами в сторону каждого мнения (в том числе противоположных) и многозначительными «возможно», «предположительно» и «пожалуй так, но». Раз так, проверить свою позицию на логическую связность может один человек из сотни, да и тот с этим не спешит. И не думайте, что слепое следование благочестивым формулам спасает вас от этой проблемы! В наших храмах 90% прихожан, если их порасспросить о христианской догматике, окажутся еретиками. Не по злому умыслу, нет! Они просто не знают, куда их заводят слепо принятые на веру утверждения, не подвергшиеся никакому обдумыванию. Что именно рождает сон разума, всем нам благодаря Ницше хорошо известно.

Итак, логикой мы не владеем. Тогда остается только история мысли. На любой вопрос уже были даны всевозможные ответы. Найти, кем именно был дан тот или иной ответ, не представляет проблемы, хотя требует некоторой усидчивости. Придется попотеть, но поверьте, вы откроете в себе много нового!

Например, согласны ли вы с тем, что Ветхий Завет – это время действия Бога-Отца, краткий 33-летний период времени, описанный в Четвероевангелии – это время Бога-Сына, а эпоха, наступившая после Пятидесятницы – время Духа Святого? Если согласны – поздравляю, вы – еретик! Какой именно, сказать непросто, потому что имя триадологическим ересям – легион, но вы не волнуйтесь! После пары уточняющих вопросов мы точно поместим вас в соответствующую группу еретиков и отщепенцев, с которыми Церковь боролась из века в век.

Или вот еще вопрос: согласны ли вы с тем, что к священникам должны применяться более высокие нравственные требования, чем к простым прихожанам? Думаю, сейчас вы уже не спешите с ответом. И правильно делаете! После предыдущего вопроса ваше естественное желание – узнать, кто еще так думал раньше. В этот раз я вам подскажу: это один из пунктов учения донатистов, а также многих других древних еретиков. Дальше ищите сами. Удочку я вам дал, ловить рыбу за вас не буду.

Каким бы мы умом не обладали, сильным или слабым, с нами всегда есть справочники, словари и все тот же интернет. Но главное, чтобы в поисках Истины с нами был Господь; только Его силой мы побеждаем в мысленной брани.

Разум зашел в охранную будку, где попивали чай Интуиция и Опыт.

– Надо же, я опять без вас не заметил бы эту злодейку.

– Не переживай, я заварила иван-чай.

Разум присел за стол, отпил два глотка, но серьезное настроение не покидало его. Он посмотрел на Интуицию, которая уже мирно беседовала с Опытом. Как они могут быть такими беспечными, когда идет борьба за душу человека? Он пошел на выход продолжать дежурство.

– И не осуждай нас,– сказала вслед Интуиция. – Я ленивая, Опыт старый, ты замороченный. Вместе мы – команда.

Разум вышел к пограничному столбу, из темноты показалась группа каких-то мыслей.

Виктор Поликахин

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru