Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

Конструктор «неистребимой саранчи»

АстровНиколай Астров работал главным конструктором московского «Завода № 37 имени Серго Орджоникидзе». Танки, которые выпускали здесь, внесли большой вклад в победу наших воинов в битве под Москвой в 1941 году и в Победу в Великой Отечественной войне.

С 20-х годов прошлого века на Преображенской площади Москвы действовал секретный завод № 37, или, как в ту пору говорили и писали, почтовый ящик. Коллектив завода, как и многие трудовые коллективы того времени, работал в три смены, выпуская лёгкие танки Т-27, Т-37, Т-38, Т-40, Т-30, Т-60. В немецком вермахте за массовость, манёвренность на поле боя, хорошую вооружённость машину Т-60 прозвали «неистребимой саранчой». От этой «саранчи», этого танкостроительного предприятия ведёт свою историю современное ОАО «НПК «Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи», который входит в концерн ОАО «РТИ». 

От ремонта «паккардов» к выпуску танков

На Преображенской заставе в Москве в декабре 1916 года на базе 2-й автомобильной роты Технического управления Императорской армии были созданы авторемонтные мастерские для восстановления автомобилей, приходивших с фронтов Первой мировой войны. Мастерские размещались в помещениях, принадлежащих промышленнику и банкиру Павлу Рябушинскому. Их и переоснастили под ремонт грузовых автомобилей – тогда это были в основном американские «паккарды».

В 1933 году предприятие преобразовали в завод № 37 Спецмаштреста. А в следующие три года на Преображенке выпустили первые 2424 лёгких танка Т-37А. Затем был налажен выпуск лёгких плавающих танков Т-38. Теперь уже не все знают, но с 1939 года «Завод № 37 имени Серго Орджоникидзе» стал основным центром отечественного лёгкого танкостроения. В 1940–1941 годах здесь изготовили и первые 374 малых плавающих танка Т-40. Их создатель – главный конструктор завода Николай Астров.

В предвоенные годы на вооружении РККА было 25 тысяч танков. Из них средних и тяжёлых – около двух тысяч. Остальные были лёгкими боевыми машинами Сталинградского тракторного завода и московского завода № 37. 

Сталин слушает Астрова…

Будущий конструктор танков Николай Астров родился в апреле 1906 года в семье профессора Московского высшего технического училища. В 1919-м его отца – преподавателя МВТУ – и родного брата расстреляли за «участие в контрреволюционном заговоре», как тогда нередко формулировались такого рода приговоры.

В 1924 году Николай окончил школу и поступил чертёжником в Научный автомоторный институт в Москве. Участвовал в проектировании первого советского лёгкового автомобиля НАМИ-1. Но и его не миновал печальный поворот в судьбе: в 1929 году Николая арестовали по делу Промпартии. Тогда громкие судебные процессы по делу «инженеров-вредителей» обсуждались всюду. Следователи не смогли предъявить молодому конструктору Астрову обвинение, которое бы потянуло на расстрел или длительный срок заключения. Его направили на работу инженером-конструктором в Автотракторное конструкторское бюро технического отдела экономического управления ОГПУ при Бутырской тюрьме – под строгий надзор, фактически под арест. Но вскоре обвинения с конструктора сняли. Уже вольнонаёмным он возглавил в ОГПУ «Автотракторное конструкторское бюро», которое имело задание разработать плавающий танк под названием ПТ-1.

Конструктор делал успехи. В 1933 году на демонстрацию разработанного под его руководством ПТ-1 прибыли Иосиф Сталин, Климент Ворошилов, другие члены ЦК ВКП(б), руководители Совета народных комиссаров. Астров с таким увлечением рассказывал о боевой машине, что явно забыл о времени. Кто-то попытался поторопить его. На них недовольно посмотрел Иосиф Сталин, а потом прямо сказал, чтобы Астрову не мешали, и он смог спокойно продолжить показ танка. В итоге ПТ-1 был принят на вооружение РККА.

Спустя год Николая Астрова назначили главным конструктором завода № 37 Спецмаштреста в Москве. На различных мероприятиях Сталин не обходил вниманием молодого конструктора, не раз беседовал с ним, иногда, что называется, на ходу. В декабре 1939 года на совещании в Кремле обсуждали вопросы перевооружения Красной Армии. В зале находилось военно-политическое руководство СССР. И опять конструктор лёгких танков, выступая, так увлёкся, что забыл о строгом регламенте совещания и явно не укладывался в отведённые три минуты. Председатель Совнаркома Вячеслав Молотов попытался резко прервать выступление Астрова. Но со своего места поднялся Иосиф Сталин, подошёл к трибуне и произнёс, как бы ни к кому не обращаясь: «Пусть говорит, пусть ещё расскажет…» Танкоразработчик выступал около получаса.

Видимо, дело было в том, что к тому моменту конструкторское бюро завода № 37 под руководством Николая Астрова уже многое сделало по разработке нового малого плавающего танка. И Сталина, судя по всему, интересовали все детали. Кстати, некоторые специалисты и поныне пытаются доказать, что Астров-де просто скопировал первый советский серийный плавающий танк Т-37А с английского «виккерса». Или незначительно модернизировал собственный танк Т-38, созданный в 1936 году. На самом деле, заимствования в узлах у новой машины были. Но её значительная новизна, высокие тактико-технические характеристики говорили совершенно о другом: создан принципиально новый лёгкий плавающий танк. Ему присвоили индекс Т-40. В июле 1939-го прошли испытания первых четырёх опытных образцов на суше и на воде. Слушатель Бронетанковой академии РККА мастер-танкист Людмила Калинина испытывала Т-40 в разных регионах страны, даже в песках и горах, и очень высоко оценила возможности танка.

По постановлению Государственного комитета обороны СССР 19 декабря 1939 года Т-40 был взят на вооружение РККА. Заводу № 37 ставилась задача – с начала октября 1940 года выпускать его серийно. До 22 июня 1941 года успели собрать 159 машин Т-40.

Есть приказ!

Война вносила свои коррективы. Из материалов музея НИИДАР следует, что в её первые дни заводу № 37 приказали прекратить серийный выпуск Т-40 и в сжатые сроки подготовить производство к выпуску лёгкого танка поддержки пехоты Т-50, спроектированного в Ленинграде на заводе № 174. Однако предприятие на Преображенке не располагало подъёмными кранами необходимой грузоподъёмности, зуборезными станками для изготовления трудоёмкой коробки передач и другим необходимым оборудованием и оснащением. Тогда Николай Астров предложил выпускать «сухопутный» вариант Т-40С. За июль-август 1941 года заводчане построили 136 таких танков.

Прыжок с обрыва

В начале войны Красная Армия несла большие потери в бронетанковом вооружении. Предприятия оборонки переезжали на Урал, выпуск танков был ощутимо сокращён. Но этот манёвр был необходим, параллельно наращивали работу те, кто не убывал на восток.

Всего за две недели июля 1941 года главный конструктор завода № 37 Николай Астров и сотрудники ОКБ спроектировали и изготовили прототип нового лёгкого танка Т-60 с авиационной пушкой ШВАК калибра 20 мм. Николай Астров задумал и создал этот танк технически и технологически простым для крупносерийного производства. Выпуск таких танков можно было быстро развернуть на машиностроительных предприятиях.

Вместе со старшим военным представителем на заводе № 37 Василием Окуневым Астров в один из августовских дней 1941-го подготовил письмо Сталину с предложениями по танку Т-60, представив все его возможности. Поздним вечером оно было доставлено в ЦК ВКП(б). На следующий день нарком танковой промышленности В.А. Малышев по поручению Сталина осмотрел боевую машину, она была тут же принята на вооружение.

Памятен такой эпизод. Астров решился на беспрецедентные ходовые испытания танка. Сам сел за рычаги Т-60 и примерно за 14 ходовых часов приехал в Горький, где сразу включился в освоение там производства нового танка.

Как следует из архивных источников, впервые в бой танки Т-60 пошли в сентябре 1941 года в составе 10-й танковой бригады, действовавшей под Полтавой. Массово машины использовались уже в битве за Москву, в тот самый период, когда наши войска несли огромные потери танкистов и самих средних и тяжёлых танков, а их выпуск упал до нуля из-за эвакуации танковых заводов. Тогда-то в бои вступили лёгкие «шестидесятки» Астрова. Они проявили себя манёвренными и жизнеспособными машинами. С сентября до 30 октября завод № 37 выпустил 245 лёгких танков, которые прямо с конвейера уходили на фронт. В первую очередь для комплектования 4-й танковой бригады полковника Михаила Катукова и других соединений – участников боёв за Москву. На параде 7 ноября 1941 года по Красной площади прошли 48 танков Т-60. И сразу же направились на фронт. А с 13 декабря астровские машины участвовали в контрнаступлении наших войск под Москвой.

 В музее бывшего завода № 37, нынешнего Научно-исследовательского института дальней радиосвязи, имеются данные, что при прорыве блокады Ленинграда 12 января 1943 года в бой пошла 61-я танковая бригада на своих Т-60. Лёгкие танки форсировали по льду Неву и вместе с пехотными частями захватили плацдарм. И именно бригада Т-60 первой из войск блокадного города соединилась с частями Волховского фронта.

Экипаж «малютки» в составе командира лейтенанта Д. Осатюка, механика-водителя И. Макаренкова на рассвете 18 января столкнулся с тремя более мощными немецкими танками. Танкисты в умелом манёвре заманили гитлеровские машины под огонь артиллерийской батареи, которая их уничтожила. Затем танк Т-60 «спрыгнул» с обрыва в котловину на группу гитлеровцев и стал уничтожать их гусеницами и огнём. За этот бой члены экипажа были удостоены званий Героев Советского Союза.

Несколько заводов СССР освоили в годы войны выпуск танков Т-60. По одним архивным данным, их произвели более шести тысяч единиц, по другим – было выпущено 10 тысяч «неистребимой саранчи», как прозвали танк немцы.

На ГАЗе Николай Александрович создавал лёгкие Т-60, Т-70 (1942), Т-80. Был награждён Сталинской премией. До ухода на пенсию в 1985 году работал главным конструктором на Мытищинском машиностроительном заводе. Проектировал самоходные установки АСУ-57, АСУ-85, ЗСУ-23-4 зенитных комплексов «Шилка», «Куб», «Бук», «Тор», «Тунгуска». В декабре 2010 года на заводе в Мытищах открыта мемориальная доска, на которой увековечен трудовой подвиг Героя Социалистического Труда, создателя танков и бронированных машин Николая Астрова.

Кто захочет своими глазами увидеть легендарный танк, тот может поехать в Бронетанковый музей в подмосковной Кубинке. Там стоит прототип танка Т-60.

На фото: Николай Астров, главный конструктор лёгких танков

Александр ТРОЯН, полковник в отставке

Источник: ЛГ № 7 (6542) (18-02-206)

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru