Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

Ольгина и Рогнедина ветвь. Введение


Историки не пришли к единому мнению, кто и когда первым назвал русского – русским, беларуса — беларусам, украинца – украинцем, а эти три народа — братскими. Но несомненно, что эти славянские ветви породнены из покон веков и, к тому же, тесно связаны брачными узами своих правителей и простых людей. Вступление же в брак с инородцами — это не только вливание другой, свежей крови, вхождение нового лица в тот или иной род, династию, но и скрепление отношений, своего рода печать, скрепляющая разные государства. Далеко не всегда такие союзы приносили пользу, обеспечивали мир и покой, но прослеживается подобный опыт вплоть до наших дней.

Монаршие браки всегда вершились по своим правилам и служили обычно только одной цели – политической. Всякий князь, позже король или царь стремился к выгодным союзам, и, самые важные, он скреплял брачным договорам с другими правителями.

 «Любой брачный союз был связан с очень строгими обязательствами, о которых мы не всегда даже можем точно сказать, но совершенно очевидно, что они были. Например, ты всегда мог рассчитывать на поддержку своего зятя, ты всегда мог рассчитывать на то, что твой сват, пусть это даже и венгерский король или польский династ, в случае необходимости, если тебя пытаются свергнуть с престола, например, обязательно тебе придёт на помощь и даст военную поддержку», – считает доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ Федор Успенский.

 Династические браки помогали решать множество проблем в государстве, в том числе и расширять границы. Так, в XII веке король Англии Генрих II стал крупнейшим феодалом в Европе только потому, что очень успешно устраивал браки своим многочисленным детям. В результате он присоединил Нормандию, Анжу, Аквитанию, Гиень и Бретань.

 Наследники престолов ещё во младенчестве неоднократно меняли своих суженых. Например, королева Шотландии Мария Стюарт в возрасте 12 месяцев брачным договором была обещана сыну короля Англии Генриха VIII – принцу Эдварду. Через пять лет из-за политического конфликта между государствами регент Шотландии заключил новый брачный договор: шестилетняя Мария Стюарт стала невестой дофина Франциска II в обмен на военную поддержку Франции. Нетрудно догадаться, что мнения самих наследников никто не спрашивал.

Великая княжеская династия Рюриковичей, которая правила Древнерусским государством около 700 лет, также преуспела на ниве династических браков. На протяжении всего Х и XI веков Рюриковичи не только успешно выдавали своих дочерей замуж за видных наследников европейских государств, но и сами брали в жёны иностранок. Кстати, породниться с русским княжеским родом в то время считалось очень перспективным.

 «Во-первых, династия Рюриковичей и Русь в то время чрезвычайно мощны с военной точки зрения. Русские князья были вооружены, экипированы, может быть, едва ли не лучше других. Поэтому военная поддержка – тут даже обсуждать нечего, на неё можно было рассчитывать и она была очень мощной.

 И хотя Русь во многом воспринималась как некая отдалённая территория (не всеми, безусловно, но многими), тем не менее, всё-таки, конечно, русская династия обладала известным статусом и известным престижем, поэтому выдать замуж за русского князя свою дочь – это шаг довольно важный», – полагает Федор Успенский.((http://cont.ws/post/98307.

Род человеческий не зря уподобляют древу. Растет оно из одного корня, ежегодно отпуская новые побеги. Так и люди: соединяются два сердца и появляются дети, внуки, правнуки, прирастая новыми ответвлениями родственников, далеко расходясь в жизненном Поднебесье друг от друга, но если задаться целью найти начало, то непременно от верXVшки или любого ответвления спустимся к корням. Вот и в данном случае, если смотреть на трех сестер—Россию, Беларусь и Украину, то, как утверждают летописцы, слушавшие со вниманием изустные предания древности и записавшие их для потомков, а так же археологи, проводившие раскопки древних поселений, вначале та часть Европы и Азии, именуемая позже Русью, была искони обитаема, но, по мнению российских историков Карамзина, Ключевского, Соловьева, Татищева и других, населенная дикими, во глубину невежества погруженными людьми, кои не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками. Подтверждение тому мы находим у античного историка Геродота, который первым еще в V веке до н. э. упомянул об этих землях: «Говорят, что область, которая находиться выше (по Борисфену) жителей верхних частей страны в направлении к полуночному ветру, невозможно ни разглядеть, ни пройти далеко в глубину из-за падающих перьев». Падающие перья — это, по всей видимости, снег. Геродот за чудо сказывает своим единоземцам, что зима продолжается там 8 месяцев.

По другой версии около полутора десятка восточно-славянских племен издревле обитали в землях Причерноморья и бассейне Дуная, но впоследствии, как говориться в «Велесовой книге», этом древнейшем памятнике славянской письменности, который повествует о двухтысячелетней истории миграции славяно-ариев из Семиречья к Днепру (XI в. до н.э.—1Хв. н.э.), были вытеснены более воинственными племенами. Пришел «род злой и напал на нас. И потому мы вынуждены были укрыться в лесах». «Велесова книга». М., 2010., с.29). Правда, не все отечественные историки признают эту книгу, некоторые считают ее подделкой. Кстати, ряды претендентов сказать, якобы новое слово о нашей истории в последнее время пополняются. Среди них и автор книги «Тайны белорусской истории» (Минск, 2010 г.) В.В.Деружинский. Он считает прорадителями славян западных балтов, а белорусов вообще отделяет от славян и возводит чуть ли не к древним римлянам. Деружинского нельзя отнести к профессиональным историкам. Как и некоторые другие любители истории, начитавшись книг других авторов, он пытается создать собственное видение нашей истории.

 Но вернемся к признанным авторитетам.

Послушаем известного русского историка В.О.Ключевского:

«Начальная летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. В ученом этнографическом очерке, поставленном во главе «Повести временных лет», она застает уже славян на Дунае. Из этой придунайской страны, которую она называет землею Венгерской и Болгарской, славяне расселились в разные стороны. Оттуда вышли и те славяне, которые поселились по Днепру, его притокам и далее к северу….

 …Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны. Эти карпатские славяне с конца Y в., когда греки стали знать их под их собственным именем, и в продолжение всего Y1 в. громили Восточную империю (Византийскую империю—Авт.), переходя за Дунай…». ( В. О.Ключевский, соч. в 9 т.М.1987., т,,1, с.120-121)

 Читаем «Повесть временных лет»:

 «Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли и поляки…, сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною, и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по реке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели у озера Ильмень, прозвались своим именем — славяне, и построили город, и назвали его Новгородом. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».(Цит. по Пламенное слово. М.1978., с.61-62).

 Если же попытаться взглянуть уж в совсем седую древность, то по имеющимся ныне источникам люди разошлись по миру из Африки (с территории нынешней Кении и Танзании), постепенно и последовательно расселяясь, формируя определенные этнические группы—народы, с присущими только им культурами. Однако, замечает исследователь А.Кожедуб, сколько еще неизведанного и загадочного на историческом пути того или иного народа, как, впрочем, и человечества! Познание же наши о происхождении народов весьма скудны. Чем мы руководствуемся здесь? Во-первых, археологическими находками. Но они случайны, отрывочны и не дают полной ясности. Во-вторых, изучаем обнаруженные в пещерах, наскальные изображения, разного рода клинописи, некие знаки, которые пытаемся разгадать. Но нет абсолютной уверенности, что разгадали, постигли истину. В-третьих, – вникаем в древние летописи, фольклорные тексты, былины и сказания, передававшиеся из поколения в поколение и, когда люди освоили грамоту, записанные ими. Казалось бы это самые надежные источники. Но в летописях есть разноголосица, разная трактовка тех или иных событий и фактов, а то и просто нелепости. Возьмите того же Геродота: тут и людоеды, и циклопы, и люди, с песьими головами… Сообщая о неврах, северо-восточных славянских племенах, он пишет: «У невров обычаи скифские… Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них элины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик…»

 И последнее из чего мы черпаем знания о своем прошлом — лингвистика, сравнительно-историческое языкознание, топонимика, этнография. Безусловно, все это важные источники, но они не могут дать ясности о зарождении и развитии нашей цивилизации. Будем иметь в виду и тот факт, что теория Дарвина о происхождении человека воспринимается не всеми. Наряду с ней существуют и гипотезы о нашем внеземном происхождении, привнесении разума из космоса, переселении людей с других планет…

 Исследователи установили, что к началу 1Х века славяне: дреговичи, радимичи, кривичи, поляне, древляне, ляхи, дуляне, словены, чуди, веси, вятичи, более мелкие племена, имели крупные образования с центрами: Ладога, Старая Русса, Изборск, Новгород, Полоцк, Смоленск, Киев. Эти города упоминаются в «Повести временных лет» под 862 годом. Если верить «Повести», старейшины чуди и веси отправили к варяжскому племени русь послание: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, идите к нам княжить и владеть нами». Три князя— Рюрик, Синеус и Трувар откликнулись на призыв. Рюрик стал княжить сначала в Ладоге, затем в Новгороде. Синеус—на Белоозере, Трувар в Изборске. А кто правил в то время в Полоцке, Киеве?

 О Рюрике имеется достаточно обширная литература, но до сих пор ведется спор о его варяжском происхождении. Не будем вдаваться в перепетии спора, однако, заметим, (это нам понадобиться, когда речь пойдет о жене Ярослава Мудрого Ингигерд), что еще М. В. Ломоносов выводил происхождение Рюрика из полабских славян. Наш современник А.Кожедуб, исследуя эту проблему, солидаризируется с известными историками Н.Ермаловичем, Б.Лисиным, Т.Лер-Славиньским (Польша) и другими, которые считают, что на территории бывшего герцогства Мекленбург (Германия) на рубеже Х века жили многочисленные славянские племена ободритов, вендов, ругов и другие. «Одно из этих племен, цитирует Б. Лисина А.Кожедуб, называлось варины или вэринги, в русском языке это звучало как варяги. Близкое им славянское племя по языку и культуре было руги, руяне или русы, проживавшие на острове Рюген. Причем этот остров занимал совершенно особое положение в мире славян. Многие авторы, в частности, Саксон Грамматик, подчеркивали, что находящийся на острове храм почитала вся Славянская земля». ( А. Кожедуб. Иная Русь. М. 2009, с.28)

 Славянское происхождение Рюрика склонялся признать и известный шведский исследователь Тур Хейердал, заинтеросовавшись легендой о боге Одине и подключившийся незадолго до своей кончины к раскопкам в Ростовской области, близ Таганрога. На основе полученных данных он предположил, что славянское племя, переселившееся из этих мест на остров Рюген, впоследствии стало называться варяжским.

 Послушаем Тура Хейердала:

 «В «Саге об Инглинах» довольно подробно рассказано о земле асов, расположенной в низовьях Танаиса, так в древности называли реку Дон. Предводителем асов в давние времена был некий великий и мудрый вождь, владевший колдовским искусством. Войны с племенами соседних народов проходили с переменным успехом: асы то побеждали, то терпели поражения. Для меня это доказывает, что Один был не Богом, а человеком, ведь боги не могут проигрывать. В конце концов война с ванами закончилась миром, но в низовья Танаиса пришли римляне, и асы, ослабленные долгими войнами, были вынуждены отступить на север.

 Я внимательно прочитал саги и посчитал, что от Одина до исторической фигуры – Харальда Прекрасноволосого (Х век), прошло тридцать одно поколение. Все сходиться: северное Причерноморье римляне покорили именно в первом веке до н. э. Кроме того, я был буквально поражен, когда узнал, что племена асов и ванов были реальными народами, населявшими здешние места до нашей эры! А когда я посмотрел на карту низовьев Дона и увидел слово «Азов», то я просто не мог прочитать его иначе, как «Ас Хов», что обозначает храм или священное место!

…Я абсолютно уверен, что среди большой группы людей, пришедших в Скандинавию вместе с Одином, были и те, чьи корни лежат в России». («Новая газета», №33 (676), 17-20 мая 2001)

Учитывая это заявление, становиться более понятным с чего бы это руссы вдруг приглашали править ими варягов – приглашали своих же, но, на их взгляд, как ныне говорят—более продвинутых, более воинственных. Впрочем, нас интересуют не столько происхождение древнерусских правителей, сколько их жены. Ведь еще древние мыслители заметили: если хотите разобраться в самом запутанном вопросе — ищите женщину. Хотя известная поговорка и гласит: «Послушай жену и сделай наоборот», тем не менее, за каждым поступком мужчины, есть тень женщины, незаметно влияющая на него.

Лаврентьевская летопись в Х веке упоминает 11 женщин, сыгравших заметную роль в земле Русской. В летописях употребляется именно это название – земля Русская. Понятие Киевская Русь в научный оборот ввел Н. М. Карамзин. Чаще других в летописях этой поры встречается имя киевской княгини Ольги. Вслед за ней по количеству упоминаний идут полоцкая княжна Рогнеда, византийская царевна Анна, последняя жена Владимира Святославича, и ключница княгини Ольги–Малуша. В летописях XI века фигурируют 14 женщин. Наибольшее внимание уделено сестрам Ярослава Мудрого Предславе и Прямиславе, его жене Ингигерд, дочерям Анне, Елизавете, Анастасии, а так же жене Владимира Мономаха – Гиде. В XII веке в летописях упоминается 29 женских имен. XIII веке говорится уже о 31 женщине…

Как видим, в нашей общей истории много женщин, оставивших заметный след. Познакомимся поближе с некоторыми.

Из книги: Александр ЧЕРНЯК. Ольгина и Рогнедина ветвь, или Узы брачные, оставившие след в нашей истории

Источник: Сайт «Славянство – Форум славянских культур»

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru