Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

«И слышен звон колоколов к вечерне…»


Психологическая верность: наблюдение, исполненное на огнях лирического порыва:

Принимай волевые решения,

Управляй хоть народами целыми —

Человеку нужно утешение,

Даже самому-самому смелому.

Стих Т. Кадниковой вибрирует на онтологическом ветру: той самой вербной веточкой: как названа поэтическая подборка, открывающая первый в этом году номер журнала «Сура»…

Нечто очень нежное переливается сияющей тонкой субстанцией в недрах строк поэтессы:

Есть запахи, что трогают до слёз,

Всю жизнь сердцами нашими согреты…

Я носом повожу, как будто пёс:

К обеду в детском садике котлеты.

Детский сад…

 Розоватое начало жизни: и – солнечное ощущение счастья…

…В. Маленко порой так плотно насыщает свои стихи текущей, световой образностью, что приходится отказываться от знаков-препинаков: мешали бы:

снегири присягнули суздали

и летают над ней без устали

накрошу им в лоток души

самолеты на фреске бежевой

оставляют крахмал свой вежливо

в незабытой людьми глуши

Душу свою… крошить, делясь ею – и наработанным ею опытом: трудное дело поэта: вдвойне трудное ныне, поскольку времена прагматизма и эгоизма противоречат поэзии как таковой.

 Маленко открывает необычное в обыденном: и ангел-хранитель, вдруг проступающий из таинственного пространства, логичен, как логичен предмет, называемы в стихотворение:

Я в госпиталь другу принёс удлинитель

И в руку вложил, а обратный конец

К себе подтянул его ангел-хранитель,

Куда-то в небесный дворец…

…сильно и жёстко звучат ритмы А. Долгарёвой: энергично заряженные, резко бьющие в бубен читательского сознания:

Я держу удар, и спину держу, и держу темноту внутри.

На снегу загораются алые снегири.

Это просто февраль, и луна в отражении льда дрожит.

Это просто февраль, и нужно его пережить.

Метафизические мотивы характерны для поэта: мера осмысления действительности прорастает сквозь почву стихов, чьи строки часто длинны: хочется вместить, как можно больше.

 Интересно рассматривается современность в поэзии И. Караулова: современность, рассекающая сознание и компьютерными новостями, и дающая порой оттенки абсурда: когда не целые полосы его окрашивают жизнь:

Воруют ласточки детей,

как будто краски из палитр,

как будто рыбу из сетей.

Об этом сообщает твиттер,

предупреждает МЧС.

Мы узнаём из новостей,

как целят ласточки с небес

свои раздвоенные жала:

где мать замешкалась, где нянь

 опять семёрка сплоховала.

Странно-волнующее есть в стихах поэта: словно призывающее пересмотреть жизнь…

 Изысканное изящество, нежная грация стихов О. Николаевой обаятельны и… мудры:

Век двадцать первый ступил тяжело:

вот он уже за чертой.

И повторяет, что золото — зло,

разве что век Золотой…

Хочет забыть эту небыль и быль,

ранит своё остриё:

всё обесчещено, втоптано в пыль

и обесценено всё.

Тяжёлые выводы, с которыми приходится соглашаться: выбора нет; однако, эстетическая мера стиха велика, что… если не спасает положение, то делает его терпимым.

Есть в поэзии Николаевой византийская пышность: красочное изобилие сверкает… карбункулами мысли, проводимой образными подробностями мира:

Здесь в подземном царстве пекут алмаз, рубин, изумруд,

из небесного города реки сюда текут,

лепят снежных коней, трут на тёрке звездный имбирь…

 Ты теряешь «я», ты — сосна, коростель, снегирь!

 

Стоическая интонация благородно звучит в поэзии И. Нечипорука:

Вылетают птицы из гнезда,

Кто-то в Вечность, кто-то в Никуда,

Закрывая прошлого страницы…

Расстояний, расставаний птицы

Улетают, тают, как года.

Птицы лет мелькают – но отчаяния нет: есть светлое всеприятие жизни.

Вспыхивает корниловский мятеж, играя жёсткими ритмами в диптихе В. Сухова.

Как небо,

Светлояр глубок.

Хранит он

храмы Китежа.

И слышен

звон колоколов

к вечерне.

Помолитесь же.

Распускаются цветы истории – тут уж ничего не поделать с тем, что цветы эти часто носят окрас зла.

История совершает сложные дуги, соединяясь героями и атигероями, и поэт, точно чувствующий таинственные коды исторического процесса, строит диптих свой ассоциативно: и карлик Ежов, склоняющийся к расстрельным спискам, жуток, как сошед с картины Босха…

 Сильные вспышки истории многоцветны: яростно звучат колокола, и рвётся ритмами бесконечная русская летопись…

 Так пензенский журнал «Сура» показывает словно в разрезе замечательную золотоносную жилу современной поэзии.

Александр Балтин

Опубликовано: 12.03.2023

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru