Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Моя любимая секта

№ 66, тема Граница, рубрика Образ жизни

Часть первая. Счастье за деньги

Однажды подруга написала мне, что друг позвал ее на выходных на тренинг. Ну, как на выходных. Еще и на пятницу. Потом оказалось, и на понедельник. Ну, как позвал. Предложил отложить все свои дела, пообещал много интересного и нового, чего так сразу не расскажешь, и заверил, что ей точно понравится. И она подумала: «А вдруг? Вдруг правда стоит рискнуть парой выходных и пойти?» И рискнула.

Я немного насторожилась. Уж не знаю почему, но само слово «тренинг» меня отталкивает. Решила подругу расспросить потом, что там было. Тревога моя понемногу нарастала, когда она в течение этих дней несколько раз присылала СМС-ки вроде: «Ты самый чудесный человек!», «Я безумно рада, что ты моя подруга». На мои вопросы: «С тобой все нормально?» – отвечала: «Конечно, все отлично! Ты не веришь мне? Просто расслабься и кайфуй. Я тебе все расскажу во вторник, когда в университет приду». Но во вторник она не пришла, не успела сделать домашнее задание. И вкратце написала мне, чтобы я не волновалась (хотя произошел обратный эффект), и о том, что она получила от этих тренингов. И скинула ссылку на Академию персонального лидерства «Маяк».

Она писала, что ее жизнь меняется к лучшему, что сумела за пару дней найти 30 тысяч на тренинг, и для нее это серьезный прорыв, потому что она поняла, что может все, если захочет и поставит себе четкую цель, что занятия проходили эмпирическим путем, все получали эмоциональную разгрузку, плакали, что их там учат выходить из зоны комфорта, борясь с собой. Еще написала, что четыре дня они находились там с 10 до 23 часов, перерывов было немного и один обеденный на 50 минут, и они себе постоянно делали вызов, выходили в центр аудитории и перед всеми делились своими проблемами, а потом понимали, что из любой ситуации есть выход, и среди ста вариантов обязательно найдется сто первый.

И все с восторгом таким... Я ей сразу чуть не ответила: «Тебе не кажется, что ты попала в секту?!» Но что-то меня удержало. Просто написала: «Давай встретимся сегодня после пар». Пока была в университете, у меня было время подумать над всей этой ситуацией. С одной стороны, вроде бы позитивные мысли, вдохновение, положительные эмоции. А с другой – подозрительно большая сумма за обучение, непонятное времяпрепровождение (в течение нескольких дней по 13 часов), из-за которого нужно пропускать учебу, работу. Я вспомнила о том, как когда-то в палаточном лагере слушала лекции одной знакомой о сектах. Написала ей, она прислала мне ссылку на группу «Вся правда про АПЛ «Маяк» и сказала, что это, возможно, они. И что с людьми, туда попавшими, следует быть предельно осторожными и аккуратными в общении, потому что современные коммерческие тренинги гораздо опаснее и сложнее обычной религиозной секты. Знакомая дала мне некоторые полезные советы по поводу общения с моей подругой в подобной ситуации, указала, к кому можно обратиться за помощью и где найти подробную информацию о сектах и таких тренингах. Во многом мне помогли сайты iriney.ru и sektam.net.

Если коротко, все признаки указывают на то, что «Маяк» является разновидностью методики Life Spring, который называют деструктивным психокультом. Появился он в США в 70-х годах, но уже к 90-м подвергся критике и судебным разбирательствам по фактам психических расстройств и самоубийств. На одном из сайтов пишут: «К середине 1990-х годов организация развалилась и полностью прекратила в США свое существование. Однако сам культ «Лайфспринга» искоренить не удалось, его последователи стали появляться под разными названиями по всему миру, неся свое псевдоучение в массы, в том числе и в России». Слышала я и в России истории о том, как люди переставали общаться с семьей, ходить на работу, и даже о том, что психологами сейчас доказывается использование криминального гипноза. Когда я советовалась с одним человеком по поводу подруги, меня почему-то предупредили, что, если я туда соберусь пойти, там лучше ничего не есть...

Подруга пришла с тренинга с восторженным рассказом о том, чего на словах не объяснишь и не поймешь, пока там не побываешь. Все сидели в закрытом помещении на стульях. Все за несколько дней стали буквально родными. Они там много смеялись, много плакали, все плакали. Было много упражнений, игр, направленных на то, чтобы человек раскрылся, доверился, рассказал о своих проблемах, увидел себя источником всего, что с ним происходит. После тренингов им давали еще задание на дом.

Мне многое в словах подруги показалось странным. Зачем они рассказывали свои личные истории, касающиеся только их, незнакомым людям? Зачем они в упражнениях делали так, чтобы доверять друг другу? Хотели ли они этого? И почему подруга говорила о том, что все, что она там делала наперекор своим чувствам, – это ее выбор, и что она преодолевала себя, делая прорыв и раскрываясь, тогда как чувствовала от этого дискомфорт?

Конечно, всегда есть возможность встать и уйти. Я заметила по рассказам, прочитанным в интернете, что людям часто хотелось уйти, но что-то мешало. А что мешало? Мне кажется, всем по-разному. Кто-то думал: чем я хуже других, раз все здесь сидят? А если человек вдруг выскажет такое желание, все посмотрят на него с осуждением, жалостью, давая понять, что он многое теряет. Обычная психология толпы: трудно встать и уйти на глазах у всех, особенно тех, кто уже кажется родным и кому ты вроде как доверяешь. А если уж ты заплатил деньги, то жалко и их терять, отчего не посмотреть, что будет дальше? Да еще не хочется подводить своего «ангела» (это такие люди со старших курсов, которые приводят новичков и берут их под свою опеку, контролируют вне тренингов все их поступки) и того человека, с кем поставили в пару (часто двух людей делают напарниками и, как правило, тех, кто друг другу больше всего не понравился).

Да и действительно ли это выбор человека – остаться? Ведь именно наставники откуда-то знают и указывают на то, что человек сделал правильно, а что – нет.

Многие упражнения связаны с тем, что человек должен сделать что-то, чего бы он никогда не сделал в обычной жизни. Это называется растяжка. Тренеры ищут слабое место человека, его страхи, и призывают разрушить границу. Звучит красиво, но если с другой стороны посмотреть, то эти самые границы – границы совести человека, определенные ценности и устои, которые в нем заложены с детства. Человек не хочет рассказывать что-то личное, делать что-то, что ему кажется неприличным. Но ведь тренера говорят – нужно выйти из зоны комфорта. Тогда человек станет выше, преодолеет себя. Кто-то должен танцевать грязные танцы, кто-то – раздеться догола перед группой, сыграть роль развратной монашки, куклы-матерщинницы и так далее. Такое задание дается каждому индивидуально, в тот момент тренеры уже знают особенности каждого человека. Ведь в «Маяке» все буквально выворачивают наизнанку душу друг перед другом.

Что это дает, по мнению тренеров? Движение к цели и достижение ее гораздо более быстрым путем благодаря тренингам. К примеру, подруга это объясняла так: сделай все, но найди деньги за несколько дней ко 2-му курсу, ты сможешь! После 1-го курса моей подруге не показалось, что 30 000 – большая сумма для нее как неработающего студента. И она ее почти нашла. Продала старые планшет и нетбук, решила взять авансом деньги за одну работу, которую пообещала выполнить в следующем месяце. Немного позже она это осознала. Она внесла предоплату за 2-й курс, которую ей по договору и не могли вернуть (деньги вносятся только наличными и без чеков). Ну, и дальше она не хотела идти, потому что это слишком дорого.

При встречах подруга выглядела вполне счастливой и радостной и говорила о том, что именно там ей подарили много любви, тепла и внимания. И еще сказала, что она чувствует кайф, ей там хорошо. И что на тренингах учат получать настоящие эмоции искренности, открытости, внимания и доверия и отдавать свои, не ожидая ничего взамен. И многие начинают думать, что именно там они этому научились. Моя подруга об этом тоже говорила. А я ведь видела все это в ней и раньше. И знала, что эти же эмоции она получала в жизни от друзей и разных интересных компаний. И никто не проводил для этого сближения упражнений, все ее слова, порывы и выдумки вроде приятных сюрпризов были ее собственными, не надуманными. Одним словом, не приходилось же ей убеждать себя в том, что хочется сделать приятное именно этому человеку и доверить что-то именно этой компании.

Думаю, такие понятия, как свобода личного выбора, видение корня своих проблем в себе, достижение целей путем перемен, умение относиться ко многим вещам с оптимизмом давно существуют и далеко не новы. Однако мне кажется, что на тренингах их как-то так искажают, что людям это кажется открытием, истиной и тем, что не дано понять другим. И показывают людям такие истины именно под тем углом, под каким хочется тренерам.

Василиса Рождественская

Часть вторая. Тренинг «Маяк». Как это было

Вечер, почти полночь. Пишет друг Василий: – Катя, не планируй ничего на субботу-воскресенье, я приглашаю тебя на тренинг. – Зачем мне тренинг? У меня все хорошо! Бывают трудности, но я с ними справляюсь! Но тут же ловлю себя на мысли: а ведь он точно знает, какие трудности меня одолевают в некоторых сферах жизни. Поэтому и решил протянуть мне руку помощи.

– Катя, я понимаю, что тебе страшно. Это страх перед изменениями. Страх стать по-настоящему счастливой. Скажу честно: мне тоже было страшно. Но после этих трех дней у тебя будет выбор: вернуться к обычной жизни или обрести что-то новое.
 

Узнав, что тренинг будет длиться с 10.00 до 23.00, я немножко опешила: «Как мне добираться до дома? Ведь электрички уже не ходят». «Если будут вопросы с жильем – уладим!» – сказал мой заботливый друг. Вспомнила, что могу ночевать у своей тети в Москве.

– Вася, а ведь он не бесплатный?

– 12 тысяч стоит первый курс.

– Почему такая огромная цена?

– Ты не беспокойся об этом. Мне важно, чтобы ты его прошла! Я буду твоим ангелом-хранителем. И всегда буду тебя поддерживать. Да, придется нелегко. Но я верю, что у тебя все получится. Это твой выбор: выложиться на всю и получить колоссальную отдачу или бояться и отмалчиваться. Очень советую тебе выбрать первое.

Я сделала шаг.

В тот вечер необходимо было заполнить анкету. Заполняли ее по телефону. Около часа. Я диктую, Вася пишет. ФИО. Цели (на несколько месяцев, на год и на три года). Другой блок: личная жизнь. Какой я вижу свою личную жизнь через месяц, через год и через 3 года. Но разве не всему свое время? Не могу же я четко сказать, что через три года у меня будет крепкая семья и уютный дом? Сомневаясь и пугаясь собственных целей, я рассказала другу все, что требовалось.

На тренинге мне дали еще одну анкету. Там четко было прописано: людям с ослабленной психикой не рекомендовано проходить тренинг. Почему они это пишут?
Вторая большая странность, с которой я столкнулась, – это отказ предоставить полную информацию о программе тренинга, содержании процедур и упражнений. Не существует никаких – ни научных, ни методических, ни тем более юридических – оснований создавать из этого тайну. Однако при поступлении на курс с меня взяли подписку о «неразглашении».

На первом курсе мы «раскрывали собственное Я». Изучали глубинные процессы и искренне, да, со слезами на глазах, «прощали» всех людей, которые когда-либо сделали нам больно. Освобождали свою совесть от обид. Мне стало гораздо легче. Я спокойнее стала смотреть в глаза людям, не вспоминая свои и их ошибки. Я наладила доверительные отношения с мамой.

На тренинге были разговоры об отношениях между мужчинами и женщинами (и только там я осознала, из чего состоит основа этих отношений и в каких действиях нуждается каждый в союзе мужчины и женщины).

Я осознала, как правильно ставить цель. Неужели раньше я об этом не знала? Перечитала много статей и знала. Но не применяла настолько осознанно. Здесь была реально массивная, действенная психологическая практика.

Второй курс: «Я и общество». Как я узнала из общения со своей группой, прошедшей его, действительно были те самые ужасающие задания-растяжки. Например, если я человек, не умеющий стоять за свои права, стесняющийся предъявить свои требования людям, мне дадут задание, – например, в кафе громко высказать свои замечания по поводу остывшей еды. А для расширения границ восприятия – нарядиться бомжом и проехаться так по всей Москве, как можно правдоподобнее играя героя. Почему нет?

Третий курс: «Я использую свои новые инструменты в жизни». Участники выбирают себе определенный социальный проект и полностью занимаются его реализацией: сбором средств, организацией. Почему я не могу сделать тот же проект, но без «Маяка»? Дело в том, что там уже есть сплоченная команда. Попробуй в реальной жизни собери толпу людей, чтобы организовать мероприятие для детей-инвалидов. Вот тут-то и разрыв с реальностью. Но в чем проблема? Если у тебя снова появится идея – обратись к своей команде из «Маяка». Они поддержат. Но это уже вечная связанность со своей командой.

Было много хорошего. Но у меня остались вопросы. Техника убеждения студентов проста до примитивности. Из любого предмета обсуждения выбирается наиболее удобный для тренера элемент, и к последнему применяется опять же выбранная тренером точка зрения, а все другие точки зрения либо игнорируются, либо дискредитируются при попытках их высказать. Мир превращается в плоскость, а его явления из разноцветных и сложных – в примитивные черно-белые комиксы, которые сопровождаются непрерывным потоком анекдотов, притч и интерпретаций. Из этой картины убирается все трудное, неоднозначное, неподходящее для внушения представления о легкости «сбычи мечт». Активно применяются софизмы и вообще все виды нарушений логики и принципов честной дискуссии, на критику действует прямой запрет. «Заплатите 30 тысяч рублей за второй курс. Не будьте серой посредственностью! Большие суммы? Но разве в магазинах с вас не дерут миллионы за какие-то продукты и за одежду? 7 тысяч за сапоги! Не ужас ли? 12 тысяч – первый курс. 30 – второй. Почему нет?» Я не пошла ни на второй, ни на третий курс.

Что происходит в «Маяке» сейчас? Совсем недавно организаторы признались в открытую, что тренерами использовался метод Life Spring. О нем вы можете прочитать много нехорошего. В том числе то, что люди после занятий заканчивали жизнь самоубийством, и что Life Spring – это секта. Сейчас моя любимая секта раскололась на западников и славянофилов. Западники (с их Лайфспрингом) во главе с президентом Ильей Бекинеевым. Славянофилы – во главе с Зариной и Мариной – за систему «родового дерева». В итоге имеем: старая команда «Маяка» и новая команда системы «родового дерева». После многочисленных укоров в сторону друг друга они пришли к соглашению иметь общий фонд и позволить друг другу развиваться по-своему.

Мы не бросаемся из окон высоток, как американцы, прошедшие тренинги Life Spring, мы творим свою историю: берем за основу американскую идею, наполняем ее индийскими практиками и ведической привязкой к проработке родовых программ, – и вот он, слепленный на скорую руку блин мировых верований и традиций.

Что в итоге? Понимание жизни у того, кто прошел этот тренинг, меняется в более благоприятную сторону с позиции «я – источник». Человек выходит, постепенно расплачивается с долгами, налаживает жизнь. Но может ли он жить без «Маяка» дальше? Это большой вопрос.

Эка Черная

Часть третья. Ничто не ново под Луной…

Комментарий специалиста читайте здесь

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru