православный молодежный журнал |
История и мы“Христолюбивый, тихий и милостивый”
Так уважительно писал о великом князе Московском Иване Ивановиче Красном (1353-1359), родившемся 30 марта 1326 года, летописец. Великое княжение ему досталось после его брата — великого князя Симеона Гордого, который скончался вместе с двумя своими сыновьями (четверо других детей умерли ещё совсем юными) от чёрной смерти (моровой язвы — чумы). Я вынужден сделать небольшое отступление, которое вроде бы уводит в сторону от судьбы Ивана Ивановича Красного (он родился в церковный праздник — на Красную горку. — А. П.), а на самом деле многое объясняет в истории становления Московского государства. Думая о зыбкости человеческого существования и промыслительности обстоятельств жизни конкретных людей и целых стран, начинаешь понимать, что книга наших судеб листается на небесах, и действительно ни один волосок не падает с головы человека без попущения Божьего, а пути Господни и впрямь неисповедимы, то есть мы не можем предвидеть, предведать, познать их. Невозможно было и предположить, зная о вражде Твери с Москвой, что деятельный, но всё же бездетный Симеон, осчастливленный потомством только в третьем браке (не одобряемом Церковью), именно с Марией, дочерью Александра Михайловича Тверского, казнённого в Орде, несчастного соперника его отца, Ивана Калиты, будет иметь дочь (вышедшую замуж за младшего брата Александра за Василия Михайловича) и шесть сыновей. И все шестеро умрут во младенчестве. Сам же великий князь, борясь со смертельной болезнью, будет диктовать братьям свою последнюю волю, с которой читатель уже познакомился выше. Не случайно писал об этом Симеон Иванович. Он видел, как наследники его уходили один за другим. И прямая линия его пресеклась. Возможно, он понимал, что и брат его Иван недолговечен, как братья: Даниил, умерший юным, и Андрей, сгоревший, как свеча, от чумы в том же 1353 году. А свеча их рода зависела теперь только от детей Ивана: Дмитрия и Ивана. А если что случится с ними, то погибнет и великая идея отца их — идея о Москве, собирательнице земель русских в единое целое. Заглядывая вперёд, скажем, что как из пятерых (возможно, семерых. — А. П.) сыновей Даниила Московского плодоносным было только древо Ивана Даниловича, так от Калиты (а это четверо сыновей и шестеро дочерей) по мужской линии продолжателями его рода были только сын Ивана II Дмитрий да Владимир, сын Алексея, которые стали героями Куликовской битвы, и народом наречены были за храбрость и мужество Донскими. И уж совсем невероятным, даже фантастическим показалось бы предположение о том, что кровь двоюродных братьев, русских витязей, когда-либо соединится в одно целое и явит миру правнука их — одного из выдающихся русских государственных деятелей, равного умом и доблестью своему предку — Св. Александру Невскому, — осуществившему мечту его о полной независимости Руси и заслуженно названного не только Иваном Великим, но Иваном Правосудом. Тоненькая ниточка, на которой висело таинственное предопределение русской нации, могла оборваться в связи со смертью Ивана Красного, во время младенчества его девятилетнего сына Дмитрия. А этого, видно, не могли допустить ни Богородица, покровительница Руси, ни Св. Александр Невский, тогда ещё не причисленный Церковью к лику святых, но уже своими небесными трудами защищавший и русскую землю, и своих потомков. И был, был их вестник среди русских людей, осуществлявший их предначертания на земле. Вне сомнения, умён был Симеон Иванович и догадывался о многом, ибо недаром же в завещании вспоминает он владыку Алексия, называя его “отцом нашим”. В год смерти Ивана Даниловича сорокадвухлетний епископ Владимирский Алексий стал митрополичьим наместником. О будущем Руси можно было не волноваться — великий ум начал свою плодотворную работу по созданию Российского государства. Симеон Иванович во всех своих начинаниях всегда чувствовал поддержку владыки Алексия, советовался с ним, получая заряд мощной энергии. Престарелый митрополит Феогност и не мечтал о лучшем преемнике для Русской Православной Церкви. В 1354 году в чине митрополита Киевского и всея Руси Алексий вернулся из Константинополя в Москву, и началось его двадцатипятилетнее служение Богу и России. Иван Иванович в марте того же года стал великим князем владимирским и московским. В споре с князем суздальским Константином Васильевичем хан Джанибек держал сторону московского князя. Ему нравились, как и отцу его Узбеку, уравновешенные, богатые московские князья, которые умели постоять за себя, но в драку зряшную не ввязывались. Не обладая сильным характером Симеона, великий князь умел терпением и незлобивостью своей свести противоборство к мирному разрешению. Так, полтора года длился новгородский конфликт, но перемирие было заключено взаимоуважительное. Сумел он в итоге замириться и со своим соперником за великокняжеский титул — суздальским князем Константином Васильевичем. Известен и такой факт: когда Иван Иванович был ещё в Орде, на Лопас- ню (ею владел Владимир, малолетний сын только что умершего Андрея Ивановича) напал молодой рязанский князь Олег и овладел городом, захватив в плен московского наместника. Но и тогда Иван Красный не довёл дело до объявления войны и решил всё миром. Впрочем, великий князь мог проявить и характер. Так, когда после убийства хана Джанибека, который был добр к христианам, в Орде воцарился его сын Бердибек, пожелавший разграничить земли между рязанским и московским княжествами, и прислал в 1358 году для этого сына своего царевича Ма- мат-Ходжу с войском, то Иван II не пустил ордынский отряд на свою территорию. Такое открытое неповиновение было первым в истории взаимоотношений Орды и московских князей. И что удивительно: никакого наказания не последовало. Возможно, потому, что в Орде началась великая междоусобица, борьба за ханскую власть. Воинственный Ольгерд часто тревожил московские, смоленские и брянские границы. В 1356 году он захватил Ржев (Ржева). Иван Красный в 1358 году, вскоре после возвращения из Орды, где получил великокняжеский ярлык от Бердибека, снарядил войско можайское и тверское для возврата города. Этот поход был удачным, и Ржев был возвращён. Таковой дерзости не простил, судя по всему, великий князь литовский. И когда прибыл в том же году в Киев митрополит Киевский и всея Руси Алексий для исполнения своих владыческих обязанностей перед православными, Ольгерд велел схватить его и бросить в тюрьму, “полонил его спутников, может быть, и убил бы его тайно...”. Мы уже писали выше о том, что великий литовский князь, владевший Киевом и чувствовавший себя наследником киевского престола, добился от Константинопольского Патриарха отдельной митрополии для православных верующих. Но этого ему показалось мало, и он потребовал для митрополита Романа ещё и титула митрополита Киевского. Москве, естественно, не захотелось прерывать вековые традиции и разделять единое духовное пространство. И всё-таки Константинопольский Патриарх оставил Алексия (в 1356 году) митрополитом Киевским и всея Руси, а литовского иерарха велел именовать митрополитом Малой Руси без Киева. Вот почему два года спустя последовало такое жестокое обращение с духовным наставником православных. К счастью, Алексию, не без помощи доброхотов, удалось тайно уйти из заключения. Вернулся в Москву митрополит Алексий уже в 1360 году, когда началась ордынская замятия — чехарда со сменой ханов. В этом же году Ольгерд, который был самолюбив и не привык отдавать завоеванные города, захватил снова Ржев, но это было уже после смерти великого князя. Скончался Иван Красный 13 ноября 1359 года и оставил сиротами двух малолетних сыновей Дмитрия и Ивана и дочь Анну. И оставил сиротливым Московское княжество. Но к счастью, как пишет историк Николай Устрялов, “ещё не совсем погибли плоды Иоанна Даниловича: умные бояре, воспитанные в его школе, руководили сыном, следуя указанию великого и мудрого святителя, митрополита Алексия, который духовною властью смирял крамольников тем успешнее, что сам он пользовался особенной милостью хана. (Он вылечил молитвой и лампадным маслом от болезни глаз ханшу Тайдулу, а в благодарность за это получил место для постройки монастыря в Кремле на Ордынском подворье. монастырь этот назвали Чудовым. — А. П.). В это тяжёлое для Москвы время, когда великокняжеский ярлык получил суздальский князь Дмитрий Константинович, когда удельные князья стали чувствовать себя снова государями и разводить “которы” (раздоры, ссоры, нестроения. — А. П.), митрополит Алексий стал править на Москве твёрдой рукой. С помощью верных бояр в 1362 году Дмитрию удалось, благодаря раздвоению власти в Орде, получить ханский ярлык на великое княжение во Владимире. А затем, собрав войско и посадив юного князя на коня, бояре двинули на Дмитрия Константиновича. Тот, увидев московские полки, вздрогнул, охнул и... смирился, признав старшинство Дмитрия Ивановича над собою. А спустя три года выдал свою дочь Евдокию, не без помощи митрополита, за пятнадцатилетнего великого князя. Так были замирены соперники. Свою роль в скором завершении конфликта сыграла и вошедшая уже глубоко в сознание людей мысль о первенстве дома Ивана Калиты перед другими ветвями Рюриковичей. А ещё через четырнадцать лет своё и Москвы право на лидерство Дмитрий оправдал на Куликовом поле. Не дано было угаснуть свече.
(Продолжение следует)
Анатолий Парпара Впервые опубликовано в журнале "Наш современник" ← Вернуться к списку Оставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |