Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

«Я пострадаю за Христа»


Недавно мне в руки попала небольшая книга «Я пострадаю за Христа», изданная Казанской духовной семинарией в 2006 году. Посвящена она жизнеописанию священномученика Михаила Вотякова пресвитера Чистопольского, причисленного к лику новомучеников и исповедников Российских. Автор священник Алексий Колясев. Я прочитал её на одном дыхании. В небольшой по объему книге рассказывается о жизни, служении и мученической смерти священника Михаила Вотякова. Все это подкреплено документами из архивов Госбезопасности. Меня поразила не столько та ситуация, в которой оказался герой этой книги, а проявленная им стойкость, несгибаемая воля, искренняя и неподкупная вера в Бога. Он шел на смерть спокойно, по-христиански смиренно и воспринял её как дар Божий, при этом простив своих мучителей.  Нам, нынешним маловерующим и в большинстве лукавым, этого, по-видимому, не понять...

Я с удивлением узнал, что у нас в Челябинске живут прямые потомки Михаила Вотякова – его внучка Юлия Михайловна Лихачева и правнук Виталий Вячеславович Ганцев. Я встретился с правнуком и задал ему несколько вопросов:

Виталий Вячеславович, как ваша семья оказалась в Челябинске?

– После расстрела отца Михаила в 1931 году его старшие дети были высланы на поселение в Тобольск, матушка Анна с младшими детьми осталась в Чистополе.

После тобольской ссылки дети разъехались по разным городам. Старший из сыновей отца Михаила Александр выбрал местом проживания Челябинск. После Великой Отечественной войны в Челябинск приехала  Мария – моя бабушка, со своими тремя дочерями. Вслед за ними в Челябинск переехала матушка Анна, супруга отца Михаила. Моя мать, родившаяся в 1942 году в Чистополе, практически всю свою сознательную жизнь проживает в Челябинске. 

В нашем городе кроме двух детей, пяти внуков, семи правнуков и их детей проживало и проживает до сих пор много потомков отца Михаила.

– Вы росли и воспитывались в советское время, сохранялись ли в вашей семье православные традиции?

– Дети отца Михаила, несмотря на репрессии и частичные поражения в гражданских правах, сохраняли православные традиции. Невзирая на многочисленные переезды, в семье смогли сохранить фотографии отца Михаила, несколько икон и православных книг.

Александр, внук отца Михаила, проживающий в Москве, в начале двухтысячных начал восстанавливать родословную семьи. Восстановление истории жизни, служения и кончины отца Михаила послужило основой для причисления его к лику новомучеников и исповедников Российских. 

Троицкий храм в селе Чистопольские Выселки Чистопольского района – последнее место служения отца Михаила, был практически разрушен в 30-е годы. Для его восстановления и передачи Православной церкви нужно было провести большую подготовительную и организационную работу. Через 70 лет после мученической смерти отца Михаила, 18 июня 2000 года, в день его расстрела, в день Святой троицы совершилось первое престольное богослужение, и сельский полуразрушенный храм стал восстанавливаться. Всего за три года на средства потомков отца Михаила храм встал из руин и засверкал блеском своих куполов.

18 июня 2006 года в восстановленном храме прошла особая служба – «прославление святого», которую провел Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, правая рука и первый заместитель Патриарха Алексия II.

Через несколько лет, по инициативе настоятеля Троицкого храма отца Алексия и потомков Святого Михаила, был возведен новый деревянный храм Святых Новомучеников Чистопольских. В этих храмах 18 июня является престольным праздником, прославляющим священномученика Михаила.

2021 год ознаменован 140-й годовщиной со дня рождения, 15-летием со дня канонизации и 90-летием со дня мученической кончины святого Михаила. Архиерейское богослужение 18 июня в Троицком храме возглавил викарий Казанской епархии епископ Елабугский Иннокентий. В этот день в г. Чистополь приехали многочисленные потомки отца Михаила из Татарстана, Урала, Москвы и других регионов России.

   – Как вы считаете, вера православная действительно является скрепой государства Российского, той основой, которая спасет и сохранит в будущем наше государство?

– Я всемерно поддерживаю ваш тезис. Для укрепления российских государственных скреп был сделан первый шаг – внесены изменения в Конституцию. Этим мы защитили Россию от подмены основных понятий в Священных Писаниях. Это встало костью в горле русофобам, католическим перевертышам и нашей пятой колонне.

Духовность, подкрепленная православной верой, должна быть основой в действиях и поступках представителей властных структур России. Если власти предержащие позиционируют себя истинно верующими (православными), регулярно посещают храмы, а на практике все их действия направлены на личное обогащение и комфорт, то  тем самым они подрывают авторитет власти, а значит и государства Российского. Да какая же это скрепа... И простой верующий народ должен жить по законам Божьим. Воспитывать молодежь надо в духе патриотизма, любви к своей Родине.   Все мы должны гордиться славной историей нашего государства, жить в согласии и вере. Этого достичь может быть трудно и путь этот долгий, но другого выхода у нас просто нет...

Сергей АЛАБЖИН

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru