Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Сам не рос, а уши росли

Александр Зверев

 «Минас Тирит, город королей» – сказал Гэндальф, указывая на сооружение, как две капли воды похожее на Вавилонскую башню. Именно так ее изображали европейские художники.

На первый взгляд может показаться странным, что в качестве символа западной цивилизации в эпохальном фильме «Властелин колец» берется именно Вавилонская башня. (О том, что речь идет о западном мире, мы узнаем из уст главного героя фильма, последнего короля – Арагорна. Воинов этого города перед решающей битвой он так и назовет – «люди Запада!»). Однако ничего загадочного здесь нет. Просто любая цивилизация стремится выбрать себе такие символы, в которых бы отражались ее главные ценности. В наше время, когда человечество прошло уже путь длиной в несколько тысячелетий, придумать новое трудно. Многие предпочитают заимствовать свои знаки из прошлого. Или из других цивилизаций. И берут у тех, с кем чувствуют особенную родственную близость.

 120 лет назад, в 1886 году, подняла свой факел у ворот Нью-Йорка статуя Свободы. Но идея статуи родилась не в Америке, а во Франции – там же она и была изготовлена. Подобным монументом-французы республиканцы хотели отметить близость идеалов Великой французской революции 1789 года и Декларации о независимости, принятой в США 4 июля 1776 года. На табличке в левой руке статуи, кстати, и выбита эта дата – 4 июля 1776 года. Место для статуи Свободы в нью-йоркской гавани было выбрано не случайно. Крепость, на которой она стоит, имеет форму звезды. А звезда, как известно, – символ, к которому идеологи свободы века Просвещения были весьма неравнодушны.

От французских революционеров заимствовали свою пентаграмму и большевики. Этот символ, встречающийся в разных культурах, имеет много толкований. Но для большевиков было важно подчеркнуть свою родственность с борцами за свободу, равенство и братство. Пятиконечной звезде суждено было стать главным символом советской цивилизации вместо прежнего имперского орла.

Двуглавый орел, пришедший к нам из Византии, однозначно оценивался новой властью как символ царской России. Однако целых восемнадцать лет руки большевиков не дотягивались до орлов, паривших над Московским Кремлем. Лишь в 1935 году они были сняты и на их место были водружены пятиконечные звезды с серпом и молотом. В 1937 году эти звезды поменяют на рубиновые, с подсветкой, которые мы видим и до сих пор. Тогда же к ним добавится пятая звезда. Вероятно, для того, чтобы пентаграмма читалась и с неба.

Семьдесят лет назад, в 1935 году, родился еще один знаменательный символ советской цивилизации – новогодняя елка. Во всех других странах, где существует обычай ставить елку, она связана с Рождеством. Так было и в России до революции 1917 года. Кстати, обычай этот пришел к нам из Германии и утвердился в России лишь в XIX веке. Так что еще в начале ХХ века наиболее консервативные православные круги считали ее немецкой затеей.

В конце 1920-х годов Союз воинствующих безбожников и комсомол объявили рождественской елке настоящую войну. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов» – кричали советские пионеры. Они уже было почти победили в этой войне, как вдруг неожиданно все поменялось. 28 декабря 1935 года выходит небольшая заметка в газете «Правда» – «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Поскольку все восприняли эти слова как пожелание лично товарища Сталина, традиция ставить на Новый год елку утвердилась мгновенно. Только вместо Вифлеемской звезды ее макушку теперь стали украшать пятиконечной звездой.

Новая Россия, появившаяся на свет в 1991 году, стала искать свои символы. Вернулся двуглавый орел. Звезде пришлось потесниться, хотя она и не ушла совсем. Но их сосуществование – скорее дань прошлому, чем отражение реальных ценностей современной России. Поиск их, как и поиск национальной идеи, продолжается.

Лучшее решение для символического выражения национальной идеи было предложено на последней летней Олимпиаде, когда символом сборной России стал чебурашка. А какая у нас идея? – Да никакой! А чебурашка ведь так сам про себя и говорил: «Я же неизвестно кто!»

Во время Олимпиады 1980 года символом страны был избран медведь. Логика простая. Этот зверь для многих является национальным архетипом России. Этот символ имеет некоторую связь с традицией. А что за зверь чебурашка? Ведь никто на Западе о нем ничего не знает. Может быть, медвежонок, в таком случае?

«Не знаю, может быть…» – говорит чебурашка.

Оранжес, без роду, без племени, прибыл откуда-то из-за границы. Хорошо хоть не в пломбированном вагоне. Только лишь в ящике с апельсинами.

Какой народ живет сейчас в России? – Россияне. Откуда они взялись, кто это? Ведь совсем недавно их не было. Поищем вслед за крокодилом Геной ответ в энциклопедии. Может быть, она нам объяснит, откуда они взялись? Но если «никаких чебурашек там нет», то россиян – тем более. По крайней мере, как отдельного народа. Само слово, конечно, не новое. Но оно означало то же самое, что и русский.

Граф национальности и вероисповедования сейчас в паспорте нет. Некоторые во время последней переписи населения называли себя хоббитом, эльфом или еще кем.

 Шестилетний сын моего знакомого недавно заявил:

– Папа, а я знаю, кто такой чебурашка – испорченный медведь с большими ушами.

– А почему у него уши большие?

– Ну, он сам не рос, а уши росли, росли…

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru