Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

Бессмертное Сталинградское сражение


2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва, переломившая ход Великой Отечественной и Второй мировой войн. Гитлер потерял в этом сражении полтора миллиона — четверть всех сил, действовавших на советско-германском фронте.

Это была величайшая битва, длившаяся 200 ночей и дней. Со стороны немцев в нее было вовлечено более миллиона человек, 10 тысяч орудий, 675 танков, 1216 самолетов. В Красной Армии примерно столько же, но техники больше — 15 500 орудий, 1463 танка, 1350 самолетов. Битва постоянно требовала новых и новых пополнений.

Командующий Донским фронтом К. Рокоссовский допрашивал плененного фельдмаршала Паулюса. Такое и нарочно не придумаешь. Именно Паулюс, будучи первым заместителем начальника генерального штаба, разрабатывал окончательный вариант плана “Барбаросса”, то есть плана нападения на СССР и его разгрома “в ходе кратковременной кампании”. Именно Паулюс в конце 1940-го проводил штабные военные игры для высшего командования Германии: отрабатывали этот план. Гитлер, присутствовавший на играх, сказал тогда Паулюсу и другим военачальникам: “Мы превратим тучи славянской саранчи в удобрение для нашей немецкой пшеницы”. Никто не возражал. План казался таким безупречным, а военные игры прошли так успешно для “синих”. Именно Паулюс занимался стратегическим развертыванием войск Германии перед нападением на СССР.

Генерала К. Рокоссовского интересовал больше всего один вопрос: как же мог фельдмаршал проспать контрудары Красной Армии и оказаться в окружении? Паулюс ответил: “Операций таких масштабов я не ожидал”.

И не только Паулюс. Никто в Берлине не ожидал, что к концу 1942-го народное хозяйство СССР, переведенное на военные рельсы, начнет производить больше техники и оружия, чем Германия. Полторы тысячи предприятий, эвакуированных за Волгу и Урал, через три месяца начали выдавать продукцию, в том числе знаменитый Танкоград в Челябинске и не менее знаменитый Нижнетагильский завод. Когда в августе 1942-го немецкая разведка сообщила Гитлеру, что СССР производит тысячу танков в месяц, он отбросил донесение как недостоверное. Разведка и в самом деле ошиблась. СССР производил к этому времени уже по 2000 танков в месяц. Это дало возможность восполнить потери и накопить силы для наступления.

Гитлеровцы просчитались. Это понял как раз в ходе Сталинградской битвы А. Шпеер, руководивший военной промышленностью рейха. Он посетил в те дни Днепропетровск. “Я был до глубины души поражен обилием в нем институтов и техникумов, — написал он, — ни один германский город не мог сравниться с ним. Непреклонное стремление Советского Союза стать одной из ведущих индустриальных держав произвело на нас очень сильное впечатление”.

Без этого не было бы победы в Сталинградской битве. Сталинградская битва — не только бессмертный подвиг советских воинов. Это и подвиг советских рабочих, инженеров и директоров. Действительно, “у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей”.

Для Германии это была катастрофа. Пять армий разгромлено: две немецкие, две румынские, одна итальянская. Значительные потери понесли венгры. Добавим к этому и хорватский полк. Как и в наполеоновские времена, на Россию шли двунадесять языков.

Американский президент Ф. Рузвельт прислал Верховному главнокомандующему И. Сталину телеграмму: “В бессмертном Сталинградском сражении Красная Армия не только нанесла поражение противнику, но и перешла в великое наступление... Красная Армия и русский народ наверняка заставили вооруженные силы Гитлера идти по пути к окончательному поражению и завоевали на долгие времена восхищение народов Соединенных Штатов”.

Разумеется, это прекрасно понимал не только президент США. Турция и Япония сделали вывод и окончательно отказались от планов нападения на СССР. Финляндия стала подумывать, как бы ей выйти из войны. Обострились противоречия между Германией и ее европейскими союзниками. Прежде всего с Венгрией и Румынией, понесшими большие потери (последняя,  например, оставила под Сталинградом две трети своих вооруженных сил). Поняли и немцы, что их ждет. Последний немецкий самолет, вылетевший из Сталинграда, привез в Таганрог семь мешков с письмами. Немецкие военные цензоры проанализировали их и послали доклад в Берлин. Только два процента солдат и офицеров еще верили военному руководству Германии, две трети выражали острое недовольство Гитлером. Геббельс прочитал доклад и повелел сжечь все семь мешков.

После Сталинграда немецкие войска порой огрызались, но стратегическая инициатива перешла к Красной Армии. И не потому, что немецкие фельдмаршалы разучились воевать. Они были и оставались профессионалами агрессии высочайшего класса. Но после Сталинграда война перестала им подчиняться. Она подчинялась другим.

Николай Ефимов

 

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru