Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Тайна «Конька-Горбунка»


Александр Щербаков

 Несколько лет назад за книгу повестей и рассказов для юношества «Деревянный всадник», изданную в Москве, присудили мне Международную литературную премию имени Петра Павловича Ершова, великого русского сказочника. Между прочим, в лестной номинации «От потомков П.П. Ершова». Церемония награждения лауреатов по традиции проходила на его родине, в славном граде Ишиме Тюменской области. И перед тем, как отправиться туда, решил я перечитать самое известное из ершовских произведений – стихотворную сказку «Конёк-Горбунок».

 Хотелось на всякий случай (вдруг «спросят!») освежить в памяти её затейливый сюжет и образы колоритных героев. Но главное – уяснить для себя ещё разок, почему всё же она, внешне вроде бы не претендующая на особое глубокомыслие, даже довольно наивная на нынешний взгляд и местами простоватая по языку, так полюбилась нашему народу, что вот уж двести лет всё новые поколения родителей неизменно читают её своим малышам.

 Да и сами ребятишки, едва овладев грамотой, охотно обращаются к загадочной, притягательной сказке так, что целые главы из неё запоминают наизусть. Исподволь, безо всякой нарочитой зубрёжки.

 И вот, внимательно перечитав полузабытую историю о забавном «везущем» коньке с его «везучим» наездником и поразмыслив над ней, пришёл я к выводу, что оригинальнейшая сказка эта, простите, не совсем... оригинальна, в смысле – самобытна. Ибо создана она не путём чисто авторского фантазирования, а во многом как бы по мотивам иных сказок, издавна живших в народе. Русских сказок, с их узнаваемыми, почти родными для наших предков (да и для нас с вами) знаковыми героями.

 И с тремя братьями, между коих один умный, другой и так и сяк, а третий, младший Иван, и вовсе дурак. И с Царь-девицей, прекрасной и премудрой, как та Василиса, и с Царём-государём, то добрым батюшкой, а то и глуповатым самодуром, окружённым придворной челядью, завистливой и коварной. И, конечно, с синем морем-окияном и островом Буяном, который на самом деле есть Чудо-юдо, рыба-кит, держащий на могутной спине леса и горы, пашни и селенья... И со златогривыми конями, всё донскими жеребцами, и с волшебною Жар-птицей неописуемой красы...

 Всё так. Но это внешняя «вторичность» сказки Петра Ершова чудесным образом из недостатка обращена в её преимущество. Она полна тех «кодовых знаков», что таятся в подсознании, в генетических глубинах народной памяти, в потаённых кладовых русской души. Да и сама она, душа русская, которую на нынешнем языке можно назвать «национальной матрицей», явственно дышит там, в сказочном мире. И в роли носителя и выразителя её выступает Иванушка-дурак, который на поверку вовсе не дурак, а лишь доверчивый и простодушный, бескорыстный и усердный трудяга, живущий по совести. «По-божецки», как говорится в простонародье. Истинно русский человек, обманываемый и предаваемый разными хитрецами-мудрецами, он проходит сквозь огни, воды и медные трубы, борясь со злом, ратуя за правду-справедливость, и, в конце концов, оказывается победителем.

 То есть «тайна» необычайной популярности сказки сибирского самородка Петра Ершова состоит в том, что она, благодаря корневым основам, «цепляет» саму сущность русского человека на генном уровне. На уровне подсознания. Конечно, играют свою подсобную роль и занятность сюжета, и складность изложения разных коллизий в стиле народного раёшника, но главное всё же заключается в глубинном «русском духе», говоря словами Пушкина, этой замечательной сказки.

 К слову, когда-то я вычитал у нашего красноярского библиофила Кирилла Богдановича, что, по свидетельству современников Ершова, интерес к его сказке изначально был таков, что любители чтения, опережая и дополняя издателей, переписывали её от руки и передавали друг другу, как подарок. Один из таких рукописных экземпляров, залетевший аж к нам, в захолустный тогда городишко на Енисее, и поныне хранится в библиотеке краевого архива.

 Размышляя обо всём этом, припомнил я, что незадолго до начала тогдашнего конкурса имени Петра Ершова то ли в печати, то ли в Интернете встречал объявление о другом, внешне схожем по темам и целям литературном конкурсе «Новые добрые сказки». Его проводили несколько солидных московских организаций, включая Благотворительный фонд «Дети – детям», Центральную библиотеку имени Анны Ахматовой, Культурный центр имени Валентина Берестова библиотечной системы «Кунцево»... И там, в Положении о конкурсе, особо оговаривалось, что из авторских работ принимаются к рассмотрению лишь те, в которых «не упоминаются общеизвестные сказочные герои и ситуации»...

 Меня, признаться, и тогда это несколько удивило, а теперь я даже невольно усмехнулся про себя, подумав, что даровитого сибиряка Петра Павловича с его сказкой к участию в том солидном конкурсе заведомо не допустили бы. Поскольку-де «не формат», как теперь выражаются при отказах. Ну, а ещё эта странная оговорка косвенно подсказала мне, почему при несметном количестве создаваемых ныне сказок буквально сотнями писателей-пиитов на российских просторах и украшаемых при бумажном издании картинками самых броских цветов, не замечено такой, которая бы приблизилась по художественным достоинствам и читательскому спросу к «Коньку-Горбунку».

 Да потому как раз, что они, теперешние сказки, в большинстве своём, оторваны от наших «общеизвестных сказочных героев и ситуаций». То есть, в сущности, оторваны от народной традиции. От родной почвы. Лишены того «русского духа», который олицетворяют наши Иваны-царевичи и Иванушки-дурачки.

 Возможно, существуют исключения, неизвестные мне. Но я навскидку, увы, не готов назвать среди «новых добрых» особо выдающейся, с национальными колоритом и героями, сказки для детей. Да и для взрослых тоже. Разве что вспомнить шукшинскую – «До третьих петухов». Она, правда, уже далеко не новая, но, как и положено настоящей сказке, ничуть не устарела. Даже напротив, её главный «намёк, добрым молодцам урок» ныне ещё более отчётлив и актуален.

 В ней, как помните, вполне органично присутствует неизменный Иван-дурак, который отважно борется с вероломными бесами, атакующими православный монастырь. А заканчивается сказка самым реалистичным и серьёзным предупреждением: «Ванька, смотри!». Оно ещё вон когда было обращено к нам с вами. Но мы, полоротые потомки доверчивых иванов, увы, не учли этого прозрачного намёка и «просмотрели» великую Державу.

 В итоге лишились и её, и общенародной собственности, и рабоче-крестьянской власти. А теперь нас ещё норовят лишить и своей истории, и родного языка, и самого менталитета национального, того «русского духа», который так раздражает и страшит в наших сказках вечных «космополитов» – от Кащея Бессмертного и Бабы-яги до нынешних злокозненных антигероев, – искони заражённых вирусом русофобии.

 ...Вот на какие «государственные мысли» вынес меня незабвенный Конёк-Горбунок, рождённый фантазией истинно народного сказочника Петра Ершова из богохранимого града Ишима, который, наряду с Тобольском, по праву почитается родоначальником множества иных сибирских городов и весей. А также и хранителем русской старины, то есть нашего с вами национального кода. И не случайно автор этих строк, получая диплом лауреата из рук потомков Ершова, прочитал дорожный полуэкспромт, ему посвящённый:

 К Ишиму,

отцу сибирских городов

Благодарю, Ишим любезный,

Что обостряешь ты во мне

Род «ишимической» болезни –

Любовь к сибирской старине.

Молвой влекомые народной,

Как к роднику, к тебе спешим,

Пусть не великий и не модный,

Но первородный град Ишим.

Благослови рукой отца

И русский дух верни в сердца.

Источник: МОЛОКО, №9, 2021

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru