Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Конкурс "Наследника"

Смертельный «сотый»


Анна Бусыгина

 

Конкурсная работа 2015 года

Участвуйте в конкурсе «Наследника»! Условия здесь

 

 

Рассказ-быль

 

  На заре Советской власти в нашей стране было много деревень,  жители которых жили своим трудом, мечтая о всеобщем равенстве и братстве.

 Одна из таких деревень  - Ир. Она находилась далеко от проезжих дорог и добраться до нее было делом нелегким.  С одной стороны  к Иру  подступала дремучая  тайга, с другой – непроходимые болота. Жители деревни не сидели без дела: женщины занимались домашним хозяйством, собирали ягоды и грибы, садили огороды, а мужчины добывали  кедровые орехи и были известными охотниками.

Трагический случай с Митрофаном Сотым в деревне  Ир, взбудоражил всю округу.  Может, впервые люди задумались, что человек – не хозяин тайги, а ее гость, что всему нужно знать меру.

А произошло это так. В деревне Ир Митрофан  Сотый  считался лучшим охотником. Это был невысокого роста, крепкий, коренастый мужчина. На охоту ходил один, брал только Тумана, свою верную собаку. О Митрофане ходила слава, как о метком охотнике и отважном медвежатнике. И не зря: к середине тридцатых годов  он убил девяносто девять медведей.

Жители деревни знали, что добывает медведей Митрофан Сотый с помощью  «волчьих» капканов: страшных, острозубых, которые никогда  не давали осечку.

На медведя  охотник ходил осенью, когда зверь нагуливал жир. Если  убивал его далеко от деревни, в таежной глуши, то мясо выносил на себе, а медвежий жир вытапливал прямо в тайге, щедро оставляя «выжарки» на закуску соболям и другим мелким зверям.

Хоть на вид Митрофан был еще крепок и статен, но совсем недавно ему исполнилось шестьдесят три. Годы брали свое: не та меткость и цепкость глаз, не так резвы ноги. Вот и решил  охотник в последний раз сделать вылазку в тайгу, убить не простого медведя, а юбилейного – сотого!

Жена пыталась отговорить мужа от этого решения, убеждая его в том, что нельзя слишком обольщаться победами над хищниками, ведь за это природа может отомстить.

Но Митрофан был непреклонен. Их последний разговор с женой состоялся во дворе, где мужчина колол дрова. Когда жена в очередной раз пыталась отговорить Митрофана от   охоты за медведя, он, не скрывая раздражения, сказал:

- У меня фамилия – Сотый, и убить я должен сто медведей! К тому же он будет последним!  - говорил охотник расстроенной женщине.

- Ты согласен со мной, Туман? – шутливо обратился охотник к своей верной собаке. Туман радостно завилял хвостом. Он хорошо знал хозяина: тот никогда не менял своих решений.

Едва за окном забрезжил белесый рассвет, охотник со своей любимой собакой ушел в тайгу.

На этот раз Митрофану пришлось углубиться в самую глушь, потому что поблизости он выбил всех медведей. Долго высматривал зверя, наконец, нашел его следы. Внимательно изучив  их, решил поставить капкан. Привычно вырубил рябиновую «важку» (крепкая палка,  от 1 до 2 метров), без которой нельзя выжать пружину капкана. Затем, подсунув «важку»  под корень кедра, одной рукой важкой стал выжимать пружину капкана, а другой - ставить на «сторожок» - (фиксатор) капкана. Но тут случилось ужасное: сырая «важка» выскользнула из-под корня и капкан, железными «зубьями» мертвой хваткой вцепился в запястье руки, порвав вены.

Дернувшись от страшной боли, Митрофан машинально отбросил «важку» в сторону и, похолодев от ужаса, понял, что этим обрек себя на мученическую смерть. Страдая от невыносимой боли, охотник здоровой рукой пытался раскрыть капкан, но все безрезультатно.  

 Любое неловкое движение причиняло боль, которая усиливалась с каждой минутой. Привыкнуть к такому состоянию было невозможно. Из поврежденной вены, пульсируя, текла кровь и, чтобы остановить ее, нужно было освободиться из капкана, но как?! Без помощи  людей этого сделать было нельзя. Митрофан чувствовал, как его жизнь с каждой каплей крови вытекает из всего его естества,  он скрипел зубами от бессилия и, ругая  себя за опрометчивость, за то, что не послушал жену, скупо, по-мужски плакал. Собака, как привязанная сидела рядом. Умными глазами смотрела на хозяина, тихо скулила, понимая, что случилась беда, от которой нет спасения.

   Когда  через три дня Митрофан Сотый не вернулся домой, его стали искать. Опытные таежники несколько дней бродили по лесу, но безрезультатно.

 И только на следующий год, весной, работники геологоразведовательной партии наткнулись на обезображенный труп Митрофана. Рядом с ним была мертвая собака. Верный пес до конца был со своим хозяином и принял смерть вместе с ним. У кедра валялось ружье и изъеденная мышами сумка с продуктами. В стволе ружья было найдено два пробитых  пистона, значит, Михаил смог каким-то образом добраться до ружья и два раза выстрелить. Но кругом - глухая тайга, никто не услышал его, не оказал помощь. Митрофан Сотый умер от болевого шока  и потери крови.

Односельчан до глубины души потрясла эта трагедия. Они уважали этого умного и смелого охотника.

 Но по воле судьбы Митрофану Сотому пришлось пройти тот же мученический путь от капкана – до смерти, как и его девяносто девять медведей.

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru