Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Что было

Взрослея вместе со временем

30.06.2012

Те, кто часто ездил по России, наверняка видели остовы бывших коровников, заводы, превращенные в «блошиные рынки», заброшенные, умирающие деревни. Эти картины экономического упадка внезапно вспомнились во время просмотра на Московском международном кинофестивале ленты «Дверь» Иштвана Сабо.

Камерная работа, снятая замечательным мастером, действительно стала «дверью» - в мир духовного пространства. Зритель российского кино не избалован такими зрелищами: когда каждый кадр продуман и простроен, звучит красивая музыка, глаз не оторвать от актёров, а какие замечательные интерьеры, а как сняты гроза, листопад, метель?.. Не кино - сказка! Мы-то уже и забыли, что искусство обязано быть великой иллюзией – отражением заоблачного мира. Подумалось: неужто в нашем духовном пространстве великолепные «дворцы», созданные мастерами прошлого, безвозвратно разрушены?! А что осталось, кроме руин? «Лачуги» от прошлых времен и бездушные супермаркеты от новых?!

Фильм – экранизация романа Магды Сабо, однофамилицы режиссера. Книга переведена на множество языков мира, в том числе и русский. В основе сюжета отношения известной писательницы Магды (актриса Мартина Гедек) и экономки Эмеренс (Хелен Миррен), которую нанимают для ухода за купленным домом. Разумеется, режиссеру пришлось «спрессовать» огромный литературный материал в ограниченное экранное время. И всё-таки: избыток лучше, чем недостаток. Фильм о несходстве характеров и о смысле жизни пользовался большим зрительским успехом на кинофестивале. Правда, кинокритики сошлись во мнении, что рука знаменитого венгерского мастера слегка устала, и что Сабо «не тот», не сравним с прежним. Но одно можно сказать точно: режиссер не утратил чувство красоты и умеет его передать на экране.

«Дверь» - картина в «верхний мир», и её интересно сопоставить с ещё одной громкой премьерой – «Последней сказкой Риты» Ренаты Литвиновой. Абсолютный аншлаг сопровождал эту ленту на фестивале, у кинотеатра во время сеанса «Октябрь» даже машина «Скорой помощи» стояла, готовая принять «жертв искусства». Но, шутки в сторону: это действительно, талантливая работа, своего рода «люк», ведущий в «мир нижний» - царство смерти. Полпред потусторонних сил - Таня Неубивако (Рената Литвинова) является в нашу унылую действительность, чтобы известить пациентку Риту (Ольга Кузина) о неизлечимой болезни. В кадре есть судьба ещё одной женщины, депрессивного врача Нади (роль Татьяны Друбич).

Литвинова рассказывает: «Это принципиальный арт-хаус, мы снимали все в одном подвале и на улице, нелегально, потому что у нас не было денег подкупать московских чиновников. Все это было сделано без большого штата съемочной группы: я и две ассистентки... операторы менялись, соратников я среди них не нашла, но зато главными помощниками были актеры. Они были готовы на любые жертвы ради искусства. Но это был, конечно, смертельный эксперимент… Я снимала кино на свои деньги, я ни перед кем не должна давать отчет». Чтобы получить прокатное удостоверение, актрисе пришлось создать компанию, которую она назвала «Запределье» (в ленте фигурирует кафе с этим же именем).

Фильм можно назвать авторским монологом Ренаты Литвиновой. Вся картина держится на её своевольном, очаровательном и очень оригинальном таланте. Это, конечно, наш привет «серебряному веку» с его декадансом, упадничеством, символизмом и «отрывом от реальности». Кинокритик Андрей Плахов справедливо указывает на одну из особенностей ленты – это кино эпохи победившего феминизма, и в этом фильме, в сущности, не нужны мужчины. Может, именно потому, эта лента – о смерти?! Общество без мужчин не имеет продолжения, будущего.

Ещё одна «дверь» в потусторонний мир открылась в итальянской конкурсной картине «Присутствие великолепия» (режиссер Ферзан Озпетек). Главный герой, молодой человек Пьетро, занят как реализацией своей нетрадиционной сексуальности, так и профессиональным самоопределением. На обоих поприщах мало побед, зато в съемном доме к нему являются приведения - аж целая театральная труппа. Среди призраков есть и симпатичный гей, который пытается воодушевить Пьетро.

 Режиссер очень старается, чтобы зрителю было комфортно, и ему это удаётся: перед нами милая жизнь, с проблемами, конечно, ну куда ж без них?! Фильм эпохи победившего гомосексуализма, в котором, в сущности, женщины не нужны, ну, разве что для решения бытовых неурядиц, но никак не для любви. Режиссер всем арсеналом имеющихся у него художественных средств пытается доказать зрителю, что, мол, это нормально. Ой ли?! Картина хороша как пример обольщения ложными ценностями и смыслами и талантливого воплощения их на экране.

«Нижний мир», царство мёртвых, вообще был представлен в основном конкурсе солидно – сюда можно отнести и анимационную испанскую ленту «Апостол» (режиссер Фернандо Кортисо). Тут уже не дом с приведениями, а целая деревня, куда местные жители заманивают приезжих паломников, чтобы отдать их на растерзание призракам. Главный герой – вор, сбежавший из тюрьмы. Он попадает в плен потусторонних сил и волей-неволей становится на сторону добра. «Апостол» - оригинальная работа, выполненная в сложной кукольной технике. Фильм занимательный, по-своему красивый, даже завораживающий, но вот идея его слегка потонула, увязла в эстетических «кружевах». Режиссеру-дебютанту не хватило умения самоотстраниться от выполненной работы, форма и содержание вступили в незримый, неясно ощущаемый зрителем конфликт.

Но пора из нижних миров возвращаться в реальность - в конкурсном фильме эстонского режиссера Пеэтера Симма «Одинокий остров» нет никаких знаменитостей, вроде писательницы Магды, и действие обходится без «ангелов смерти», наподобие большой оригиналки Тани Неубивако. Перед нами обычная жизнь среднестатистических горожан: тут и профессор филологии, у которого нелады со взрослым сыном-путейцем, и девочка-инвалид, винящая в своём увечье любящую её мать, и нелёгкая работа местных полицейских-детективов, и влюблённый в молодую учительницу старшеклассник.

Сюжетных линий в фильме много, перед нами «кинороман» о жизни в современной Восточной Европе. Картина кардинально отличается от основного потока постсоветского кино: люди здесь не кричат даже в самых критических ситуациях, они внимательны друг к другу. Фильм был произведен усилиями Латвии, Эстонии, Белоруссии, и будет интересно проследить его прокатную судьбу: в каком из государств у него обнаружится больше поклонников?! Кино получилось достойным, умным; это «медленная» картина для неспешного просмотра. Но фильму не хватило очарования – возможно, потому, что сценарий несколько раз радикально переделывался, а замысел авторов резко менялся - от детского фильма до триллера, и наконец, до «бытового реализма».

Зато с очарованием всё в порядке в иранской конкурсной ленте «Взрослея вместе с ветром» (режиссер Рахбар Ганбари). Здесь есть «воздух», импровизация, ощущение чуда, полёта, незарепетированность и чуть-чуть романтики. Все эти качества начинают «работать» на восприятие уже много позже после просмотра.

Перед зрителем – современный Иран, но не тот, который подозревают в обладании ядерным оружием, а глубинно-провинциальный, в котором скотоводы-кочевники ещё живут племенами и их дом там, где лучше корм для овец. Десятилетний Аслан –  смышлёный, развитый парнишка, он лучший ученик в районе, но отец запрещает ему сдавать экзамены – в это время сын должен перегонять скот на новые пастбища. История о «жажде знаний», силе любви и борьбе за справедливость. Цельность этого фильма удивительна, она-то и дарит зрителю не заёмный оптимизм. Режиссеру удаётся создавать живые, не шаблонные образы героев, а главная удача картины – актёр-подросток.

Занимательное страноведение на большом экране позволило в дни фестиваля побывать и в самой настоящей китайской деревне (фильм основного конкурса «Вишенка на гранатовом дереве», режиссер Чэнь Ли). С художественной точки зрения картина откровенно слаба, но зато в нёй масса деталей, интересных для тех, кто хочет понять современный Китай. Творческая недостаточность как раз и диктовала режиссеру опору на «почву». Что ж, спасибо ему и на этом.

Жанр фильма определён авторами как комедия. Главная героиня, деревенская староста Кун Фаньхуа, хочет выиграть очередные выборы. Для поддержки она вызывает мужа из города (в конце фильма он сходит с ума – какая уж тут комедия!), мобилизует своих сторонников и влиятельных людей. Дело осложняет односельчанка, нарушившая третьей беременностью государственный закон о планировании семьи. Да и вообще, лиц, желающих занять место старосты – более, чем достаточно.

Самое ценное в фильме – детали. Китайская школа с детишками-пионерами. Деревенский двор с огромной чёрной свиньёй. Несколько пар ботинок, выданных вместо зарплаты одному из рабочих – обувь «разинула рот» через несколько дней. И, наконец, сами выборы – тайное голосование на виду у всех, то есть полный народный контроль. Никаких манипуляций с бюллетенями, подсчётом и пр.

Сравнения с нашей жизнью – напрашиваются. Тема свободных и честных выборов прослеживалась и в картине Люка Бессона «Леди» (Франция, фестивальная программа «Вокруг света»), посвященная женщине-легенде, лауреату Нобелевской премии, лидеру оппозиционного движения Бирмы Аун Сан Су Чжи (актерская работа Мишель Йео). Лента носит скорее просветительский характер, чем художественный. Главная героиня - дочь расстрелянного военными генерала Аун Сана. Она вышла замуж за иностранца и вместе с мужем и двумя сыновьями благополучно живёт в Англии. В Бирму женщина возвращается, когда узнает о тяжелой болезни матери. На родине Аун Сан Су Чжи сталкивается с произволом и насилием хунты: военные жестоко подавляют восстание студентов. Она остаётся в Бирме, чтобы возглавить движение за свободные выборы. Её муж, профессор Майкл Эйрис (роль Дэвида Тьюлиса), всячески поддерживает её политическую борьбу. Он умирает в разлуке - Аун Сан Су Чжи, покинь она страну, не смогла бы вернуться на родину.

В фильме есть сцены, где бирманская полиция разгоняет демонстрантов, требующих свободных выборов. Эти кадры зрители встречали аплодисментами, приветствуя таким образом борцов за демократию. Рукоплескать художественной стороне ленты, увы, не приходилось – картина удивительна своей шаблонностью. Это взгляд на Бирму и её жителей извне, без всякой попытки понять и отразить сложность происходящих там процессов. Да и образы главных героев весьма статичны – от начала до конца ленты.

Тут самое время вспомнить ещё одну экранизированную биографию, показанную на фестивале. Фильм Виталия Мельникова «Поклонница» (программа «Гала-премьеры») рассказывает о знакомстве и отношениях Чехова (роль Кирилла Пирогова) с литераторшей-дилетанткой Лидией Авиловой (актриса Светлана Иванова), ставшей прототипом нескольких героинь в творчестве писателя. Фильм основан на реальных событиях, и режиссер старается быть точным в деталях и в передаче атмосферы эпохи.

Что в результате? Получилась вполне благонравная лента, которая придётся по вкусу учителям литературы и преподавателям филологических вузов. Картина и должна была выйти к юбилею Чехова, два года назад - в январе 2010 года исполнилось 150 лет со дня рождения писателя. Помешал финансовый кризис, съемки затянулись. Честно говоря, «малобюджетность», она же благородная бедность, так и сквозит в каждом кадре. И всё-таки: по своим художественным достоинствам «Поклонница» выше «Леди». Из отзывов зрителей-блогеров: «Поклонница» - это и есть настоящее патриотическое кино, а не разудалая псевдо патриотическая клюква, которую любят снимать за государственный счет».

 Итак, 34-й Московский международный кинофестиваль позади. Награды вручены, гости разъехались, затихли маленькие медийные скандалы. Наблюдая ММКФ много лет в динамике, можно было заметить, что нынешний праздник кино был событием не идеологическим и не светским, а прежде всего деловым и рабочим. Наверное, такой «имидж» - самый выигрышный из возможных. «Это были чудесные дни, - пишет своём фестивальном дневнике блогер Александр Мысленков. - Переживания были разными, но всегда яркими, глубокими и запоминающимися. Я ведь люблю путешествовать. А фестиваль дал мне такую возможность. Я побывал в Англии, Армении, Румынии, Чехии, Бразилии, Испании, Германии, Китае, Западной Сахаре (дважды), на острове Мэн. Даже на Луне!»

А ещё кинофестиваль дал возможность воспользоваться «машиной времени» и побывать в недавнем прошлом – в 70-х годах советского времени. Это такие картины, как, например, «Ана-Бана» (режиссер Эдуард Оганесян, конкурс «Перспективы») и «Мотылек» (Вячеслав Семенов, программа «Вокруг света»). Страсти улеглись, и наша недавняя история теперь вспоминается с ностальгией, без излишней политизации. Искусство – вечно, и потому – всесильно…

 

Лидия Сычева

вернуться

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru