православный молодежный журнал |
Культура“Откуда есть пошла земля русская?”Акашев Ю. Д. Имя твое — рос (историкоэтнические корни русского народа). М., 2006.
Проблема происхождения Руси и её изначальной истории волнует как историков-профессионалов, так и любителей. В отечественной исторической науке уже в период её зарождения русский народ рассматривался как один из самых древнейших и имеющий изначально своё собственное имя. Однако, начиная с XVIII века, когда в российской науке и культуре тон стали задавать иностранцы, презирающие всё русское, постепенно утвердилось ложное представление о росах как о народе крайне отсталом, история которого начинается только со второй половины IX века, да и то благодаря норманнам, которые якобы дали русскому народу и государственность, и даже само название (этноним). Советские учёные довольно убедительно доказали несостоятельность “норманнской теории”, однако чётких ответов на вопрос “Откуду есть пошла Земля Русская?”, поставленный ещё русскими летописцами, они так и не смогли дать. Зато за рубежом появляются очень близкие по духу к “норманнской теории” идеи хазарского происхождения Руси, иранского, египетского, скифо-сарматского и др., которые, несмотря на их абсурдность, находят, к сожалению, поддержку у некоторых современных отечественных историков, упорно продолжающих отказывать русскому народу в праве на свои собственные историко-этнические корни и на свою древнейшую историю. Недостаточная изученность проблемы происхождения русского народа предоставляет благодатную почву для любителей всякого рода сенсаций и домыслов, не имеющих ничего общего с наукой, но пользующихся популярностью у определённой части читателей. Проблема используется теми авторами, которые в угоду определенным кругам стараются умалить значение исторической судьбы русского народа в его собственной и мировой истории. Монография “Имя твое — рос (историко-этнические корни русского народа)” написана серьёзным учёным, доктором исторических наук, специалистом по древней истории русского народа. Ю.Д.Акашев в 2000 г. блестяще защитил по этой проблеме докторскую диссертацию, которая получила высокую оценку Экспертного совета по историческим наукам Высшей аттестационной комиссии и была отмечена в числе наиболее удачных и интересных научных исследований последних лет. Исследователь опирается на обширный круг самых разнообразных источников. Он по крупицам собрал свидетельства о древнейших росах, содержащиеся в священных книгах, ранне- и позднесредневековых источниках, включая русские летописи, сочинения византийских, арабских, персидских, сирийских, польских, голландских и других авторов. Их анализ произведён на высоком профессиональном уровне. Автор не только приводит соответствующие фрагменты из этих источников, но, где это необходимо, производит их текстологический и лингвистический анализ, комментирует трактовку этих фрагментов различными учёными, всякий раз аргументируя своё согласие или несогласие с ними, и во многих случаях высказывает своё оригинальное суждение. В качестве источника очень активно используются данные славяно-русской мифологии, нашедшей воплощение в народных сказках, поверьях, обрядах, загадках, вышивке, деревянной резьбе, во многих народных обычаях и традициях. Причём Ю. Д. Акашев продемонстрировал не только хорошее знание русской мифологии, но и умение проникнуть в её глубинный, сакральный смысл и обнаружить в ней следы древнейшей истории русского народа. Заслуживает внимания обращение к священным книгам: Библии, Авесте, Ригведе, Корану. Насколько нам известно, эти книги в качестве источников по древнейшей истории русского народа в научных исследованиях используются впервые. Ещё один очень важный вид источников, которому исследователь придаёт огромное значение, — это данные языка. Для учёного, занимающегося проблемами этногенеза, очень важно знать историю языка, историческую грамматику, ориентироваться в теоретических проблемах языкознания и, главное, чувствовать язык. Ю. Д. Акашев, закончивший в своё время историко-филологический факультет и имеющий хорошую лингвистическую подготовку, на наш взгляд, всем этим владеет и умело пользуется. Ю. Д. Акашев предложил новый подход к изучению Руси изначальной: образование этносов относится к начальным этапам истории человечества. Такой подход позволяет начинать историю русского народа с его историкоэтнических корней, уходящих в глубины общеиндоевропейской эпохи. Основополагающие признаки этноса складываются у росов задолго до распада индоевропейской семьи, в длительный период их близости к древним арьям. В то время начинается формирование самосознания предков русского народа, которое определяет особенности русского стиля мышления и характера, того, что принято называть “загадочной русской душой”. Данные компаративистики и палеолингвистики позволяют также утверждать, что и этноним росы является не заимствованным из других языков, а древним самоназванием, закрепившимся за нашими предками предположительно во II тысячелетии до н. э. Это слово сохранилось не только в русском языке, но и в санскрите — одном из древнейших языков индоевропейской семьи. Но если в санскрите слово “гадГ сохранило значение просто большого количества людей, то в языке росов уже после ухода арьев из Восточной Европы оно приобрело значение этнонима: росы — это “свои люди”, живущие на своей древней земле, это — “мы” (в отличие от “не мы”, “чужие”). Глубокая древность росов подтверждается и удивительным сходством русского языка с санскритом, особенно древнейших слоев его лексики, относящейся к эпохе формирования семьи и рода, а также местоимений, слов, обозначающих действие или состояние, явления природы и т. д. Поскольку санскрит является языком древних арьев, отмеченное явление свидетельствует о длительном соседстве этих двух народов, что могло иметь место в эпоху, предшествующую уходу последних из Восточной Европы, то есть до конца III - начала II тысячелетия до н. э. Таким образом, можно утверждать, что этногенез древних росов протекал одновременно с этногенезом древних арьев и историко-этнические корни русского народа уходят в глубь тысячелетий. Проанализировав целый ряд письменных источников, в том числе и некоторые священные книги, автор пришёл к выводу, что древнейшие росы были известны среди других народов древнего мира и играли определённую роль в их истории. И именно поэтому их имя оказалось зафиксированным в этнографической таблице Книги Бытия — Первой книги Моисеевой из Ветхого завета. Текстологический анализ этой таблицы, наблюдения над особенностями древнееврейского письма позволяют утверждать, что имя народа Рос здесь употреблено по отношению к младшему сыну Иафета — третьего сына Ноя, в форме вирас (Тирас, Тирос), в которой начальный элемент ти- (ви-) является древнерусским указательным местоимением (по типу летописного “ти Словене”),сросшимся с этнонимом Рос (Рас). Имя народа Рос (в форме Рош) называет и пророк Иезекииль, живший в VI в. до н. э., книга которого также вошла в состав Библии. В том, что это слово в книге пророка означает имя народа Рос (а не “голова” или “глава”, как оно переведено в Вульгате), убеждают те факты, что в переводе Библии на греческий язык, осуществлённом семью веками раньше Вульгаты, оно писалось как этноним РШ и в более поздних средневековых источниках ассоциировалось с русским народом. Идентичным библейскому имени Рос (Тирас, Рош) является и этноним ар-Расс, упоминаемый в Коране среди древнейших народов, которых жестоко покарал Аллах. Сообщения о древнейших росах встречаются также и у позднеантичных и средневековых авторов (как европейских, так и восточных). Вполне возможно, что роксоланы (светлые аланы), которые упоминаются древними источниками, были частью росов, увлечённых потоком арьев на юг и давших начало Приазовско-Причерноморской Руси. Византийские авторы, сообщавшие о нападении росов на Византию в V и IX вв., видели в этом осуществление пророчества Иезекииля о народе Рос (Рош). Древнейшие росы формировались из тех охотников, которые ещё в каменном веке медленно продвигались на север вслед за дикими животными, увлекаемые последним отступающим ледником. Трудности освоения новых территорий, изменившиеся методы охоты, новая природно-климатическая среда, столкновения с чужаками — всё это приводило к перестройке сознания первобытного человека, разграничению мира людей на своих и чужих, формированию этнически специфических символов. Санскрит донёс до нас древнее название этой территории — “газП ” (в русском варианте — “Роса”, “Росия”), которую древние росы считали своей материнской землёй. Время проживания древних росов по соседству с предками арьев, время их наиболее тесных контактов и взаимовлияния совпадают с их расселением по территории восточноевропейского Севера в период климатического оптимума (примерно с 4000 г. до н. э. до 2700 г. до н. э.). По прошествии этого теплового периода и с наступлением резкого похолодания начинается массовый отток индоевропейцев с Европейского Севера. И в это время происходит ещё более широкое расселение древнейших росов по Восточной и Средней Европе. Расселение древнейших росов по обширной европейской территории, соприкосновение и столкновения с иноязычными народами, а зачастую и жизнь в иноязычном окружении обусловили появление этнического термина “словене”, образованного от лексемы “слово” и нёсшего в себе семантическую нагрузку со значением “единословники”, “говорящие на одном языке”, “понимающие друг друга”. Своё более древнее видовое имя Росы/Русы, о своих русских корнях долгое время знали и помнили и остальные славяне. Этот факт, например, отражён в “Хронике” польского историка XVI в. М. Стрыйковского, который всех древних славян именовал “русацами”, или “русскими славянскими народами”. Это подтверждают и многочисленные данные топонимики и этнонимики. В монографии в самом общем виде представлена модель расселения древнейших росов, которая позволяет найти ключ к ответу на многие вопросы и, в частности, на такие, как причины разнообразия физических типов среди не только всех славян, но и конкретно русского народа; причины многообразия археологических культур, условно определяемых как славянские древности; существование Азовско-Причерноморской Руси, Руси Прибалтийской, Карпатской, Дунайской и др. Внимательное прочтение русских летописей (Лаврентьевской, Густинской, Иоакимовской, Псковской 1-й, Софийской 1-й, Воскресенской и др.), изучение легенд, данных ономастики, геральдики, антропологии, сравнительного языкознания позволяют с твёрдой уверенностью заявить, что “варяги-русь”, о которых идёт речь в русских летописях, — это славяно-росы, жившие вдоль южного побережья Балтийского моря; что рассказ о призвании на княжение в Новгородскую землю в 862 г. Рюрика и его братьев не есть выдумка летописца, а он основан на вполне реальных исторических событиях; что имена Синеуса и Трувора вовсе не следствие неверного перевода летописцем шведских слов, но они являются русскими эпитетными именами. Ю. Д. Акашев экспериментальным путём подтвердил идею о существовании у древних росов своей оригинальной древнейшей письменности. Содержащийся в монографии Ю. Д. Акашева теоретический и конкретно-исторический материал, выводы учёного отодвигают хронологические рамки традиционных научных описаний древнейшей русской истории в глубь тысячелетий, открывая новую область исследования. Разумеется, настоящее исследование ни в коей мере не претендует на исчерпывающие ответы на многие вопросы, возникающие в связи с проблемой происхождения русского народа. Но хотелось бы, чтобы оно помогло изменить отношение исторической науки к началу Руси, её истокам и утвердить мнение о русском народе как одном из древнейших, имеющем право не только на свою историю раннего средневековья, но и историю древнего мира. Думается, что монография “Имя твоё — рос (историко-этнические корни русского народа)” будет с интересом встречена и специалистами, и всеми любителями русской истории.
Юрий Огородников, доктор филологических наук
Впервые опубликовано в журнале «Наш современник» ← Вернуться к спискуОставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |