Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

История и мы

"Рельсовая война"


В 1943 году в Москве на заседании бюро Центрального Комитета компартии Белоруссии было принято решение о разрушении железнодорожных и других коммуникаций на территории республики, оккупированной немецко-фашистскими захватчиками. Осуществить это поручили начальнику Белорусского штаба партизанского движения П. З. Калинину. Его рассказ об этом задании в свое время я записал.

— Красная армия продолжала наступать. У нас в штабе часто вставал вопрос о необходимости более концентрированных ударов партизан по вражеским тылам, прежде всего по коммуникациям, которые фашисты использовали для переброски живой силы и техники. За короткий период нужно было подорвать как можно больше железнодорожных путей и паровозов. Ведь даже для замены одного рельса нужно 5—8 часов. А главное — будут выведены из строя эшелоны с живой силой и техникой врага, посылаемые на фронт. Все это — огромная помощь Красной армии.

На первом этапе “рельсовой войны” предполагалось привести в негодность 100 тысяч рельсов. В партизанские зоны было заброшено из-за линии фронта самолетами большое количество тола и бикфордова шнура. В партизанских бригадах проводились занятия, где люди учились подрывному делу. Для организации учебы были направлены из фронтовых частей опытные инструкторы.

Операцию по подрыву рельсов было решено начать в ночь на 3 августа 1943 года. Об этом белорусский штаб накануне оповестил командиров всех бригад и соединений. С наступлением темноты на железные дороги вышли тысячи подрывников. До самого рассвета по всей Белоруссии гремели взрывы на железных дорогах. На территориях Минской, Гомельской, Витебской, Гродненской, Могилевской, Вилейской, Брестской областей война на рельсах не прекращалась ни на сутки. Партизаны Минского соединения только за первые три дня подорвали около восьми тысяч рельсов, вывели из строя важнейшую железнодорожную магистраль Молодечно — Минск. Значительно была повреждена стратегическая дорога Брест — Минск — Москва. Большие повреждения нанесены дорогам Витебск — Смоленск, Орша — Минск и другим. “Рельсовая война” продолжалась два месяца. Особенно отличились в ней Константин Заслонов (посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза), Тихон Бумажков и Анатолий Павловский, которым было присвоено звание Героя Советского Союза 6 августа 1941 года, первым среди советских партизан.

Действия партизан вызвали тревогу в немецко-фашистских штабах и тыловых учреждениях. Об этом свидетельствуют официальные документы, захваченные у оккупантов. Вот что доносил командир немецкого корпуса охранных войск в штаб группы немецких армий “Центр”: “Партизанами проведена операция небывалых размеров по срыву наших перевозок путем планомерного и внезапного нарушения железнодорожного сообщения”. Начальник одной из тыловых комендатур в своем приказе писал: “В последнее время число партизанских взрывов на железных дорогах выросло до такой степени, что при создавшемся положении их повторение может серьезно угрожать операциям на фронте, особенно снабжению войск. Необходимо любыми средствами добиться прекращения взрывов и снижения до минимума числа отдельных минирований”.

Грозные приказы и распоряжения немецко-фашистского начальства, однако, успеха не приносили. Наоборот, борьба усиливалась, особенно во время операции “Багратион”, целью которой было освобождение Белоруссии.

Всего в течение войны в тылу противника партизаны уничтожили более 20 тысяч грузовых, легковых и специальных автомашин, сожгли и подорвали около пяти тысяч мостов.

Война шла не только на сухопутных, но и на водных путях. Партизаны топили транспорт, который немцы пытались использовать для перевозок живой силы и грузов. Вот только несколько примеров. Захватчики начали использовать Днепро-Бугский канал, реки Припять и Днепр для снабжения своих войск на Киевском направлении. Однако спустя несколько недель они вынуждены были отказаться от этой затеи. Партизаны уничтожали практически все, что двигалось по водным коммуникациям.

Удачную операцию на реке Березине провел отряд имени Сталина. Партизаны уничтожили пассажирский пароход и несколько барж, груженных лесом. Большой товарно-пассажирский пароход на Припяти был уничтожен Петриковским отрядом. Были потоплены и катера, сопровождавшие пароход. Партизанский отряд под командованием Н. Т. Шиша в Пинской области напал на транспортное судно, двигавшееся по Днепро-Бугскому каналу. В ожесточенном бою судно и его экипаж были уничтожены. Захвачено много оружия и боеприпасов. Операция была проведена без потерь. Отряд Е. Науменко потопил два парохода, нефтеналивную баржу и судоподъемную станцию.

Стоит напомнить, что в Белоруссии действовало более 400 тысяч партизан и подпольщиков. За годы войны ими в республике убито, ранено и взято в плен около 500 тысяч немецких захватчиков. По сути, мощное партизанское движение в оккупированных немцами районах можно назвать “вторым фронтом” против фашистской Германии. А тот, который называют Вторым, был, можно сказать, уже третьим.

           

 

Виктор Плешевеня, белорусский партизан, кандидат исторических наук

          

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru