Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Давайте обсудим

Портят ли деньги детей?


В каком возрасте ребенка «знакомить» с деньгами? Давать ли карманные деньги? Можно ли платить за какой-то домашний труд? На вопросы отвечает протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник», отец девятерых детей.

 

 

 

Главная проблема, что ребенок не знает цену деньгам, не понимает, что это такое. Но при этом потребительскую цену денег он понимает очень быстро и рано.

Здесь есть несколько разных, параллельно существующих моментов. С одной стороны, хотелось бы, чтобы ребенок как можно дольше вообще не думал о деньгах, чтобы этот мир не существовал для него. Хорошо бы, чтобы ребенок был не очень прагматичным.

С другой стороны, мы понимаем, что ребенка надо вводить во взрослую жизнь. И нужно учить его, в том числе, и тратить деньги. На каком-то этапе мы не можем учить его зарабатывать.

С третьей стороны, ребенок находится в коллективе, например, в школьном. И если все одноклассники пошли в буфет, а ребенок не может себе этого позволить, поскольку в кармане нет 20 рублей, это способно поставить его в особое положение в коллективе. Этого не хотелось бы допускать.

Поэтому со школьного возраста ребенок может иметь какие-то карманные деньги. Он должен понимать, сколько ему будет дано денег, в каких ситуациях: на буфет, на поездки он вполне может деньги получить.

Есть еще одна ситуация: сейчас большинство детей настолько напичкано игрушками, всякими полезными вещами, что сложно, собираясь на день рождения к ребенку, получить от родителей четкий ответ, а чтобы ему подарить. Часто родственники дарят деньги.

И у ребенка появляются деньги, которыми он так или иначе волен распоряжаться. Я считаю, что если ребенок еще не подросток, ему не 14–15 лет, то эти деньги должны храниться у родителей. Он не должен над ними чахнуть, копить их, пересчитывать. Вместе с родителями вполне можно решить, на что можно эти деньги потратить.

Ребенок постепенно должен входить в мир денежных отношений. У меня сын учится в четвертом классе и у них один из параграфов в учебнике по Окружающему миру так и назывался – «Бюджет семьи». Дети изучали, из чего складывается доход, из чего складывается расход.

И это не должно быть абстрактно-теоретическим знанием. Вот есть папина зарплата, бабушкина пенсия, есть стипендия брата или сестры. А какие есть расходы? Есть квартплата, еще что-то. И ребенку можно объяснять какие-то вещи: «Смотри, у нас столько-то денег уходит на квартплату. Вот столько-то мама и папа тратят на магазин. Вот столько у нас остается».

Если ребенок говорит: «А я хочу купить то-то, почему у нас нет какой-то дорогой вещи?» Родитель может предложить: «Давай попробуем, как нам выкроить эти деньги. Давай мы какое-то время не будем есть эту вкусную еду, а будем есть более простую». Если ребенок согласен, у него есть прекрасный шанс понять цену деньгам. Если ты хочешь что-то купить, ты должен от чего-то отказаться.

Ребенок ни в коем случае не должен сорить деньгами. А входить в мир денег он обязан. Но желательно это делать мягко.

 

 

Когда можно давать зарабатывать

 

Мне кажется, давать зарабатывать ребенку можно. И это можно делать в достаточно раннем возрасте.

Бывает, что ребенок категорически не хочет учиться и его можно как-то стимулировать. В принципе, можно стимулировать деньгами. Не какими-то там серьезными деньгами, конечно. Как говорит детская психология, отложенные деньги в этой ситуации не работают. Бесполезно говорить: «Если ты будешь хорошо учиться и закончишь год без троек, то мы тебе подарим новый компьютер. Или, например, ролики. Или велосипед».

Ребенок это не почувствует, не сможет понять. А вот сказать: если ты сейчас сделаешь уроки, ты сможешь поиграть во что-то, пойти погулять. В том числе, в систему поощрений можно включать деньги. Например: «Завтра ты получишь дополнительные двадцать рублей на буфет». Если это является стимулом, безусловно, можно его использовать.

Мы понимаем, что крайне желательно, чтобы ребенок учился не ради отметки, а ради знаний. Но некоторые дети не готовы учиться ради знаний, им необходимы какие-то стимулирующие вещи. Как меньшее зло, против того, чтобы он вообще не учился.

Подростку вполне можно давать возможность заработать, я считаю, ничего страшного в этом нет. С 12–13 лет ребенок может участвовать в каких-то сезонных работах. Я помню, мы ездили в школе еще в советское время на виноградники, в колхозе подрабатывали. Это нормально, если у ребенка есть возможность приобщиться к какой-то трудовой деятельности и получить за это деньги.

Наши соседи по даче, у которых двое детей, мальчики и девочка 13 и 14 лет, договорились с ними, что они сделают забор из штакетника. Папа вкопал столбы, а они «пришивали» вертикальные штакетины. За какое-то денежное вознаграждение.

Вместо того, чтобы гулять, загорать на речке, они работали на своем собственном участке. Иначе он их заставить не мог, но считал, что очень полезно и важно, чтобы они поработали, да еще и денег заработали. По-моему, вполне допустимая ситуация.

Ребенок не обязан делать забор. Четырнадцатилетний подросток вполне это понимает. Конечно, лучше без денег. Если можно за интерес, за общение с отцом… Прекрасно, когда у ребенка есть жажда знаний, прекрасно, когда у ребенка в руках «горит» молоток… Но так не всегда бывает. Иногда альтернатива такая: или я дам ребенку возможность что-то заработать или он будет непонятно где гулять и не известно, чем заниматься.

Кроме того, устроить отношения чистого коммунизма в семье удается очень немногим семьям, когда от каждого – по способностям, каждому – по потребностям. Так формулировался принцип коммунистического бытия, в жизни никогда не реализованный.

Мы в семьях пытаемся реализовывать тот же принцип, чтобы они по способностям что-то делали, а мы бы им по потребностям что-то обеспечивали. Но это не всегда возможно. Я действительно не могу к каждому новому сезону каждому своему ребенку купить новый велосипед. Да это и не всегда нужно.

Хочет ребенок чего-то дополнительного? Пусть заработает! Дополнительный воспитательный стимул, когда ребенок понимает, что что-то можно заработать. А не просто оно с неба валится. Особенно это касается подростков.

Для них это важно понимать, что что-то можно заработать. Пусть даже у собственных родителей.

 

 

 

Распределение финансов

 

Дети – все очень разные. Есть – жадины, куркули от природы, а есть абсолютные бессребреники. Очень разная может быть воспитательная политика: того, кто «бессребреник», можно учить считать деньги, «куркуля» важно учить делиться. В этой разности заложены разные возможности, разные таланты. Каждый из них может быть обращен как во благо, так и во зло.

Вспомним роман Достоевского «Подросток», где главный герой поставил перед собой цель, отказываясь от обедов, стать миллионером, накопив за определенное время какую-то сумму денег. Плохо это или хорошо? (Я уже не про Достоевского, а про сам факт). С одной стороны – хорошо: ребенок, подросток, молодой человек готов поставить перед собой какую-то цель, к ней идти. Это здорово.

С другой стороны – какая-то особенная прижимистость, готовность считать каждую копейку: насколько это считается по-настоящему христианской чертой характера?

Это всегда требует ситуативной оценки. Что немцу смерть, то русскому здорово. Что одному ребенку хорошо и полезно, другому может оказаться вредно.

Деньги сами по себе не зло. Учиться распоряжаться деньгами ребенок обязан, и родители обязаны его учить, приучать к этому миру, в котором деньги являются кровью экономики. Если ребенок не будет понимать, что это такое, он не сможет нормально вписаться в окружающую действительность. Если только мы изначально не готовим к монашеской жизни.

В русской православной купеческой семье ребенка со среднего школьного, если не дошкольного ставили за прилавок, учили считать деньги и так далее. Как крестьянина ставили пасти гусей, копать или выдирать сорняки.

К тому, с чем ты будешь сталкиваться в реальной взрослой жизни, ты должен привыкать с детства.

Мы живем в этой реальности, где деньги важны. И научить правильно к ним относиться – очень важно. Это можно сделать только на практике.

 

Записала Оксана Головко

Видео: Виктор Аромштам



Источник: Правмир

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru