Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Почитать

Воздух современной поэзии высок

Альманах «День поэзии XXI век, 2022-2023»

Мощный монолит альманаха «День поэзии» непроизвольно отсылает к советским временам, когда, несмотря на все издержки, поэзия и определённые издания играли и социальную роль, будучи востребованными, читаемыми, даже и популярными…

Итак, новый номер альманаха – «День поэзии XXI век, 2022-2023»…

Он богат – представляя срез современного поэтического пространства, вероятно, охватывает всё лучшее, что предлагает сегодняшняя поэзия; но также и ярко представлены юбилейные и мемориальные разделы…

Годы были обильны юбилеями: здесь и Тютчев, и Алексей Толстой, и Брюсов; вспоминаются и не столь давно ушедшие Сергей Мнацаканян, Борис Романов, Владимир Костров…

Впечатляет статья Вячеслава Лютого об Анатолии Аврутине: глубоко проникающая в корневую сущность поэта, исследующая различные ракурсы творчества…

Сильно звучат стихи Аврутина:

И когда старика роковая печаль одолела,

И когда ощутил он, как мало оставлено дней,

Тяжело прохрипел: «А какое, какое мне дело,

А какое мне дело до Родины гиблой моей?..

Что с того, что она одарила меня травостоем,

Где росинка к росинке, где солнце рассыпано вдрызг…

Мне внушали всю жизнь, что мы Родины нашей не стоим,

Что мы только песчинки, лишь брызги разбрызганных брызг.

Трагедия бытия рассматривается поэтом через призмы, связанные с космосом и… Родиной: её восприятием, счастьем и болью…

Рокочут ритмы Владимира Алейникова: наполненные метафизикой и тайной, в том числе возникновения музыки – вечной музыки бытия, без которой его невозможно представить:

Откуда бы музыке взяться опять?

Оттуда, откуда всегда

Внезапно умеет она возникать –

Не часто, а так, иногда.

Откуда бы ей нисходить, объясни?

Не надо, я знаю и так

На рейде разбухшие эти огни

И якоря двойственный знак.

Лёгкостью – сквозь бытийную тайну отчаяния, ибо движение жизни известно в какую скатывается бездну, – звучат стихи Николая Алешкова, пронизанные солнцем жизнелюбия:

В это утро, солнечное, летнее,

Думать – далеко ли до черты

Просто лень. И помыслы чисты.

Радуюсь, что лето не последнее

На моём веку.

Собственную мифологию, базирующуюся на славянской традиции, – предлагает стихом чеканным и литым Владислав Артёмов:

Мы пойдём с тобою по дороге,

Там, где сосны в золоте смолы,

Где крадутся меж деревьев боги,

Для чего-то прячась за стволы.

Коротка дорога, далека ли,

Вдаль от нас бежит или же к нам,

Помнишь, эти боги окликали,

Называли нас по именам.

Шаровая мощь и по-хорошему избыточная яркость присущи поэзии Юрия Беликова: бушующей и неистовой, вместе – своеобычно-музыкальной, и – бесконечной, как воздух:

Я видел дуб – без кроны и корней.

Его спилили – обратили в плаху

и на скрещенье мировых путей

установили – подивись размаху!

И слышится: «Каков был исполин!

А кольца! Кольца! Прямо вековые.

Неисправим. Дуплист. Неиспалим.

Хотя ещё палили при Батые.

Волшебной алхимией звука и смысла поют, устремлённые к духовному сердца мира, созвучия Натальи Гранцевой:

В молитве полуночной благодаренья,

Я знаю, есть миг золотого смиренья,

Когда отворяет воскресшее зренье

Реликтовый свет неземного творенья.

Цветовая гамма мысли завораживает…

Необычно раскроется «Средиземное море», представленное Сергеем Донбаем:

Это море работает без утомленья,

Чтоб поддерживать в нас вещество удивленья.

Доставать из своей непроглядной пучины

Человеческой памяти сны и причины.

И рождать из своей ненаглядной волны

Песнь прибоя, в которую мы влюблены.

Ласковыми волнами переливаются, блестят словесные аккорды…

Трагическим изломом бытия полнятся стихи Валентины Ерофеевой: музыка их, однако, целит от окончательной безнадёжности:

Измучились и ночь и тишина

От несвобод словесных оболочек.

И опустело место у окна,

И будничная музыка слышна,

И сердце болевых лишилось точек.

Совмещая – лирический порыв и напряжённое метафизическое осмысление данности, волхвует Максим Замшев:

Прозвени, – это так обаятельно, –

Проржавевшим ключом.

За порогом твоим обыватели

Говорят ни о чём.

Вроде, думаешь, март, и – пожалуйста, –

Всё снега да снега.

Вроде, думаешь, фарт, но без жалости

Не возлюбишь врага.

Изысканны и мудры созвездия созвучий Светланы Кековой:

Птица пролетит, как тень разлуки...

Ты узнаешь детский наш секрет:

терпит тело родовые муки в час,

когда душа рождает свет.

Мысль о мысли – о сферах мысли – щедро работает в спокойных словесных построениях Вячеслава Куприянова:

Есть ёмкая сфера незримого

Над геологическими сдвигами истории,

Вещая сфера Анаксагора и Вернадского,

Где очевидна мысль, ещё неизречённая…

Все ли мысли человечества запрограммированы?

Поэзия настраивает на мистический лад: ибо часто и самому поэту неведомо, из каких бесконечных кладовых приходят стихи.

Легко и вольно, точно играя – но при этом совершенно всерьёз, – вьётся напевный, нежно-музыкальный стих Дмитрия Мизгулина:

Облетели, опустели

Почерневшие леса.

Отзвенели птичьи трели,

Помутнели небеса.

Затуманились просторы,

Ободрилось вороньё.

В обустроенные норы

Отправляется зверьё.

Изыскана музыка Олеси Николаевой; то, что корневые темы человечества – такие, например, как Теодицея – диктуют оную музыку, подчёркивает глубину проникновения поэтессы в суть вещей:

Это кто этот мир, этот сад

преподносит как чёрный квадрат –

дырку в грубой бездушной рогоже,

уверяя: никто не воскрес!

Нет ни глаз, ни ушей у небес.

Ничего у них нет. Ничесоже!

Ярко развеваются строки Николая Переяслова: словно и слова, составившие строки, приобретают особый – в меру индивидуальности – цвет:

Смята мраком сугробов перина,

волчьи свадьбы вершатся в бору.

Мир затих. Только имя Марина

бьётся птицей на чёрном ветру.

Разнообразно строится поэтический пантеон Виктора Петрова: есть жёсткие созвучия, продиктованные реальностью, пропущенной сквозь фильтры дара, есть – наполненные нежностью, а иные – совмещают и то и другое, точнее раскрывая сущность действительности:

А я голубь!.. Не жаворонок, не сова:

Спать ложусь – как ложусь, и встаю – как встаю.

Караулят меня вертухаи-слова,

Чтобы всё позабыл, даже любовь твою.

Мне куда от них?! Только и сам не уйду...

Отбываю тюремный пожизненный срок:

Радость радует, или бедую беду –

Вижу неба клочок за решёткою строк.

Патриарх современной поэзии Юрий Ряшенцев верен себе – и необычностью острого звука, и точностью представляемых словесно картин, и – своеобразной радугой эмоций, разлитой в недрах стихов:

Травы августа были густыми.

И гусята по воле гусыни

пробивались к прохладе речной.

И счастливое пение речки

в золотом среднерусском колечке

отменяло египетский зной.

Вольно, как Волга, поэтическое дыхание Валентина Сорокина:

В поздний час я молчалив и светел,

Звёздных дум никто не запретит.

По равнине белой белый ветер,

Белый ветер стонет и летит.

Замело селения до крыши,

И такой клубится непокой,

Словно Бог недавно глянуть вышел,

И вздохнул, и вдруг махнул рукой!..

Двойственность, амбивалентность всего, представляемого миром, ярко-гранёными строчками показывает и подчёркивает Евгений Степанов, чья литые формулы строк всегда просвечены красотой и мудростью:

Эта грань, точно краска, размыта.

И богат иногда нищеброд.

А в герое – замашки бандита.

А бывает и наоборот.

Нет большого ума в укоризне.

Я ругаться давно перестал.

Эта пьянь что-то знает о жизни,

Что не знает иной аксакал.

Сладкой земной горечью пенятся строки Валерия Сухова:

Травою заросла могила.

Я не был больше года здесь.

Пусть мать меня за всё простила,

Но головой качает лес.

Красивы и высоки стихи Андрея Шацкова, словно всё в них – отражается в небесных кристаллах, и интервью с поэтом, приуроченное к юбилею, хорошо демонстрирует крупную меру восприятия поэзии, как феномена…

И вспыхивает разноцветно стихи:

Вот и август прошёл, и сентябрь настал,

Приближается бабьего лета кончина.

И в бездонные воды, как в чёрный хрусталь,

Замирая, глядится лесная лещина.

Песни Бориса Шигина своеобразно связаны с тишиной: будто и – рождены ею: бескрайне-мудрой:

Ах, этот пьяный воздух грозовой,

звенящая до боли тишина:

не слышно будет вопля – хоть завой,

начни петь песню – будет не слышна.

…Воздух современной поэзии высок, и сколь бы ни была она не востребована обществом, сколь бы ни существовала в малотиражье, всё равно – мощно, энергетийно, светозарно облучает она социум, увеличивая его шансы на духовное возрастание; и альманах «День поэзии XXI век, 2022-2023 гг.» доказывает это.

 

Автор: Александр БАЛТИН

Впервые опубликовано на сайте «День литературы», 08.01.2024

вернуться

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru