православный молодежный журнал |
КультураВ Климентовой базиликеГлава из книги Юрия Лощица “Кирилл и Мефодий"
Прощание с Философом вдруг напомнило события более чем годовой давности, когда Рим торжественно встречал братьев. Напомнило просто-таки исключительным вниманием, которое вновь проявлял Адриан II, — но теперь уже к проводам младшего из гостей-византийцев. Всё устройство отпевания апостолик взял на себя. Потребовал участвовать в прощании с новопреставленным не только подопечное ему духовенство, но и всех-всех римлян. Просьба прибыть касалась также священников и монахов греческого обряда, что немалым числом жили в городе. Агиогра- фы Кирилла приводят важную подробность события: Адриан повелел “со све- щами сшедшеся пети над ним (Кириллом. — Ю. Л.) и сотворити провождение ему, якоже и самому папежу”. Отпеть монаха-чужеземца, к тому же совсем недавно постриженного, отдав ему почести, достойные римских пап, — это что-то да значило! Мефодий и его спутники снова оказались на виду у всего города. Будто и не было перед тем нескольких месяцев тягостной остуды по отношению к ним со стороны придворных клириков. Улучив минуты для доверительного разговора, старший брат попросил у апостолика благословения на неблизкий путь в Вифинию: — Мать наша взяла с нас клятвенное обещание: кто бы первым из двоих ни отправился на Господний Суд, пусть второй брат перенесёт его прах в наш монастырь и там предаст земле. С участием выслушав Мефодия, папа отдал распоряжение своим гробовщикам: опустить тело усопшего в раку, приколотить её крышку железными гвоздями и так держать неделю, нужную для сборов в путь. Но тут у епископов римских возник свой довод: — По скольким бы землям ни ходил сей честной муж, но ведь Господь его к нам привёл. И у нас принял его душу. Значит, достойно ему у нас лежать, а не где-то ещё. На это расчувствовавшийся старец Адриан изрёк: — А если так, то за святость его и любовь повелеваю нарушить римский обычай и погрести его в гробу, что для меня самого вытесан, — в соборе святого апостола Петра! Видимо, этот жест апостолика показался всем окружающим даже слишком решительным. — Если уж вы меня не послушали, не отдали мне его, — ещё раз заговорил Мефодий, — и если вам моё предложение будет любо, то пусть положат его в церкви святого Климента, с мощами которого он и пришёл сюда. Мнение вифинского игумена своей мерностью как-то разом устроило всех. И вот настал день, когда в скромную базилику, алтарь которой год назад принял Климентовы мощи, притекло шествие с ещё одной ракой. Её уместили в тёсанный из камня гроб — по правую руку от алтаря. “Житие Кирилла” заканчивается словами о том, что в церкви “начаша тогда многа чюдеса бывати”, и римляне, видя их или слыша о них, с ещё большим почитанием и трепетом приходили сюда и вскоре же написали икону с его изображением и возжгли пред нею лампаду, светившую и днём, и в ночи. Так в стенах малой римской базилики началось местное почитание. И самые первые славянские молитвословия, обращённые к Кириллу, Мефодий и его спутники пропели именно здесь, хваля за всё Бога, “Тому бо есть слава и честь в векы. Аминь”.
Продолжение следует Предыдущая главка ← Вернуться к списку Оставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |