православный молодежный журнал | |
Что былоVIII Феофановские чтения22.10.2014
22 октября в Издательском Совете Русской Православной Церкви прошло открытие VIII Феофановских чтений. На повестке дня стояло рассмотрение хода подготовки к предстоящему 200-летнему юбилею святителя Феофана, Затворника Вышенского. А также обсуждение работы над Полным собранием творений преосвященного и издание «Летописи жизни и трудов Феофана Затворника». Открытие чтений началось с молебна в домовом храме Издательского совета Русской православной церкви, затем последовало пленарное заседание. Для участия в мероприятии, посвященном жизненному пути и творческому наследию святителя Феофана, в зале Издательского Совета собрались гости с разных уголков России. С приветственным словом выступил Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент: «2014 год – последний предъюбилейный год, в 2015 мы будем отмечать 200 лет со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского. Это очень важная дата в нашей жизни. Святитель Феофан – замечательный учитель христианской жизни, и грядущий юбилей – это повод еще раз обратиться к его духовному наследию, увидеть, что актуального в его письмах есть для нашей современной жизни».
После владыка рассказал о программеVIII Феофановских чтений. В первый день мероприятия состоялись заседания по двум секциям. I секция включала в себя доклады о жизни и богословском наследии святителя Феофана Затворника. II секция – о роли святителя в отечественной духовной и светской культуре. Во вступительном слове владыка Климент отметил, что в центре внимания святителя Феофана всегда находилась жизнь человека, которую преосвященный понимал как подвиг соединения с Богом. Немаловажное место в человеческой судьбе для святителя Феофана занимала молитва. Именно молитва выступает средством общения и обращения человека к Богу. Не зря преосвященный в своих трудах так часто упоминал слова апостола Павла: «Непрестанно молитесь», подчеркивая этим особый характер молитвы – она должна иметь непрестанность, то есть постоянство. «Молитва есть возношение ума и сердца к Богу. Это дыхание, дыхание духовное. В молитве раскрываются глубины нашего сердца. Страх Божий рождает молитву и освежает совесть», – процитировал слова святителя владыка. Также в ходе заседания митрополит Климент рассказал, что в настоящее время Научно-редакционным советом при Издательском совете ведется работа по изданию творений святителя Феофана в 40 томах. В ходе работы над изданием Полного собрания сочинений была проведена текстологическая расшифровка рукописей святителя, среди которых труды Феофана о церкви, его лекции по церковному законоведению, а также многочисленные переводы религиозных текстов.
На данный момент завершен первый том «Летописи жизни и трудов святителя Феофана», в который, с использованием не опубликованных ранее архивных источников, включены более тысячи новых фактов биографии и творческой деятельности преосвященного в период с 1815 по 1859 гг. Всего, полагается, будет 5 томов этого издания. Руководитель биографической группы по подготовке Полного собрания творений Марина Щербакова в своем докладе сообщила: «Летопись жизни и трудов» – это хронологический свод материалов и документов, почерпнутых из архивов редких книжных изданий XIX века. Таким образом, летопись является глубоким познавательным чтением о жизни выдающегося иерарха русской церкви, о его творениях, соотнесенных с эпохой и ключевыми тенденциями времени. Наконец, летопись – важный шаг в составлении научной биографии». В ходе первого дня чтений участники и гости мероприятия прослушали более 20 докладов, посвященных жизни и творчеству святителя Феофана. В знак особой благодарности к непрерывной, усердной работе митрополита Климента над изданием Полного собрания творений, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий преподнес владыке труд святителя Феофана с личными пометками преосвященного.
На итоговом заседании первого дня чтений митрополит Климент сердечного поблагодарил всех участников за успешную и плодотворную работу по изучению духовного наследия великого русского подвижника и аскета святителя Феофана, Затворника Вышенского. Также владыка Климент выразил надежду на скорейшее завершение работы над «Летописью жизни и трудов». В следующие два дня VIII Феофановских чтений участники отправились в Успенский Вышенский монастырь на место духовного подвига святителя. Биографическая справка Святитель Феофан (в миру – Георгий Васильевич Говоров) родился в семье священника 10 января 1815 года. Родители с детства воспитывали сына в духе христианской любви и церковности. Отец Феофана часто брал с собою сына в храм Божий, предрекая ему будущее «или звонаря, или архиерея». В 1823 году Георгий поступил в духовное училище города Ливны. Через 6 лет как лучший ученик переведен в Орловскую духовную семинарию. Впоследствии по ходатайству епископа Орловского и Севского Никодима был отправлен в Киевскую духовную академию. Именно в Киевской академии Георгий начал развивать свой писательский талант. Как отмечали преподаватели, «никто лучше его не писал, однако по скромности своей он зачастую стеснялся читать вслух свои сочинения». В академии Георгий показывает себя как человека кроткого, истинно преданного служению Богу. Здесь же впервые задумывается о монашеском подвиге. 15 февраля 1841 года Георгий Говоров с разрешения высшего духовного начальства был пострижен в монахи с именем Феофан, что значит «Богом явленный». А некоторое время спустя рукоположен сначала в сан иеродиакона, а затем – во иеромонаха. Почти сразу после окончания академии преподавал в Киево-Софийском духовном училище (латинский язык), затем – в Новгородской семинарии (психологию и логику), и наконец – в Санкт-Петербургской духовной академии (кафедра нравственного и пастырского богословия). В 1846 году назначен инспектором Петербургской академии и удостоен звания соборного иеромонаха Александро-Невской лавры. В 1847 году направлен по инициативе императора Николая I в ходе Русской Духовной Миссии в Иерусалим. Целью Миссии было установление контактов с греческим и арабским духовенством на Святой Земле, совершение богослужений и поддержка прибывающих в Иерусалим русских паломников. 1848-1854 гг. ознаменованы непрерывной деятельностью иеромонаха Феофана по переводу греческих текстов, имеющих важное значение для истории Восточной Церкви. Также в Святой Земле отец Феофан начал серьезно заниматься живописью и иконописью. 4 апреля 1855 года за свои труды в составе Миссии отец Феофан возведен в сан архимандрита, а два года спустя году назначен на должность ректора крупнейшей тогда в России Санкт-Петербургской духовной академии. Летом 1858 святитель возведен в епископский сан. 5 июля 1859 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, святитель Феофан вступил в управление Тамбовской епархией, в которой прослужил 4 года. В это время он активно участвовал в открытии церковно-приходских училищ, воскресных и частных школ. Во время пребывания на Тамбовской кафедре посетил Вышенскую пустынь и окончательно убедился в желании затворнической жизни. В 1863 переведен на епископскую кафедру в город Владимир как епископ. 17 июля 1866 епископ Феофан освобожден от управления Владимирской епархией с назначением настоятелем Вышенской пустыни. В письмах к своей знакомой святитель признавался, что не променял бы Вышу не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но даже на Патриаршество. «Вышу можно променять только на Царство Небесное», – писал преосвященный. С этого момента начался самый главный период в жизни святителя – период его затворничества, который продолжался 28 лет. До 1872 года епископ принимал посетителей, служил литургии, говорил проповеди, а с 1873 года его затвор становится совершенным. Именно в затворе написана большая часть его богословских произведений и писем. Главная тема творений Феофана Затворника – спасением во Христе. Его основные труды – «Путь ко спасению», «Порядок богоугодной жизни», «Письма о духовной жизни», а также множество переводов (Слов преодобного Симеона Нового Богослова, «Невидимой брани» Никодима Святогорца). Венцом богословского творчества стал перевод с греческого на русский язык пятитомного «Добротолюбия» – сборника творений учителей христианского аскетизма. «Наш святитель никого никогда не осуждал, не любил разбирать дел человеческих и говорить о чем-либо мирском, суетном, тленном. Он был как бы проникнут весь духовностью, и тело свое питал для того только, чтобы оно помогало духу его жить свободно, легко…» – отзывались о Феофане его современники. Особым проявлением Божией милости к святому стало то, что святитель Феофан Затворник преставился на праздник Богоявления 6 января 1894 года в возрасте 78 лет. В 1988 году был причислен к лику святых, «как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества». В 2009 году мощи святителя были перенесены в Свято-Успенский Вышенский монастырь. В настоящее время при монастыре открыт музей и мемориальная келья святителя. Значение личности и трудов святителя Феофана, Затворника Вышенского, невозможно переоценить и в наши дни. Как отмечают биографы преосвященного, «за последние 20 лет истории нашей Церкви для многих людей труды Феофана Затворника стали основой для обращения к вере. И сегодня святитель Феофан является для всех православных христиан современной России подлинным отцом и учителем, мудрым наставником на пути ко Христу, на пути духовного и нравственного совершенствования».
Елизавета Иванчина
|
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |