православный молодежный журнал |
Путешествуем вместеВеликий Устюг ждёт!…там, где живёт Дед Мороз Великий Устюг - районный центр, расположен в 460 км к северо-востоку от Вологды на левом берегу р. Сухона, напротив впадения в нее реки Юг, один из самых интересных городов Русского Севера. За последние несколько лет, практически, полностью утратил обаяние маленького уездного городка в результате широкой рекламы в средствах массовой информации. Тем не менее, обилие и разнообразие культурных ценностей более чем оправдывает визит в наш город. Великий Устюг расположен в одном из самых удаленных уголков Вологодской области на стыке ее границы с Архангельской и Кировской областями. Имеет статус города-заповедника. Город вытянут вдоль левого берега реки Сухоны чуть выше места ее слияния с рекой Юг. Факт слияния двух рек нашел отражение как в названии города - Усть-Юг, так и в его гербе. Союз двух рек имеет уже новое название - Северная Двина. В месте их слияния еще в IX-X вв. возникло финно-угорское поселение Гледен. В XI же веке на Двинскую землю началось наступление новгородцев, и к началу XII века почти весь Северный край превратился в обширную новгородскую колонию. Но уже в первой половине XII века, с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, началась также и колонизация, идущая из Волго-Окского бассейна. В результате напряженной борьбы между могущественными соседями, новгородцы захватили верхнее и среднее течение реки Сухоны, где основали Вологду и Тотьму, а все нижнее течение оказалось в руках владимиро-суздальцев. Чтобы закрепить свои позиции на стыке крупнейших рек этого края - Сухоны, Юга и Северной Двины, они основали новый город Устюг в нескольких километрах от уже существовавшего города Гледен, но на другом берегу реки. Капризная река Сухона, неоднократно менявшая свое русло, стала подмывать берег, на котором стоял Гледен, и жители переселились на противоположный, левый берег реки. Здесь и возник современный Устюг. В летописи впервые Устюг упоминается в 1207 году среди городов, отданных Всеволодом Большое Гнездо в удел одному из своих сыновей. Но, по всей вероятности, город был основан много раньше - летописец, сообщая об основании в 1212 году Михайло-Архангельского монастыря, указывает, что место было выбрано «за острожной осыпью» (вне городских стен). Жизнь далекого форпоста русской колонизации была непростой. В 1218 году Устюг был разорен камскими болгарами, через год устюжане участвовали в ответной карательной акции. Одновременно с колонизацией края шла его христианизация. Про Михайло-Архангельский монастырь уже было сказано выше, Троицкий монастырь вблизи Гледена был основан, по некоторым данным, еще в 12-м веке, а в 1262 году появился еще один - Иоанно-Предтеченский монастырь. Устюг не был разорен татарами (спасибо болотам), но проблем в его жизни хватало и без того. Промосковская ориентация Устюга крепко досаждала новгородцам, поскольку мешала им контролировать важнейший речной узел. Что особенно действовало новгородцам на нервы, так это то, что верховья Сухоны и берега Северной Двины ими уже контролировались и не хватало лишь Устюга чтобы прибрать к рукам весь Сухоно-Двинский водный путь. Новгородские караваны грабились устюжанами, окрестности Устюга опустошались новгородцами. Короче, жизнь кипела. В 1386 году устюжская рать в составе войск Дмитрия Донского оказывается под стенами Новгорода. Через 12 лет роли меняются. Во второй четверти 15-го века Устюг затрагивает феодальная усобица между московским князем Василием II и Юрием Звенигородским с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В 1436 году Василий Косой осадил Гледен и после 2 месяцев осады вошел в город, поклявшись не причинять вреда его защитникам. Как водится, Василий «преступил клятву» и казнил множество жителей во главе с воеводой. А еще через 2 года город был сожжен и опустошен вятичами, на чем его история и завершилась. Другой же сын Юрия, Дмитрий Шемяка, в 1450 году занял Устюг, заставил жителей присягнуть на верность и княжил в течение двух лет. Княжение окончилось с появлением под стенами города дружины великого князя Ивана Васильевича. Шемяка бежал в Новгород, где вскоре и умер. Важную роль сыграл Устюг во второй половине XV века, собирая под власть Москвы северные земли. Устюжские полки совершили более полутора десятков военных походов против самого разнообразного врага. В 1465 году «охочие люди» из Устюга ходили воевать Югорскую землю и, пленив тамошних князей, наложили дань. В 1471 году имел место поход на двинские колонии Новгорода, завершившийся победным сражением на реке Шиленге. В 1472 году, не без участия устюжан, к московскому государству была присоединена Пермская земля, а в 1489 году - земля вятичей. Куда только не хаживали удалые устюжские ребятушки - ходили в Сибирь до Оби, по Двине выходили в океан и сражались со шведами, добирались и до западных рубежей - в 1503 году «стерегли Иван-город от немец». Вскоре, однако, основным занятием местных жителей стала не война, а торговля - в 1553 году в устье Северной Двины было занесено штормом английское судно. Так был открыт новый торговый путь на Запад - от Вологды через Сухону и Северную Двину в Белое Море. Устюг же на этом пути занимал ключевое положение. И уже в 1565 году Иван Грозный включает Устюг в число опричных городов (всего 19 штук). В официальных же документах второй половины XVI века к названию города начинают присоединять эпитет «Великий». В XVII веке Великий Устюг становится одним из богатейших городов на Руси, чему способствовало также и то, что он избежал разорения в войне с поляками в Смутное время. Важно и то, что в Устюге торговый путь на Запад (по Северной Двине) сходился с древним Печорским путем (по Вычегде в северо-западную Сибирь). Поэтому Великий Устюг стал главным пушным рынком страны. Бурное развитие промышленности и торговли сопровождалось, как водится, процессом классового расслоения. В 1632 и 1648 годах в округе прокатилась волна стихийных народных восстаний. И вот, в конце XVII века массовый характер приобретает такая пассивная форма протеста трудящихся масс против угнетателей, как уход в Сибирь. Кроме того, царское правительство, будучи заинтересованным в скорейшем освоении богатых сибирских земель, предоставляло переселенцам определенные льготы. Так формировалось русское население Сибири, существенную часть которого составили бывшие жители Устюга. Но еще раньше в Сибирь из Устюга направились промышленники. Предприимчивые устюжане раньше прочих прошли вдоль и поперек всю Сибирь от Урала до Тихого океана, что и послужило толчком к началу великих географических открытий русских землепроходцев в Восточной Сибири и далее. Открытия эти начались в 1648 году походом Семена Ивановича Дежнева, жителя Устюга. Отправившись в путешествие на небольших судах - «кочах», Дежнев первым в мире доказал существование пролива между Азией и Америкой, подробно описал Чукотку, основал Анадырский острог и вернулся в Москву, где и получил по заслугам. Пролив впоследствии стал называться Беринговым, но открыл его Дежнев на 80 лет раньше. В 1649 году еще один устюжанин Ерофей Павлович Хабаров установил кратчайший путь из Якутска на Амур, проплыл по последнему до самого моря, составил описание увиденных земель и «чертеж реке Амуру». Теперь в его честь назван город Хабаровск. Но и на этом замечательные экспедиции устюжан не закончились. В 1697 году Владимир Атласов открыл и описал Камчатку и Курильские острова, открыв тем самым период интенсивного исследования берегов и островов Тихого океана. Именно донесения Атласова о Камчатке заинтересовали Петра I, и он распорядился организовать экспедицию к «неведомым землям». Начальником был назначен Витус Беринг. Экспедиция не дала желаемых результатов, зато вторая попытка удалась и вошла в историю как Великая Северная. Участники экспедиции не только описали северные и восточные берега России, но и проложили путь в Америку вдоль Алеутских островов. Интересно, что последняя экспедиция Беринга имела своей отправной точкой Вологду, а ее участники на две трети состояли из ее жителей. С открытием нового торгового пути в Западную Европу через Балтику, который был и удобнее и короче Северного морского пути, Сухоно-Двинская водная магистраль утратила свое былое значение. Так города русского севера оказались в стороне от новых торговых путей, что подорвало их экономику. Но судьба Великого Устюга отличалась от прочих. Причиной дальнейшему процветанию города послужили хорошо развитые многочисленные художественные ремесла (как, например, серебряная чернь), а также сохранившиеся связи с богатыми землями Сибири. И вот, прекратив торговать с Западом, устюжские купцы переключились на Восток. В 1745 году Михаил Неводчиков исследовал Алеутские острова, в 1748 году Афанасий Бахов совместно с якутским купцом Новиковым увидел неизведанные ранее северные берега Америки, в 1764 году купец Василий Шилов составил карту Алеутских островов и принял активное участие в их освоении. За это он получил от Екатерины II медаль «за усердие о взыскании за Камчаткою новых островов». В результате всех этих «взысканий» в 1789 году была организована Северо-Восточная компания, которая впоследствии стала называться Российско-Американской. Этой компании принадлежали все промыслы, расположенные по северным берегам Америки, на Алеутских, Курильских и других островах, «по Северо-Восточному океану лежащих». Одним из первых директоров компании становится устюжский купец Михаил Булдаков, зять Григория Шелихова (одного из основателей компании). Но вскоре Россия в результате русско-турецких войн получает выход к южным морям. Что обернулось выгодой для государства в целом, для Великого Устюга послужило началом упадка - сибирские товары стали следовать с Камы на Волгу и далее на юг. А когда в 1869 году открылся Суэцкий канал утратила свое значение и Кяхта, что привело к полному разорению тамошнего устюжского торгового общества. Неудивительно, что строящиеся во второй половине XIX века железные дороги обходят город стороной и Великий Устюг полностью утрачивает свое прежнее экономическое значение и величие. С XVII в. Великий Устюг стал центром художественных ремесел. В его активе просечное железо, разноцветная эмаль, чернь по серебру, резьба по бересте (шкатулки, туески), оковка жестью с рисунков типа морозных узоров («мороз по жести»), чеканка шитье бисером, изготовление изразцов для облицовки печей. В Устюге сохранились памятники церковного зодчества. Это исключительно постройки XVII и XVIII вв. Самый древний архитектурный памятник Великого Устюга - Успенский Собор (1619-1622 гг.). Он расположен в пределах центрального комплекса устюжских церквей - на набережной реки Сухоны, где также находятся собор Святого Прокопия (1668 г.), собор Иоанна Устюжского (1656-1663 гг.), церкви Алексея Митрополита (конец XVIII в.), Богоявления или Власьевская (1687-1689 гг.) и др. Один из основных архитектурных ансамблей Великого Устюга - находящийся в центре города комплекс сооружений Михайло-Архангельского монастыря ( 1653 г.). В состав его входят Архангельский собор, три церкви, трапезная палата, кельи и др. постройки. В Великом Устюге немало памятников светской архитектуры. Это главным образом жилые здания XVII - первой половины XIX вв. - купеческие особняки Шилова, Кузнецова, Захарова и др. В Великом Устюге действует историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, который имеет ценнейшие коллекции древнерусского искусства и народных ремесел. Значительный интерес представляет комплекс Троице-Гледенского монастыря (1659 г.) на противоположном берегу Сухоны, в месте впадения в нее реки Юг. На противоположном берегу реки Сухоны находится старинная Дымковская слобода с церквями Дмитрия Солунского (1700-1708 гг.) и Сергия Радонежского (1739-1747 гг.). За свою древнюю богатую историю, необычайно привлекательный величавый облик, целостность архитектурного ансамбля, красоту ландшафта, живописную природу Великий Устюг объявлен Родиной русского Деда Мороза, где находится его вотчина. На ее территории расположен Дом Деда Мороза и комфортабельные коттеджи, досуговый центр с сауной, бассейном. Для отдыха имеется весь необходимый инвентарь - лыжи, санки, лодки, удочки, надувные матрацы. Для занятий физкультурой и спортом есть стадион с беговыми дорожками, футбольным полем, волейбольной и баскетбольной площадками. Туристам предоставляется микроавтобус (автобус) для проведения экскурсий по городу и других мероприятий. Здесь можно покататься на лошадях, изготовить новогодний подарок в мастерской Деда Мороза, поводить хоровод вокруг елки, принять участие в многочисленных конкурсах. В городе Великий Устюг можно посетить городскую резиденцию зимнего волшебника, куда входят мастерская, сувенирная лавка и Почта Деда Мороза. Можно побеседовать и сфотографироваться с Дедушкой в тронном зале, отправить открытки и письма родным и близким со специальным штемпелем и автографом Деда Мороза. По информации СМИ ← Вернуться к спискуОставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |