Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Давайте обсудим

Очень личное

 

Здравствуй!

Когда ты спросила меня, что я думаю о сексе, моим первым желанием было отложить свой ответ и вообще подобные разговоры на возможно более долгий срок. Но, оглядываясь на окружающую нас реальность, буквально нашпигованную «сексуальными» намеками, я думаю, что христиане время от времени все-таки должны гласно и развернуто формулировать мнение даже по таким скользким вопросам. Другое дело, что мое мнение может удивить тебя. Я считаю, что это прежде всего культурное явление. Точнее, культурный психоз. Такое же, как «шопинг», «сетевая жизнь», музыкальное «фанатство», экстремальные виды спорта или азартные игры. Все это – разрешенные наркотики современного человека, которые заполняют его душу в гораздо большей степени, чем требуется телу.

Никто не спорит с тем, что человеку присущи некоторые естественные потребности, полностью игнорировать которые было бы глупо, да и опасно. Никто ведь не ходит совсем без одежды. Но мало кто из нынешних обеспеченных молодых людей в состоянии объяснить, зачем ему столько тряпок. Для чего нужны, к примеру, «актуальное» платье, все в обшитых кружевами дырах, или зимняя куртка, подол которой заканчивается почти под мышками? На что нам зимой две пары «навороченных» летних шлепанцев по запредельно высокой «цене одной»? Принято утверждать, что гардероб (а также стол, сексуальный опыт, музыкальный вкус и т. д.) современного человека должен быть разнообразен. Но кому же и за что мы выплачиваем этот «долг»?

Секс – это миф

Вернее, один из самых сильных мифов эпохи глобального потребительства. Я очень долго искал нужное имя, универсальное слово. Тут очень много моментов. Вот лишь некоторые из них.

1. «Мечта», то есть то, к чему стремятся, то, что имеет значение только во время движения и часто теряет смысл после прихода в желанную точку. Подобное состояние характерно, например, для интернет-зависимых людей, пик нервного напряжения которых приходится на моменты поиска и открытия очередных сайтов. Когда же запрошенная информация оказывается полностью доступной, они зачастую теряют к ней всякий интерес.

2. «Мираж», то есть то, что ты можешь видеть (на афишах, в журналах, в кино и т. д.), но чего самого по себе нет и никогда не было РЕАЛЬНО, так как то, что ты видишь, создано трудом множества людей, оставшихся за кадром. В реальность эти картины могут быть воплощены лишь при условии, что всю их бригаду привлекут снова. Но тогда это уже будет не свободная жизнь, а стандартный процесс с работой и зарплатой.

3. «Отражение», то есть нечто, что ты готов отождествить с собой или с кем-то, но на самом деле оно живет совершенно другой, хотя и зависимой от реального объекта жизнью. Пример: небо в луже или рекламный ролик мастеров экстрима, мысленно прокручивающийся в голове каждого начинающего серфингиста или сноубордиста. Они не столько скользят по склону, сколько примеряют на себя чужой образ, играют роль.

4. «Обещание», или, проще говоря, «реклама». Тебе так или иначе, чаще всего через зрение, сообщают, что, заполучив что-то, «ты станешь...», или «ты будешь...», или «ты испытаешь...» (такова, между прочим, не только телереклама, но и большая часть современной женской одежды, кроме, может быть, рабочей и зимней, еще хоть как-то хранящей былое функциональное назначение; интересно, задумываются ли над этим девушки?). Фокус даже не в том, что ты в итоге, скорее всего, получишь ненужное или не получишь ничего. Просто чем дальше, тем больше реклама становится дороже, изощреннее и в конце концов качественнее и содержательнее «продукта».

5. «Символ». Та же реклама, но более глубокая. Возможность путем одного выразить совсем другое, часто даже более важное. К примеру: «Если ты «водишь новый БМВ, то ты...» Вставить можно все что угодно, важно понять, что большинство таких утверждений неочевидны. Человек, сделавший себе прическу, «как у звезды», в лучшем случае станет клоном или карикатурой, но уж никак не «звездой».

6. «Игра», то есть форма сознательного отражения, имитации реальности. В игре можно участвовать, а можно и наблюдать за ней. К ней можно допускать и не допускать. Можно дисквалифицировать игроков и т. д. Главное в игре – соответствовать «роли», чувствовать «партнеров» (вот откуда берется это слово!) и соблюдать «правила». То, что мужчина (чего бы он ни хотел на самом деле) должен вести себя «как мужик», – еще не самое неприятное. Он должен еще догадаться, что именно имеется в виду под «мужским поведением» в данном конкретном случае, дать понять «партнерше», что она тоже вполне соответствует своей роли, и разыграть очередную партию как можно правильнее и виртуознее. Постель превращается в шахматную доску или футбольное поле. Да что постель, игра часто идет с первых же дней. Чуть зазеваешься, расслабишься, и тебе уже свистят. Люди украдкой покупают учебники и учат правила, а потом трясутся, как перед зачетом: «Сдам? Не сдам?» Причем часто трясутся обе стороны. Какая-то дьявольская выдумка – заставить самых близких людей в самые интимные моменты судить и контролировать друг друга! Впрочем, как показывает практика, дело здесь не ограничивается интимными моментами. Супругов учат «проводить досуг с детьми», «относиться к родне», «правильно ссориться» и т. д. Так современная «нормальная семья» тоже становится игрой.

7. «Обряд». Священная игра, то есть некий магический ключ к иной реальности (не всегда высшей), участвуя в котором, ты особым способом входишь в некое «тайное пространство». Кстати, если этим аспектом увлечься сознательно (какие-нибудь шаманские или тантрические практики), можно быстро свихнуться. Но еще больше людей выполняют обряды (к примеру, дарят «валентинки») полубессознательно, из «общественной солидарности», чтобы быть, «как все нормальные люди». Это «как все» – тоже, кстати, миф, особенно с тех пор, как мы стали бессознательно равняться в своем поведении на телевидение и другие формы поп-культуры.

8. «Традиция». Частично совпадает с «обрядом», но добавляет к нему еще историческое признание масс. Однако традиция всегда тесно связана с конкретной культурой. То, что нормально в Голландии, неприлично в Китае, и наоборот. Наша же традиционная русская культура сегодня находится в глубоком кризисе. Очень многие ее элементы, в том числе «сексуальные», просто потеряны. Недавно меня пригласили на концерт в Кремле, где я в очередной раз наблюдал «народные» пляски накрашенных девушек в кокошниках и мини-юбках с национальным орнаментом. Хореография включала в себя элементы и хоровода, и рок-н-ролла, положенных на блюзовую обработку песни про березку. При этом в зале сидели священники. Этот дикий винегрет, вероятно, и называется «терпимостью»?

Миф самодостаточен и непобедим. Единственное, чего он не выдерживает, это вопрос «Зачем?». Миф привык, что ему доверяют.

Тут нужно пояснить еще два момента.

9. Секс культивирует жажду.

То есть, обещая удовлетворение, современная помешанная на неограниченном потреблении культура в самом деле ориентируется и ориентирует человека на вечный поиск. Делает она это, надо сказать, виртуозно. Ведь большинство людей не такие уж половые гиганты, им дорога стабильность, они не склонны к пустому риску и т. п. Этим людям предлагается неустанно искать «новое в привычном». То есть ареной их поиска, утоления их потребительского голода должен стать «постоянный партнер». Какое-то время он выдерживает, а потом оба пускаются во все тяжкие.

Для меня стало открытием также то, что, принуждая людей к поиску, похоть, собственно, питается не столько удовлетворением, сколько тем, что с ним связано, тем, что возникает вокруг него. Как и в случае с рекламой, «соблазнение», «прелюдия», то есть «подача», подход к непосредственному контакту, разрастаются беспредельно. Если разговоры «о сексе», «сексуальное просвещение», разные программы и книги, те же бесконечные заигрывания, в конце концов, занимают в жизни людей гораздо большее место, чем непосредственные контакты, то почему бы не предположить, что и «секс» – это не само содержание физических отношений между людьми, а лишь форма подачи. Форма громоздкая, неудобная и весьма деспотичная.

Православие принято ругать за ханжество, но никакие ханжи не залезали в постель к людям так глубоко, как это делает современная «сексуальная культура». Они не предписывали, что и как им там делать. Снятые сегодня запреты, скорее всего, были нужны не столько религии, сколько самому человеку. Чтобы похоть его не съела.

10. Секс никогда не бывает бесплатным.

Это ОЧЕНЬ важно! Рыночный фундамент современной массовой культуры дает человеку ложную надежду, что за «интим» платят только лохи и импотенты, а «умелый и опытный» найдет себе пару даром. Это неправда. Дело даже не в плате за пособия, шампанское и контрацептивы. Никто никогда не скажет, сколько, а главное, ЧТО человек отдал за свой «опыт», каким бы путем он его ни получил. Как минимум, непосредственность и доброжелательную открытость в отношениях с людьми. Но, может быть, и... ДУШУ. Ведь для того, чтобы только включиться в игру, нужно перебороть в себе столько «комплексов», что поневоле задумаешься: а кем же ты станешь в конце? Ясно, что не совсем собой, но, может быть, и не совсем человеком?

 

Стоит еще раз подчеркнуть, что созревание нашего поколения произошло в обществе, которое поставило телегу впереди лошади, «секс» впереди непосредственных отношений. Сознание человека теперь обрабатывается определенным образом еще до того (а иногда даже и вместо того), как потребности просыпаются в теле. Причем занимается этим совершенно определенная индустрия. Кстати, так было не всегда. До тебя дошла, наверное, фраза «В СССР секса нет» – я ее лично слышал году в 1988 на одном из первых познеровских телемостов с Америкой. Так вот, это совершенно верная и простая мысль, несмотря на то, что в определенных кругах ее до сих пор не устают высмеивать. В Советском Союзе (а тем более, до революции) вся эта сфера жила ИНАЧЕ. Отношение к ней в целом было ИНЫМ, понимаешь? А детей рождалось даже больше, чем сейчас. И они были здоровее. Кстати, мы с тобой (хотя бы по дате рождения) еще более или менее причастны к тому обществу, к тем типам отношений. Поэтому мы с таким трудом входим в сегодняшнюю «норму».

Но наше сознание уже серьезно задето. В этом вся проблема. Мы получили слишком много прямой и косвенной информации об интимных отношениях прежде, чем стали в них нуждаться. Большинство из нас изначально почти всегда хотело бы вести себя иначе, чем диктует нам мода. Но мир день за днем требует от нас именно стандартного «мужского»/«женского» поведения.

Теперь о том, для чего я все это написал.

Я считаю, что мы с тобой (как, впрочем, и большинство наших сверстников) опалены дыханием этого смрадного болота. Подчеркнутая сухость моих формулировок не должна тебя обманывать. Мы стоим пред лицом величайшего соблазна современности. Более тонкого, жестокого и массового, чем любой «фашизм».

Я сколько мог пытался уйти от прямых путей вползания в это болото, долго не понимая, а потом уже и не желая понять, что кривые пути (искажения) также заложены в схеме игры. Более того, их гораздо больше. То есть мы имеем дело с ситуацией, которую практически невозможно обойти.

Остается единственная возможность – прорваться сквозь это инобытие. К бытию. К реальности. К чистоте, которая не презирает грязь постольку, поскольку вообще перестает в ней нуждаться. Даже в качестве точки сравнения. Я полагаю, что такая чистота может быть и взаимной. Но взаимным должно быть прежде всего ее желание, а еще готовность идти на жертвы. Друг другу, а не условностям мифа.

Об этом письме не знает никто. Я еще ни с кем не обсуждал свои взгляды так откровенно и комплексно. Пожалуйста, не обсуждай его с подругами или с кем-то еще. Дело даже не в интимности темы. Просто тебе наверняка с ходу найдут какие-то расхожие классические возражения-«отмазки» на этот счет. А я хочу, чтобы ты обдумала все сама.

Надеюсь, что наша откровенность будет плодотворной, а не разрушительной.

Жду, может быть, и не скорого, но серьезного ответа.

Твой NN

 

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru