Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Письмо кузнецу К., о значении слов Христовых: «не мир пришел Я принести, но меч»


Святитель Николай Сербский

Неужели такой праведный и милостивый человек не понимает глубинного значения этих слов? Думаю, что ты понимаешь его, только ищешь подтверждения. Праведным и милостивым Господь Сам открывает тайны Свои. Если бы ты был единственным кузнецом в Иерусалиме, когда евреи распинали Господа, некому было бы выковать для них гвозди.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Так сказал Господь. Читай это так: «Не для того Я пришел, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и маммону; нет, Я принес меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения».

Чем же отсечешь, Господи? Мечом истины. Или мечом слова Божия, так как это одно. Апостол Павел советует нам: возьмите меч духовный, который есть слово Божие[1]. Святой Иоанн Богослов в Откровении видел Сына Человеческого, сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч[2]. Меч, исходящий из уст, что иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принес Иисус Христос на землю, принес ради спасения мира, но не ради мира добра со злом. И ныне, и присно, и во веки веков.

Правильность этого толкования подтверждают дальнейшие слова Христа: ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее[3], и, если сын пойдет за Христом, а отец останется во тьме лжи, меч истины Христовой разделит их. Истина не дороже ли отца? И если дочь пойдет за Христом, а мать будет упорствовать в отрицании Христа, что общего может быть у них? Христос не слаще ли матери?.. То же самое между невесткой и свекровью ее.

Но не пойми это так, что тот, кто познает и возлюбит Христа, должен сейчас же телесно отделиться от своих родных. Это неправильно. Об этом не говорится. Достаточно отделиться душою и не принимать в нее помыслов и дел неверующих. Ибо, если верующие немедленно отделились бы от неверующих, в мире образовалось бы два враждебных лагеря. Кто бы тогда учил и исправлял неверующих? Сам Господь три года терпел рядом с Собой неверного Иуду. Мудрый апостол Павел пишет: неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим[4].

В заключение приведу тебе духовное толкование этих слов Христа Феофилактом Охридским[i]: «Под отцом, матерью и свекровью подразумевай все ветхое, а под сыном и дочерью – все новое. Господь же хочет, чтобы Его новые Божественные заповеди победили наши старые греховные привычки и обычаи».

Таким образом, слова о мече, принесенном на землю, вполне соответствуют Христу Миротворцу и Миродавцу. Он дает Свой небесный елей всем, кто искренне верует в Него. Но Он пришел не для того, чтобы примирить сынов света с сынами тьмы.

Поклон тебе и детям. Мир вам и Божие благословение.

 

[1] Еф. 6, 17.— Ред.

[2] См.: Откр. 1, 12–16.— Ред.

[3] Мф. 10, 35.— Ред.

[4] 1 Кор. 7, 14.— Ред.

 

[i] Феофилакт Болгарский, блаженный (XI–XII век), архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (ныне в Македонии), крупный византийский писатель.

Его биография известна мало. Будучи родом с острова Эвбеи, он был возведен в сан диакона при храме святой Софии в Константинополе и сделался близким ко двору императора Михаила VII Дуки (1071–1078). Может быть, уже по смерти Михаила Феофилакт был назначен воспитателем его сына, царевича Константина. Расцвет литературной деятельности Феофилакта, его назначение архиепископом в Болгарию, переписка из Болгарии со многими выдающимися лицами относятся ко времени царствования Алексея Комнина (1081–1118).

Блаженный архипастырь Болгарии, отличавшийся высоким классическим образованием, оставил по себе толкования на Евангелия всех четырех евангелистов; на Деяния Апостолов; на все послания апостола Павла; на Соборные послания; на одиннадцать утренних воскресных евангельских чтений; на книги пророков Осии, Аввакума, Ионы, Наума и Михея.

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru