Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Очерки «натуральной школы»


Г.И. Успенский (1843–1902)

К 180-летию Глеба Успенского

Жуткая, грязная, пьяная Растеряева улица: выразительнейшее косноязычие персонажей: так говорили: откуда бы взялась другая речь; портрет реальности, отдающей шаржем? карикатурой; тем не менее – это портрет, исполненный в тонах наждачной правды.

Ей Глеб Успенский – один из главных прозаиков-разночинцев -следовал всю жизнь: не отступая, что бы ни происходило.

 Пьянство – отличается только мерой беспробудности; жажда утвердиться за счёт других, унизив слабейшего, постоянная; и все персонажи пресловутой улицы воспринимаются сквозь сетку своеобразной брезгливости: от оружейника Прохора Порфирьича до медика Хрипушина.

 Они все колоритны – персонажи эти: вытащенные из жизни; и насколько сюжеты вертятся (многие) вокруг Прохора Порфирьича, настолько и человек сей поворачивается разными боками.

…понятно, что книгу эту сильно ценил Ленин: впечатление – «так жить нельзя» захлёстывает, и изменения нужны коренные, стержневые, потому что тут – действительно: среда заела.

Когда не вовсе – сожрала.

 Повседневность быта отдаёт той мерой рутины, которую уже не преодолеть: жизнь, построенная на быте и существующая только ради него, выхолощена; тем не менее – это жизнь большинства.

Улица, дико разворачивающаяся до просторов городов, показавшая характернейший срез бытия, которое подлежит переправке.

 Успенский был близок к народникам: однако, держался самостоятельно, может и – особняком, напрочь не желая идеализировать крестьянство.

 Очерки его о деревне были резкими: со своеобразным изломом, разрушающим сусальное представление об образе, бытовавшее долго…

 А – на деле дремуче всё было, земельно, тяготно, грязно, смертно.

Успенский и писал об этом: бил ли в набат?

Нет, фиксировал, используя максимально возможную художественность.

 Язык его колоритен: пресного не надо!

 …художественность приправляя публицистическим перцем, порою давая скудные и схематичные описания, Успенский оригинально строил произведения: часто обрывочно, и как будто – не закончено.

Однако, индивидуальный космос возникал, укреплялся, поднимался над бездной жизни: чтобы отразить её.

 …он задумывает эпохальный роман о пореформенной эпохе, в центре его полагая поместить рабочего: протестующего; однако одолевает только первую часть, позже переработанную в повесть «Наблюдения Михаила Ивановича».

 …Успенский сотрудничал с разными изданиями, начав публиковаться в педагогическом журнале Л. Толстого «Ясная поляна»; он бывал за границей, где познакомился с Тургеневым, и сблизился с представителями «Народной воли»…

 В России его книги были весьма известны; а в Советской России его переиздавали многократно: из-за позитивных отзывов Ленина.

 Его книги тяжелы: расплавленный свинец не должного быть заливает читательскую душу.

Однако, именно показ оного, исполненный с тою мерой дара и художественности, которыми обладал Г. Успенский, может рассматриваться, как основа перемен.

Автор: Александр Балтин

Опубликовано: 04.10.2023

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru