Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Именной кирпичик


Евгений Семичев

О книгах Евгения Семичева «Незакатное солнце. Избранные стихотворения и поэмы». – Самара: Русское эхо, 2021 и «Лети, мой блистательный снеже… Стихи». – Самара: Творческое объединение «Русское эхо», 2020.

Автор: Наталья Советная

Для писателя, будь он прозаик или поэт, очень важно умение уловить нерв сегодняшнего времени, иначе неизбежно застрянешь в мелкотемье. Однако важно не просто уловить, но и прощупать каждый нейрон, каждый узел, увидеть главные связи. Тогда слово способно зазвучать пророчески и на века. Таким стало творчество Тютчева, Достоевского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя… Через столетия мы поражаемся тем оценкам и выводам, которые делали классики русской литературы о своём времени, предвидя будущее. Но сейчас, размышляя о творчестве наших современников, можем ли мы с уверенностью говорить о том, что их слово отзовётся, как звучное эхо, через века? Ведь совсем не случайно на эту тему существует множество мудрых высказываний, одно из известных принадлежит В.Г. Белинскому: «Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый – время». Мы же можем лишь предполагать.

Литературное творчество, как никакое другое, является индикатором когнитивного, нравственного и духовного потенциалов не только конкретной личности, но и целого поколения, народа, страны, которым принадлежит автор. Одновременно литература фиксирует как исторические события, так и их эмоциональное переживание человеком, находящимся в гуще действительности или в постсобытийном времени. Эти переживания преломляются через личностные морально-нравственные, идейные, религиозные, духовные установки автора и становятся отражением его внутреннего состояния, не совпадающего или совпадающего с настроением общества.

Книги Евгения Семичева «Незакатное солнце», куда вошли избранные стихотворения и поэмы, и «Лети, мой блистательный снеже…», где собраны произведения последних лет, дают возможность пристально взглянуть на творчество самарского поэта, имеющего немалый жизненный и литературный опыт. Евгений Николаевич родился в 1952 году, всего через семь лет после окончания Великой Отечественной войны. Его личность формировалась в период, про который было принято говорить, как про «эпоху развитого социализма», провозглашавшего идеи справедливости, мира и добра. Зрелость поэта пришлась на времена тяжелый смуты: девяностые годы прошлого столетия, когда остервенело развенчивались успехи страны, а сама она целенаправленно разрушалась предателями и внешними врагами. Теперь же, когда Россия, пробудившись от стрессового оцепенения, вновь поднялась во весь рост, поэт Евгений Семичев тоже встал во весь рост мастерства и мудрости.

Глубоко переживая за судьбы народов, которым навязывается братоубийственная война, понимая, что любая нестабильность грозит последствиями для всего мира, он пишет:

…Невесёлая планида

У всемирного рассвета.

Смертным поясом шахида

Опоясана планета.

Во всемирной катастрофе

Все распутья как распятья…

Допиваю нервно кофе.

Озверели люди-братья….

(«Взвыла бешено сирена…»)

В тревоге оглядываясь на Россию (устоит ли?), поэт в стихотворении «Витийствуй, буйная гроза…» с удовлетворением обнадёживает:

…Блистайте, молнии, оплечь.

И ветер вольный — вей!..

Куётся в грозном горне меч

Для Родины моей.

Пускай летит во все концы

Над Божьим Миром весть:

Лихие злато-кузнецы

Ещё в России есть…

Да и как им не быть у народа-победителя, пережившего Великую Отечественную войну? Память поэта цепко хранит яркие картины прошлого, когда рядом жили те, кто выстоял, вернулся с фронта, кто носил в себе осколки вражеских снарядов и боль пережитого: «…Железа столько в человеке – На весь железный хватит век! Он и во сне, скрипя протезом, Штурмует вражью высоту…» («Ему бы жить в железном веке…»). И далее автор признаётся, что нестерпимо жжёт душу память о тех, кто не вернулся:

…И никуда от памяти не деться.

Среди кричащей этой тишины

Всплывает солнце – огненное сердце

Солдата, не пришедшего с войны.

Отцы и дети»)

В этом же стихотворении поэт, анализируя состояние современного общества, сравнивая отцов и детей, ужасается сделанному им открытию:

В небесах ревели истребители.

В подворотнях шастали каратели.

Ваше поколенье – победители.

Наше поколение – предатели…

Осознание существования предателей, живущих в одной с тобой стране и разрушающих её, невыносимо мучительно не только по своей сути, но и потому, что предательство вызрело на, казалось бы, благодатной почве – созидания государства справедливого, мирного, с равными возможностями для каждого. И строилось это государство поколением победителей. Как, откуда поднялись во всю мощь на вспаханном, ухоженном поле уродливые сорняки? «…Разлилось по Руси половодье. Разошлось, как круги по воде, Воровское блатное отродье…» (поэма «Аргуван»).

Однако с автором можно поспорить: так ли уж категорично его утверждение? Разве в поколении победителей не было предателей? А на самом деле – много ли их было? На этот вопрос ответил писатель Виталий Синенко в книге «Я не погиб подо Ржевом. Завещание отца»: «Тема предательства – больная тема. Украинские националистические формирования особенно заметны, они кладут тень на всю нацию. Сейчас открыты данные по количеству “восточных” добровольцев в германских вооруженных силах. Так вот, общее их число около 1,17 – 1,18 млн из 196,7 млн, проживавших в 1941 году в СССР. С этим средним показателем совпадает число предателей-украинцев по отношению ко всему населению республики, также 0,6 % или 250 тысяч из 41млн 965 тысяч. Ничтожно малая часть. Причём, нужно учесть, что вся республика находилась в оккупации. В также оккупированной Беларуси показатель меньше, но не в разы и даже не на десятые, а лишь на несколько сотых процента – 0,55, или в абсолютных цифрах 50 тысяч с учётом личного состава Белорусской краевой обороны, при населении чуть больше 9 миллионов человек. Фору в этом малопочётном рейтинге всем дают прибалтийские республики, но и там цифры не зашкаливают и отрыв не в разы, а лишь в единицы процентов. Фашисты рассчитывали на массовое предательство. Но их надеждам и планам не суждено было сбыться».

А наше поколение, то, из которого сам поэт и его ровесники, разве состоит из одних предателей? Себя Евгений Семичев тоже относит к этой категории? Скорее всего, он подразумевал тех высокопоставленных предателей, которые собственными руками разрушали великую страну. Но тогда его слова о целом поколении нравственных уродов имеют горький вкус клеветы, ведь даже если предположить, что среди нас есть «спящие» предатели, которые тихо спрятались под одеяло, как клопы, не думаю, что их процент превысит выявленный в годы Великой Отечественной.

Горестные размышления о судьбе Родины органично вплелись во многие поэтические произведения Е.Семичева, будь то короткие стихи или полновесные поэмы: «Средь смрадного блуда и глума О Родине бедной, о ней –Тяжёлая смутная дума…», – признаётся он в поэме «Волчье солнышко», где неожиданно сравнивает Россию с кормящей волчицей, а четырнадцать республик с её голодным выводком:

Россия! Ты кормящая волчица.

Твои клыки от голода стучат.

Понуро за тобою волочится

Твой выводок – четырнадцать волчат.

Они ползут на материнский запах.

Они резцами режут твою грудь.

Воротят морды глупые на запад,

Чтоб молоко излишнее срыгнуть.

То кровь твоя по их гуляет венам –

Они друг другу холки теребят.

От титек оторвавшись суверенно,

Вольны рычать и тявкать на тебя.

Их хищный взгляд на кровное намётан.

Их ноздри бередит родная кровь.

Они щенки волчиного помёта.

У них к тебе звериная любовь…

Признаюсь, что сравнение России с волком-хищником показалось слишком смелым, если не сказать больше – неоправданным. Если уж сравнивать Россию в пору девяностых прошлого столетия с этим матёрым зверем, то она больше напоминала волчицу, загнанную врагами-волчатниками на обозначенную красными флажками территорию: знай своё место! И до сегодняшнего дня Запад и США пытаются не просто удержать её в этих рамках, но методично сжимают безопасное пространство, уплотняя флажками линию его границы. Однако, как гласит народная мудрость, сколько волка ни корми… Кормили же «ножками Буша», непригодными для собственного употребления, чудовищными обманами, чтобы усыпить бдительность, веру, надежду – переформатировать сознание, и, обезболив таким образом, высасывать кровушку, как это делают множащиеся в наших лесах и лугах проклятущие клещи. Но кормящая волчица – зверь не простой: клыки да зубы, будто кинжалы. А манящий, родной воздух Отчизны таинственен и целителен, «Аки ангелы, сходят на землю».

Отдавая должное оригинальности образа, хочется отметить, что таковой далеко не единственный в творчестве Евгения Семичева. Например, в поэме «Красный кречет» Святая Русь предстаёт страной Соколиной: «Твердь небесную пластая, Высоко парит она, Мать честная, Русь Святая, Соколиная страна!» В которой и «Белый храм – Господний сокол, В золочёном клобуке…», и «Золотая багряница – Соколиная заря...», и «Небосвод – Господний сокол – Распахнул свои крыла…», и «Восседает Божий сокол – Грозный русский государь», и:

…И царит над Божьей бездной

Нерушимый русский дух.

Он царит в миру высоком

Невредим, непобедим –

Русский дух – Господний сокол,

Шестикрылый серафим!..

Прекрасный образ! Нет никакого сомнения, что убеждение в непобедимости и нерушимости русского духа необходимо в нынешнее время как воздух. Исполняются предсказания святых об особой роли России в сохранении человеческой цивилизации на Земле. Сегодня весь мир с волнением следит за событиями на Украине, где русское воинство, как и в годы Великой Отечественной, вступило в смертельную схватку с оголтелым национализмом – бандеровским неофашизмом. Он давно и целенаправленно взращивался странами НАТО для борьбы с русским миром:

…Поднимаются замесы

         Сатанинских подлых сил.

«Это бесы, бесы, бесы», –

 Достоевский говорил»

 («Бесы»).

Россия, с её необъятными просторами и христианской душой, всегда вселяла и вселяет врагам панический страх, сравнимый с тем, который испытывал царь Ирод, узнав о рождении Сына Божия Иисуса Христа – Царя Иудейского. Тогда трусливый и жестокий правитель приказал уничтожить в стране всех младенцев-мальчиков в возрасте до двух лет, теперь НАТО и США во главе с президентом Байденом стравливают православных славян, ибо русский мир – это мир Божий, непригодный для гнусной нечисти.

Известный белорусский писатель Иван Павлович Мележ определял значение каждого литератора – сына своего народа по тому, «как он показывает свой народ миру, что он говорит от имени своего народа». Смею думать, что душа русского поэта Евгения Семичева преисполнена торжествующим русским духом, который, вероятно, и смог надиктовать такие ликующие строки:

…Полыхает костром заревым небосвод

Над унылым мирским бездорожьем.

И не сгинет Россия, покуда живёт

На спасительном выдохе Божьем.

Зря кликуши истошно хоронят её.

Пировать на костях не придётся.

Понапрасну клубится над ней вороньё –

Не затмить ему русское солнце.

И пребудет Россия во все времена,

Потому что на вечные лета

Светом Божьим вселенским омыта она

И дыханьем Господним согрета.

В связи с тем всемирным значением, которое придаёт России поэт (и он, несомненно, прав), многократно возрастает значение русской поэзии, настоящей поэзии, продиктованной Богом, а потому высоко духовной и, несомненно, нравственной. В творчестве Евгения Семичева эта тема отражена очень ярко в стихотворении «Защитники Отечества»:

Защитники Отечества – поэты.

Хранители сердечного тепла.

Архангелы кладут, как эполеты,

На плечи им небесные крыла.

И воинство небесное готово

Вести извечный бесконечный бой…

Заключительные строчки стиха: «Защитники Отечества – поэты! Других у Бога не было и нет!» подтверждают нашу мысль, совпадающую с авторской задумкой: поэты от Господа не могут не быть защитниками Отечества.

Вера в Бога – сложные и таинственные взаимоотношения с Творцом, включающие в себя и сомнения, и ощущение свободы-несвободы в той или иной степени. Это отчётливо прослеживается в творчестве многих, в том числе величайших русских писателей, как Ф. М. Достоевский, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой… Святитель Иоанн Шаховской, размышляя о том, что не всякий, кто хотел бы верить, имеет способность к этому, уточнял: надо иметь орган, которым верят. В поэзии Евгения Семичева Бог обитает настолько естественно, что вопрос о наличии такого специфического органа, о котором упоминал святитель, отпадает сам собой. По признанию автора «Незакатного солнца» и «Лети, мой блистательный снеже…», Божьи небеса для него как «скатерть-самобранка» – «в душе тревоги нет, Потому что в небе есть просвет» («Я открыл дремучие глаза…»), а вот мир, в котором мы живём сейчас и обязаны его хранить, вовсе нам не принадлежит, что только увеличивает нашу ответственность за него: «Все мы в этом мире прихожане И зашли случайно в Божий храм» («Закатилось за осинник лето...») .

Во время таинства крещения священник спрашивает у крещаемого, отрицается ли он от сатаны и дел его. В ответ человек трижды произносит: «Отрицаюсь!» – «Сочетаешься ли со Христом?» – И снова трижды: «Сочетаюсь!» В стихотворении «Вышел и бросил стихи на дорогу…» лирический герой Евгения Семичева, словно при крещении, отрицается от нечистой силы, утверждая, что никогда не любил «парнокопытных дебилов», и обещает Господу положить «кирпич» веры и поэзии в стену созидаемого Божьего храма:

…Боже, избави от этого срама.

Всем, чем могу, услужу.

В стену небесного вечного храма

Скромно кирпич возложу.

Пусть он в сверкающей кладке лучистой

Грозной восстанет стеной

Против пронырливой силы нечистой

Этот кирпич именной.

Поэтические образы, пейзажные зарисовки в стихах автора не обходятся без небесной атрибутики. Это и понятно, ведь сказано в молитвенных песнопениях, что всякое дыхание (ангелов ли, человека, птицы, рыбы, растения…) да славит Господа: «В просторах промозглых безбрежных В восторге, почти не дыша, Трепещет, как юный подснежник, Обретшая небо душа» («Когда зацветает подснежник…»), «Крылатый Серафим Целует посох Божий» («Ну, что, дружок, продрог?») и

…Высоко в небесном храме,

Приклонившись к алтарю,

В ноги Господу, как знамя,

Стелют ангелы зарю.

Под Салтановкой, 1812 г.»)

И далее:

Дождик не просто траву поливает.

Он нашу жизнь к небесам пришивает.

Небо и землю, как две половинки,

Ангел сшивает на швейной машинке.

Чтоб на одном полотне мирозданья

Соединились все Божьи созданья.

И под Пречистым Всевидящим взором

Мир засиял полноцветным узором…

Дождик не просто траву поливает…»)

В главе «Европейский большак» книги ««Незакатное солнце» поэт размышляет о душе, и снова – о России, о русском духе и разуме. Как невозможно человеческой душе без Бога, так немыслимо и без Родины:

…Ничего, что душа окаянна.

Всё равно она ближе к земле.

Всё равно ей на небо дорога –

Голубицей вспорхнёт с алтаря.

Ведь земля на ладони у Бога,

Что держава на длани царя…

Завершается стихотворение « Русский космос со дна океана…» жизнеутверждающими словами о месте русской души во вселенной и о доверии человека к промыслу Божьему:

Нас теснят на небесной орбите.

Русский космос как ангел в пике.

Ничего, в тесноте не в обиде.

Всё равно мы у Бога в руке!

Удивительно, как многие строки стихов Евгения Семичева, написанные в разные годы, оказываются созвучны сегодняшнему дню. Мы живём в мире, который, кажется, сошёл с ума, потому что достучаться до Европы и США со здравыми предложениями невозможно. Работает закон психиатрии: тысячи нормальных людей не убедят одного больного, но один больной может убедить тысячи здоровых. Именно это происходит в неонацистской Украине, в прогнувшейся под Штаты Европе и в самой Америке. Редкие здравые голоса – вопли в пустыне, ведь они как затерявшиеся оазисы среди песчаных барханов лжи, клеветы, извращений, откровенной ненависти к русским. Одну из причин такого явления у меркантильных, прагматичных европейцев поэт усматривает в мерзкой греховной страсти – зависти, разъедающей западную душу :

…Знал ли, стуча топором,

Царь, что имперское солнце

За иноземным бугром

Завистью злой отзовётся?

Плотник славянской глуши

Смел ли такое предвидеть,

Что светом русской души

Можно Европу обидеть?

Шибко в России темно»)

Лелея сыновью мечту о мощной, праведной России, поэт и в тяжёлые годы тёмной смуты осознавал, что она сможет таковой стать только тогда, когда народы её, сплотившись («Негоже славянской родне Рычать друг на друга, как волки» («Сура и Самара»), объединятся в единый крепкий кулак под Покровом Пресвятой Богородицы:

…Или погибнем в разборках кровавых,

Или из пепла воспрянет страна.

Бог не делил нас на левых и правых.

Всех меж собой разделил сатана.

Молит Пречистая Дева Мария

Денно и нощно Иисуса Христа,

Чтобы восстала из праха Россия...

 («Нет оправданья ни правым, ни левым…»)

Россия восстала! Так бывало раньше, так есть и так будет. Вопреки сатанинским стараниям, усердная молитва каждого, сливаясь в единое, всечасное народное прошение за Отчизну, возносится в Небеса. Молитва поэта – его стихи. Личную ответственность за судьбу Родины поэт Евгений Семичев осознаёт в полной мере. Многие из его произведения, словно словесно-духовные именные кирпичики в лучистой кладке земного и небесного бытия:

…Что перед Богом я скажу,

Когда придёт черёд?

А просто руки покажу –

Он всё по ним прочтёт.

И перед миром возвестит

Архангела труба:

То не вода была в горсти,

А Родины судьба…

Куда ты, Родина, куда…»)

Опубликовано: 08.02.2023

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru