Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Точка зрения

Нужна пропаганда трезвости знаковыми фигурами

Максим ПервозванскийМинпромторг предлагает отменить запрет на продажу алкоголя на территориях спортивных объектов, в санаториях, на розничных рынках, в киосках и пр., а также легализовать продажу через интернет. Такие предложения сформулировало ведомство в докладе о розничной продаже алкоголя, который будет рассмотрен на ближайшем заседании рабочей группы при Минэкономразвития, сообщает газета «Известия».

Минпромторг подчеркивает, что сейчас «государственное регулирование в сфере оборота алкоголя носит хаотичный запрещающий характер и не нацелено на реальные проблемы». Итогом предпринятых мер стало лишь усугубление положения на рынке розничной торговли, поскольку «алкоголь является товаром-драйвером, который составляет около 40% оборота малого торгового бизнеса».

«По состоянию на конец 2015 года вследствие ужесточения правил розничной продажи алкоголя, в том числе в части прилегающих территорий, а также в силу запрета продажи пива в нестационарных торговых объектах в России происходит серьезное сокращение объектов торговли и общественного питания. За последние три года по этим причинам полностью прекратили работу около 12 тыс. стационарных магазинов, около 6 тыс. предприятий общественного питания, а также несколько десятков тысяч нестационарных торговых объектов», — говорится в докладе.

Кроме того, многочисленные ограничения приводят к росту нелегального рынка алкоголя — «с 2014 года наблюдается существенный рост потребления нелегального алкоголя или алкогольных суррогатов. По оценкам МВД, в ряде регионов объем такого потребления составляет до 50% рынка».

В связи с этим Минпромторг предлагает отменить некоторые территориальные ограничения по продаже, оставив в силе только запрет на торговлю алкоголем рядом со школами и поликлиниками. В частности, по мнению ведомства, следует разрешить продавать алкоголь на территориях спортивных объектов, так как запрет привел к закрытию спортивных кафе и баров, размещавшихся в зданиях стадионов, фитнес-центров и пр. Запрет можно оставить действующим лишь в дни проведения соревнований.

Табу на продажу алкоголя в санаторно-курортных учреждениях «не в последнюю очередь не дает нашим здравницам в Крыму и на Северном Кавказе конкурировать с зарубежными аналогами, где таких ограничений нет». А запрет торговать на территориях, прилегающих к детским садам и другим дошкольным учреждениям, министерство назвало «абсурдным».

Минпромторг отмечает, что, в отличие от России, в большинстве стран Европы разрешено продавать вино и пиво на розничных рынках и уличных ярмарках. «Существование указанного запрета не оправдано никакими соображениями и влечет лишь то, что владельцы действующих розничных рынков перестают обозначать свои объекты как рынки и продолжают функционировать как «торговые комплексы», искусственно выпадая из сферы регулирования законом о розничных рынках, которым предусмотрен ряд важных мер, в частности, по ветеринарному контролю и обеспечению безопасности реализуемой продукции», — считают в Минпромторге.

Кроме того, предлагается вернуться к обсуждению вопроса о торговле пивом в киосках, поскольку, по оценкам ведомства, несколько десятков тысяч нестационарных торговых объектов прекратило свою работу из-за этого запрета.

Минпромторг выступает за поддержку продажи спиртного в кафе, поскольку «потребление алкоголя в рамках общественного питания является контролируемым. Исключается возможность потребления алкоголя несовершеннолетними, ибо это сразу бросается в глаза окружающим». Кроме того, именно распитие спиртного в кафе и ресторанах формирует нормальную культуру потребления. Тем более что большую часть оборота алкоголя в общепите составляют некрепкие напитки — вино, пиво и пр.

Министерство предлагает смягчить лицензионные требования для розничной продажи вина. «Это позволит увеличить сбыт легальной винодельческой продукции и будет способствовать выполнению задачи перераспределения потребления с крепкого алкоголя на вино и пиво», — говорится в докладе. Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз утверждает: «Нам надо менять структуру потребления алкоголя, хотя бы пытаться восстановить советскую. У нас в 1950–1970-х годах была сформирована фактически европейская структура потребления — пива было 25 л на душу населения в год, винодельческой продукции — 28 л и 10 л крепкого алкоголя. Сегодня у нас этот показатель — 70 л пива, 8 л вина и около 17–18 л крепкого алкоголя. Нам нужно минимизировать потребление крепкого спиртного. Для этого должны быть льготы для производителей и продавцов вина, а также для общепита».

Кроме того, в Минпромторге считают необходимым снять запрет продажи алкоголя через интернет. Как считают в ведомстве, «целесообразно создать действенные механизмы контроля: реестр продавцов алкогольной продукции через интернет; внесудебную блокировку сайтов, продающих алкоголь нелегально (то есть сайтов, не состоящих в реестре)».

Как бы вы прокомментировали намерения Минпромторга? Видите ли вы положительные результаты разнообразных запретов и ограничений торговли спиртным?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»:

– Да, я вижу положительный результат от ограничения торговли спиртным. «Сухой закон» вводить не нужно, поскольку опыт нашей страны показал, что это неэффективно. А вот ограничить возможность потребления алкоголя надо, особенно когда он не очень нужен и есть возможность обойтись без него. А когда человек не может обходиться без спиртного, он знает, где и когда купить заранее.

Ведь основной мотив запретов был из-за того, что много алкоголя употреблялось «между делом»: зашел купить журнальчик, а заодно и пива взял. Это ненавязчивая косвенная реклама. Поэтому я считаю большим достижением наших законодателей запрет на повсеместную продажу алкоголя.

Культура пития не воспитывается запретами или поощрениями. Я в юности смотрел фильм про греческого миллиардера Аристотеля Онассиса, там был эпизод: ему было важно заставить курить женщин, поскольку эта ниша в области продажи табака была не заполнена, и он договорился с одной женщиной - идолом своего времени, чтобы она закурила на одной из вечеринок дамскую сигарету. После этого установилась мода на женское курение, принесшая Онассису миллиарды.

В жизни русского народа любимым чтивом были всегда жития святых, а сейчас это жизнь «звезд», на них ориентируется большинство населения нашей страны. Поэтому, мне кажется, надо работать с ними, заинтересованным органам проводить беседы, раскручивать тех «звезд», которые ведут здоровый образ жизни, чтобы они демонстрировали ту же культуру употребления спиртных напитков. Культура – это долго формируемая вещь, так что быстрых результатов ждать не надо.

А когда в Новогоднюю ночь в «Голубом огоньке» третьим номером после поздравления президента звучит песня с призывом напиться, то о какой культуре мы говорим? Чем думали выпускающие редакторы? Наверное, не случайно получилось такое безобразие?

Поэтому только пропаганда трезвости знаковыми фигурами поможет что-то изменить.

18.01.2016

Семен Семенов по материалам Regions.ru

Другие мнения здесь: http://regions.ru/news/2569767/

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru