Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Что было

От Пушкина до Интернета

27.11.2014

В преддверии Года русской литературы в пресс-центре «Россия сегодня» состоялся круглый стол на тему «Русская культура и вера: от Пушкина до Интернета». В рамках мероприятия обсуждались вопросы влияния православия на русскую культуру, христианские традиции в русской литературе, а также воздействие интернета на современную прозу.

 

Русская культура и вера: от Пушкина до Интернета

У русской литературы одно будущее: ее прошлое?

 

Открыл заседание вступительной речью председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. В своем выступлении владыка отметил, что тема духовного искательства на протяжении последних двух столетий является одной из ключевых в творчестве русских писателей. Несмотря на коренные изменения политической и социальной сфер жизни общества, на семидесятилетнее духовное забвение времен Советского Союза, русский народ не перестал задумываться над вопросом духовного выбора.

Почему, невзирая на тонны ежегодно выпускаемых томов современной литературы, люди продолжают тянуться к бессмертной русской классике? Потому что в основе ее – нравственный критерий, исходящий, так или иначе, из евангельских заповедей. В современной литературе попросту не существует идеала, о котором хотелось бы читать, у которого хотелось бы учиться. В то время как классические произведения являют миру примеры человечности, его нравственной чистоты и искренности.

«Последние два десятилетия будто сняли оковы цензуры с писателей. Но стало ли это импульсом к появлению глубокой, нравственной и талантливой литературы? Писателей много, премий вручается тоже много, однако читатели все больше возвращаются к старой, проверенной, излюбленной классике в поисках глубокого смысла и настоящего творчества. Потому что сама по себе свобода слова не является причиной появления ярких, талантливых писателей. Для развития настоящего таланта необходимо прочное основание духовной и культурной традиций», – подчеркнул в своей речи владыка.

 

Пушкиных надо растить с детства

 

В современном мире автору сложно избежать соблазна и не прибегнуть к разного рода компиляциям и плагиату пусть даже не текста, но чужой мысли. Одним из шагов, которые предпринимает Русская Православная Церковь в направлении развития отечественной литературы, является учреждение Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Задача премии – поддержать писателей, которые в своем литературном творчестве значительное внимание уделяют укреплению нравственных устоев общества и сохранению духовных традиций отечественной культуры. Духовная основа русской литературы – главная тема конкурса. Митрополит Климент выразил надежду на то, что данная премия позволит вовлечь значительное число молодых, талантливых ребят в творческую деятельность по исследованию духовных основ отечественной культурной традиции.

«Пушкиных надо растить с детства, – заметил владыка, – Александр Сергеевич ведь с детства увлекался чтением, поэзией. Если мы будем способствовать развитию у детей интереса к литературе, то у нас появятся писатели, которые будут любить творчество и весь свой талант развивать в этом направлении».

Также владыка высоко оценил деятельность издательства «Никея» по реализации проекта «Классика русской духовной прозы». Выпуск серии православных книг является достойными примером для многих православных издательств. Ведь духовная литература – это не только молитвословы, акафисты и сборники житий святых. Работа православных издательств должна включать в себя издание серьезной классической литературы, которая бы раскрывала перед нами духовный мир нашего народа, помогала бы нам лучше познать то литературное культурное наследие, которое сформировалось под влиянием православия.

 

Русская литература родилась в купели православия

 

«Творчество – это одна из сторон жизни, продолжение образа Божьего, который вложен в человека. Если прочитать Символ Веры по-гречески, мы услышим: «Верую в Творца неба и земли», то есть в поэта неба и земли. Бог сочинил небо и землю, он был первым поэтом, первым творцом. И человек по его образу призван творить», – отметил в своем выступлении иеромонах Симеон, преподаватель Московской духовной академии. – Русская литература родилась в купели православия».

Русская классика возникла на фундаменте тысячелетней России, впитав в себя духовный опыт предыдущих поколений. Если обратиться к истории, мы увидим, что бессмертной литературы девятнадцатого века могло бы не быть, если бы не было ее истоков. Первым литературным произведением было «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, первым историческим произведением – «Повесть временных лет» – преподобного Нестора – монаха, причисленного к лику святых. Первым, в современном понимании, поэтом был иеромонах Симеон Полоцкий, а первым книгопечатником – дьякон Иван Федоров. Русская литература родилась в недрах церкви, в монастырях, среди священства, которое было самым образованным слоем.

«Нужно помнить, что русская литература не родилась сама собой, она была преемственно связана с древнерусской литературой. Я бы сказал, что классическая русская литература – это чаепитие после литургии: самое главное духовное действо уже состоялось, а литература – продолжение разговора о жизни, о промысле Божьем, о наших взаимоотношениях друг с другом», – подытожил иеромонах Симеон.

 

К Богу или от Бога: пять стадий греха

 

Практически вся классическая литература последних веков показывает два пути героя: к Богу или от Бога. Герои либо ищут спасения своей души, либо – уходят от него. Один из участников заседания, историк русской литературы Александр Ужанков рассказал присутствующим о «теории прилога». Данная теория включает в себя пять стадий развития греха: от первого прилога или помысла до грехопадения или страсти.

Профессор рассматривал теорию на примере таких известных классических произведений, как «Бедная Лиза» Карамзина, «Гроза» Островского и «Анна Каренина» Льва Толстого. Рассматривая судьбу каждой героини в разрезе «теории прилога», мы видим, что первая стадия страсти – появление еще не греховного помысла (так, Лиза увидела Эраста, Каренина – Вронского, Катерина – Бориса). Прилог – это зарождение мысли, которую можно было бы отогнать – и ничего бы не случилось.

Вторая стадия греха – сочетание. Это совпадение собственной мысли с чужой, укрепление греха. (Так, мать Лизы, увидев Эраста, зароптала: «Был бы у тебя такой жених!». Каренина заметила, что Китти неравнодушна к Вронскому, а Катерина поделилась своим чувством с подругой Варварой). Мысль сочлась и тем самым укрепилась в душе каждой героини.

Третья стадия – кульминация – стадия сложения. Если в этой стадии герой испытает покаяние – он вернется в исходную точку. (Так, Катерина получает от Варвары ключ для тайных свиданий с Тихоном. Она могла не взять ключ, но она – взяла). Если нет, то дальше следует пленение.

Четвертая стадия – плен. (Каренина отвечает мужу: «Уже поздно». Каренин думает, что жена говорит о времени суток, но «поздно» не потому, что уже ночь, а потому что героиня – в плену греха).

Последняя стадия – страсть или грех.

Все вышеперечисленные авторы доказывают, что грех не останавливается на чем-то одном. Преступление перед мужем, перед семьей тянет еще большее преступление – перед Богом. Каренина, Лиза, Катерина – все они кончают жизни самоубийством. Все они уходят от Бога.

 

Интернет: от беса или прогресса?

 

Еще одной темой обсуждения в рамках мероприятия стало влияние Интернета на современную культуру. Владыка Климент заметил, что Интернет сам по себе не является воплощением некоего абсолютного зла. Это просто технология передачи информации, какой в свое время были пергамент, берестяные грамоты или глиняные таблички. Однако главное свойство Интернета в том, что он очень быстрый, а значит, все плохое в нем появляется и распространяется тоже очень быстро. А для создания плохого большого ума не надо. Другое дело – что-то хорошее, талантливое, глубокое. Для создания такого произведения нужны усилия, нужно время, нужен определенный настрой. Притом настрой духовный. И тот, кто создает такие произведения, сам должен быть носителем этого духа, этого хорошего. В современном мире выходит так, что Интернет – конечно же, детище прогресса. Однако такое детище, которое неминуемо ведет к бесу. Потому что только единицы в наше время способны отыскать в нескончаемых лабиринтах всемирной паутины то самое – разумное, доброе, вечное.

 

Единая история. Единая литература

 

В настоящее время встает о том, что же такое духовная литература? Как правильно разделить и авторов, и произведения на духовные и светские? Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Воропаев так ответил на этот вопрос: «На данный момент нет теоретических работ, которые разъясняли бы, чем отличается духовная литература от светской литературы. Потому что духовная литература имеет много общего со светской, для нас привычной. Церковная литература имеет отличия от светской: прежде всего, ее цель – научение смыслу жизни согласно христианскому вероучению, а истоком этой литературы является, конечно, Евангелие».

До 1917 года в России не было разделения на светскую и духовную литературы. Была единая история, единая литература – единый процесс. «Духовная литература – это двуглавый орел: одна часть смотрит на земное, другая – на небесное. Но все это – в одном существе, которое не стоит разделять», прокомментировал иеромонах Симеон.

Русская классика возросла на благодатной почве святоотеческой литературы минувших столетий. Но чтобы дать миру Пушкина и Достоевского, Толстого и Чехова, Россия должна была пройти восьмивековой путь духовного обогащения и искания.

 

Новое видение старых истин

 

В ходе мероприятия встал вопрос о необходимости переосмысления русской классической литературы. Отрицать ее духовную первооснову – совершенно бессмысленно. Но прежде чем отрицать, ее необходимо осознать. А для этого нужен новый взгляд и новое видение, отличное от того, что давалось ранее. Совершенно очевидно, что в советское время ни о какой духовной составляющей не могло быть и речи, но если мы взглянем еще раньше, в золотой девятнадцатый век? Можно ли осмелиться назвать Катерину Островского «лучом света в темном царстве»? Можно ли считать бедную Лизу святой мученицей? Можно ли верить Белинскому с его материалистическими трактовками произведений? Задача нашего поколения – вернуть истинные авторитеты русской литературе, расставить нужные акценты. И осознать – не может быть правды художественной без правды Божьей.

Подводя итог заседания и говоря о современном «герое нашего времени», митрополит Климент отметил: «Есть такая добродетель – любовь. Она сейчас опошлена. Нужно показать в произведениях подлинную, настоящую, жертвенную любовь. Не только к отечеству, но и к семье. И настоящим героем времени должен стать тот, кто такую любовь сбережет».

 

Держаться корней

 

Отношение современного человека к русской истории, русской культуре в целом и литературе в частности вызывает серьезные опасения. Даже студенты ведущих вузов страны зачастую попросту не знают ключевых событий истории своего отечества, не читают даже так называемых «программных» произведений классических писателей первой величины, что говорить о поэтах и писателях второго плана… Новое поколение стремится идти по излюбленному пути – наименьшего сопротивления. Пути, в котором на помощь приходят все самые изощренные ухищрения современности. Шедевры русской классики – в кратком пересказе, контрольные и экзамены – сданные с помощью любимого смартфона, нежелание знать историю своей страны оправданное нежеланием жить в своей стране. Чтобы стоять, мы должны держаться корней. Но мы не только не держимся, не только предаем их забвению, но и рубим – себя, свою историю, свои традиции – под самый корень.

Знание собственной истории и литературы – существенный показатель культуры страны в целом. Возродившиеся с новой силой западнические взгляды девятнадцатого века душат весь патриотизм, всю самобытность и незаурядность русского народа. Мы должны «воспрянуть ото сна», чтобы не повторить духовного обморока последнего столетия. Истинные ориентиры всегда есть, были и будут. И путь к ним всегда нелегок, а зачастую тернист и тяжел. Как и путь к Богу.

Как же сильно и жизнеутверждающе звучат в этом контексте строки Владислава Ходасевича, написанные им в самые переломные годы российской истории прошлого столетия:

Не так ли должен я поднять

Весь груз страстей, тревог,

И слез, и счастья – чтоб узнать

Простое слово – Бог?

 

Елизавета Иванчина

вернуться

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru