православный молодежный журнал |
КультураТак приходит мирская святость
Александр Пушкин, владелец 200 крепостных душ и дуэлянт, несравненный поэт и первый новеллист России, - прожил фантастически прекрасную, тяжковатую, неудобную для окружающих и загадочную жизнь. Пушкин умер неполных тридцати семи лет, оставив 92.500 рублей долгу и четверых детей на руках жены, ветреной светской красавицы. В нашем сознании, за последние полтораста лет, жизнь Пушкина не раз меняла полюса, вектор и вес. Но что-то оставалось неизменным. Оставалось понимание: жизнь Пушкина – парадокс и загадка. Парадокс в том, что именно маленький обезьяноподобный бретёр с длиннейшими ногтями, а не пышнобородый старец, с постным лицом и заведёнными вверх глазками, создал язык и мышление, абсолютно необходимые для современной России. А загадка, - как случилось, что Пушкин и теперь (если, конечно, не заниматься подтасовками) уверенно оттесняет на периферию нашего сознания, царей и мучеников, лагерных оракулов и даже рок-звёзд? В важных вопросах – я не доверяю современникам. Может, поэтому всегда хотелось поговорить с Пушкиным напрямую. Давно думал его спросить: - Александр Сергеевич, «Воображаемый разговор с Александром I», написанный в начале 1825 года, Вы начали так: «Когда бы я был царь, то позвал бы Пушкина и сказал ему…». В том «Разговоре» царь пеняет Вам за оду «Вольность», упрекает в атеизме и ссоре с графом Воронцовым. Некоторые наши «пушкинисты» считают «Разговор» ошибочным, зряшным. Отказались бы вы от него, проживи лет этак до шестидесяти? - И не подумал бы. - И фразы про то, что царь рассердился бы и сослал наговорившего лишнего Пушкина в Сибирь, где Пушкин «написал бы поэму «Ермак» или «Кучум», разными размерами и рифмами» - оставили бы? Вас в Сибирь – а Вы про рифмы? - Жизнь российская нередко представлялась мне поэмой или повестью, изложенной дурным или превосходным слогом. И, кстати, без всяких рифм. - Это вы - в точку! Только жизнь, запечатленная в языке, и притом хорошим повествовательным слогом, может проявить себя до конца. А когда жизнь не закреплена в слове, не поименована… Её просто нет! Не так ли? - В Вашем вопросе слышится мне лукавство. Однако верно: есть речь – значит, есть и жизнь. Имею в виду, жизнь человеческую. Ангелы и звери, те могут обходиться без языка, без речи. - Кстати, о языке. Как сегодня не вспомнить Ваши слова: «зовемся… писателями, а половины русских слов не знаем». Когда Вы это писали, наверное, думали: «скоро, скоро мы слова эти выучим!» Но с тех пор положение даже ухудшилось. Теперь уже половину нашего словаря составляют слова, с корнями ума никак не связанные, строю души - несозвучные. Язык наш сегодня – креольский, полурусский! - Эй, поосторожней! Я ведь и сам креол. - Для крови – креолизация, может, и хороша. А для языка, стать креольским – плачевная участь! Ведь именно от языка и основанного на нём мышления – прямой путь к образованию и управлению страной. У Вас об этом сказано с печальной точностью: «Ученость, политика и философия еще по-русски не изъяснялись!» - А теперь я Вас спрошу: как обстоят дела с таким изъяснением сейчас? - Да почти так же. Ни к языку, ни к основанной на нём жизненной философии, уважения нет! Ну, стало быть, не может быть и уважения к собственной культуре, к себе самим. - Гм… Я, помнится, замечал: «Они меня науке главной учат – чтить самого себя». - А нас заставляют чтить других: чуждые формы правления, давно потерявшие смысл цивилизационные замашки. Даже этническую заносчивость - копируем рьяно... - Но ведь в сегодняшней России такие такие знаменитые правители. Радостно сознавать, что они могут оказаться в чём-то подобными Петру, или хотя бы одному из самодержцев Х1Х века:
Россию вдруг он оживил Войной, надеждами, трудами…
- Т-сс! Об «оживлении войной» у нас стыдливо умалчивают! На нас-то войну насылали и насылают. А мы – всегда стоим в сторонке и ждем, пока дадут по голове так, что год кончится! Но война – Бог с ней... Главное - не видно великой мысли, которая могла бы по-настоящему оживить Россию. Мыслящие самостоятельно и свободно люди у нас есть, но беда в том, что к власти таких людей – на пушечный выстрел не подпускают. Бездарность и духовное браконьерство, как динамитом, глушат дар страны! - Вот как? А я думал, для потомков будут иметь значение мои строки:
Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу…
- Подхалюзники в чести и сейчас. Но в Х1Х веке, они хоть были вынуждены считаться с общественным мнением. А сейчас на мнение просвещенного сообщества в России просто плюют. Причём не столько правители, сколько «рабы и льстецы». - Не слишком ли сгущаете краски? В стране Петра должно быть немало даровитых и честных людей. А проверить это можно опять же строками о Великом плотнике:
Не презирал страны родной: Он знал её предназначенье…
- В 80-90-е годы XX века, у нас о таком предназначении или забыли, или с пренебрежением от него отказались. Знают ли теперь? Вот в чем вопрос. - Я слышал, у вас поговаривают о евразийстве. - Евразийство, глубокочтимый Александр Сергеевич, это сейчас, в отличие от эпохи князя Николая Трубецкого (он предсказывал России колониальное будущее!) и Льва Николаевича Гумилева, по сути, - общее место, роль и предназначение страны до конца не разъясняющее. Да и как ещё это евразийство к делу приложат? Боюсь, как бы топориком «практического евразийства» не нарубили новых феодально-крепостнических княжеств, а сухой и пыльный остаток не развеяли по ветру... Разговор с Пушкиным можно было бы продолжать. Ведь на большинство из сегодняшних вопросов - существуют пушкинские ответы. Однако, вместо того, чтобы глубже вдуматься в стихи, прозу и статьи Пушкина – мы до ряби в глазах перебираем одежды его жены, список любовниц, соблазнительные подробности жизни и смерти. Но и здесь особых достижений в последние десятилетия не видно. Зато нам настырно вдалбливают в головы ряд инерционных мыслей о Пушкине. (Слово «мифы», в данном случае, отдаёт небрежностью, едва ли не издевательством). Часто говорят: Пушкин – бретер, задирака. Но Пушкина умышленно провоцировали на драку. Ему угрожали – он терпел. И угрозы - скрытые от Николая I, или открытые от клеветника и авантюриста Толстого «Американца» – были нешуточными. Дуэли Пушкина проистекали не от склочности характера - от острой боли. Скованный по рукам и ногам нелепыми условностями, был он в тогдашнем Петербурге, лакомым зрелищем. Как прыгучего чёрного пардуса, держали Пушкина в грязноватой клетке, на соломке, тыча пальцами в нос, зубоскаля! И здесь не сословная или социальная, а чисто человеческая ненависть к тому, кто проявляет не инстинкт стяжательства, - проявляет творческий инстинкт. «Трёхбунчужный паша», - звал Пушкина его будущий убийца Дантес. (Пушкин часто появлялся в обществе с женой и двумя её сестрами, но уж, конечно, без всякого бунчука, символа власти у турок). «Кривляния ярости» - наблюдала в нём Софья Карамзина. Пасквили на Пушкина – устные и письменные - в конце его жизни многим заменили «высокую» прозу, приобрели устойчивость нового великосветского жанра. Из Пушкина пытались сделать «пародийную личность» (термин Тынянова). Не удалось! Наоборот: сам облик его, от природы не слишком благообразный – становился всё одухотворенней. Еще натяжка: Пушкин – русский Дон-Жуан. Но любовный экстрим чаще был поведенческой маской. Иногда – грубым «овеществлением» поэзии. Это как раз женщины высшего круга были готовы на всё, лишь бы слиться в экстазе с «французской обезьяной», - как дружески прозвали Пушкина ещё друзья-лицеисты. - Так ли, Александр Сергеевич, обстояло дело у Вас с любовью? - Не совсем. Здесь скорее то, что по другому, правда, случаю я когда-то заметил: «С удовольствием мечтал я о трагедии без любви». И хотя это больше относится к сцене, - многолюбие стало, в конце концов, надоедать мне и в жизни… Новое недоразумение: Пушкин не умел обращаться с деньгами. Еще как умел! Письма его полны точных математических выкладок и расчетов. Дело тут в другом. Пушкин был намеренно поставлен в условия, при которых вынужден был тратить больше, чем зарабатывал литературным трудом, больше, чем получал из своих имений. Вот его письмо: «Вижу, что непременно мне нужно иметь 80.000 доходу. И буду их иметь. Не даром же пустился я в журнальную спекуляцию. А ведь… очищать русскую литературу, есть чистить нужники и зависеть от полиции». Считается, что Пушкин, был «афей». Однако духовный путь поэта ясно указывает на всё большее его приближение к истинным, а не мнимым ценностям христианства. Но путь этот был особый! Не сверху, с неба, а снизу, сквозь земную бестолочь и муть, двигался поэт по нему. Медленно, но уверенно шёл он по редчайшему пути: не поверхностного, а глубинного очищения красотой, взращения добра не в тепличных условиях - среди грехов и тягот мира. Наконец, по пути «одухотворённого окультуривания всех сфер жизни», о чём позже ясно и чётко написал Павел Флоренский. Пушкин двигался к особого рода состоянию души и тела, иногда встречающемся в обыденной жизни, и не слишком схожим с церковным. Мирская святость – вот, к чему вело Пушкина его высокое искусство! - И всё-таки, жизнь Ваша, Александр Сергеевич, далеко не икона. - Но вокруг значимых икон всегда выписывают «житие». В таком «житии» - я как рыба в воде. И верно. Пушкин не кумир. Не какой-то покрытый трескающейся позолотой персонаж далёкой средиземноморской истории. Он не нуждается в официозе и канонизации. И тот путь к особого рода народному (пусть иногда «лубочному») раю на земле, тот путь мирской святости, который ему не дали пройти в жизни, - Пушкин раз за разом проходит в нашем подсознании… А теперь о другой любви. К примеру, о любви Александра Сергеевича к декабристам. В молодости он им и верно: симпатизировал. Правда, с возрастом от принципов декабризма отходил всё дальше. Но не Пестель, а Пушкин - первый истинный демократ России! Независимая личность и освобождаемый от партийного и местнического рабства народ, а не тираны и их приспешники творят историю – от лирических од до «Истории Пугачёва» - в его произведениях, сгустивших нашу тогдашнюю и сегодняшнюю жизнь до крепости атомного ядра. Необходимость присутствия Пушкина, при начинающемся безреволюционном противоборстве с ново-назревающим российским рабством, снова подталкивает обратиться к нему: - В чём всё-таки загадка, вашего постоянного присутствия в нашей жизни? Некоторые говорят: глаза б мои этого Пушкина не видели! Уши бы его не слыхали!.. А всё равно перелистывают и перелистывают, пинают и тискают. - А вы попробуйте убрать из московского воздуха кислород. Что получится? - Ну а длительное воздействие на читателей, - как вам его-то удалось добиться? - Сам не знаю. Да вы почитайте мои вещицы детям: невинность всегда даёт правдивые ответы! Почитал. «Золотого петушка» и «Дубровского». Ответы семи-восьмилетних: - Пушкин не врёт! - Так красиво, что я заплакал. Тут начинает проясняться: именно Пушкин первым обрёл в России творческий стиль поведения. Творческая нефальшивая «манера поведения», а не муза - диктовала ему строку! Его проза? Продолжение его поступков. Его стихи? Венец неистовых, но искренних желаний. Словом, творил, как жил. А ведь и тогда и сейчас, жизнь многих и многих наших писателей – это, по существу, пародия на их собственные произведения! И последнее. Русский язык – как и некоторые другие языки – сверхстихия. Мощная биоэнергетическая среда. Русский язык: океан изначально предпосланных нашей истории - событий и возможностей. Ни Пётр, ни Екатерина, ни Павел, ни Ломоносов, ни Державин, ни Карамзин – не смогли раскрыть изначально заложенное в русском языке, - а значит и в русском мышлении – богатство дум, не смогли обнаружить и до конца понять невероятную обновляемость и гениальную доходчивость русского просторечия! Это сделал Пушкин. Тут его значение. Здесь должен был бы последовать феерический конец: Пушкин отдал жизнь за торжество русского языка и русской культуры. Но конец будет другим, неожиданным. Пушкин действительно отдал жизнь. Но не за царя. И даже не за литературу. Пушкин отдал жизнь за свою семью и доброе имя. Словно бы искупая грехи молодости, он пожертвовал собой, ради благополучия других. Он чувствовал: без такой человеческой жертвы нравственная и финансовая ситуация вокруг него и его родных разрешена быть не может. Как и предчувствовал Пушкин, после его смерти всё чудесным образом изменилось, как будто только этой смерти и ждали… Были уплачены долги. Сыновей определили в пажи. Дочерям – назначили пенсию. Вдова, нашла себе уравновешенного мужа-генерала. Поэта перестали поносить. Вместо слов: «Пушкин исписался», Чушкин и Хлопушкин - появились слова: «Солнце нашей поэзии…» Всё это наталкивает на неожиданную мысль: жизнь Пушкина была первой и лучшей русской новеллой, «замысленной» и написанной им самим! Новеллой о предначертаниях судьбы и о противостоянии её жестоким рамкам (Авраам боролся с ангелом, Пушкин с «безвоздушьем» чиновного Петербурга). Новеллой о лакействе и вольности, о новом и необычном для России сочетании чувственной любви и духовного опыта (сладостный, духотворящий эрос витает над пушкинскими листами)! Важно и то, что эта новелла жизни была создана одновременно и в пушкинском, и в общемировом ключе: со стремительным взлётом в начале; с «соколиным поворотом» - обращением к прозе - в середине; с неожиданно-ожидаемым, жёстким «пуантом» - дуэлью у Черной речки и неподтверждёнными, но вполне вероятными предсмертными словами: «Ах! пуля дура» - в конце. Вот уже 175 лет, как эта великая русская новелла – с будоражащими воображение стиховыми и «философическими» вставками – читается нами взахлёб.
Борис Евсеев
Впервые опубликовано на КомментарииCердечно благодарю Вас за внимательное и доброжелательное чтение, уважаемая Татьяна (к сожалению, не знаю Вашего отчества)! Ваши слова показались мне искренними и точными. Имея таких читателей, наша литература, обязательно достигнет новых высот! С пожеланием удач и благополучия - Борис Евсеев
...слов нет, потрясающе точно выбран тон эссе, замысел которого, его логика, оживлённая "вопросами и ответами" двух самостоятельно мыслящих людей, а также вся его энергетическая наполненность, внутренняя динамика... - приближают нас не только к интуитивному осознанию застарелых проблем российской действительности (умом-то её до сих пор не понять!), но и к разгадке жизненного и творческого подвига "Солнца нашей поэзии", кто впервые в отечественной истории ощутил и сумел передать на бумаге сверхстихию русского языка с "изначально заложенным в нём богатством дум... невероятной обновляемостью и гениальной доходчивостью русского просторечия!"
Спасибо Вам за добрые и проникновенные слова, уважаемая Любовь! О Пушкине, что ни скажи - всё будет мало...
Огромное спасибо за Ваше поистине блистательное эссе. Каждый пишет, как он дышит,и умирает, оказывается, тоже, - подумалось мне по завершении чтения. Только исправьте, пожалуйста, досадную опечатку: с ангелом боролся не Авраам, а его внук Яаков, после этого получивший от Вс-вышнего имя Исраэль. Ещё раз примите благодарность за Ваш замечательный труд.
Спасибо Вам на добром слове, уважаемая Тамара! Библейские уточнения мною уже давно сделаны, но в журнальной статье их так просто не поправишь. Остаётся надеяться, что Вы прочтёте "вычищенный" текст уже в книге эссе она, надеюсь, выйдет в конце этого года. Ещё раз от души благодарю Вас!
Жаль,что судьбе Александра Сергеевича потребовалось его убить,чтобы задохнуться от ужаса деяний бездарного,пошлого,равнодушного общества!Только это заставило взглянуть на мир его глазами,глазами гения
и понять всё величие и правду самого народного поэта. Спасибо,Борис Тимофеевич, за прекрасное эссе. Пушкин -явление многогранное, непознанное, необъяснимое.Величайшая тайна, загадка русской культуры, русской литературы, и, в то же время, - ключ к пониманию русской души, русской идентичности. "Пушкин - наше всё", лучше не скажешь.
Мне понравилось Ваше эссе, Борис Тимофеевич! Чувствуется,как много в Вашей жизни и творчестве Пушкина, как Вы разговариваете с ним, советуетесь, спорите... Почему -то думается, что "разговор с Пушкиным" -это не только удачный приём для эссе, а часто он происходит и Вашей жизни, по многим современным вопросам и проблемам. Эссе написано душой, глубоко, проникновенно,с огромной любовью и пиететом.Спасибо. Спасибо. Понравилась композиция, отсыл к ЯЗЫКУ РУССКОМУ - истиному кладезю, одновременно фантасмагорической круговерти СМЫСЛОВ, духа, звучаний. И сам Пушкин, его жизнь, творения... как будто он здесь, сейчас, рядом... Спасибо вам, Мастер по имени Борис.
This essay brought Pushkin to life for me. Thank you for this enlightening and expository work. I am sure that Pushkin himself would approve and be pleased, all these years after his death. Bravo.
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |
С уважением и благодарностью, Татьяна Устинова-Рафтопулу.