православный молодежный журнал | |
ПочитатьВоздух современной поэзии высокАльманах «День поэзии XXI век, 2022-2023»Мощный монолит альманаха «День поэзии» непроизвольно отсылает к советским временам, когда, несмотря на все издержки, поэзия и определённые издания играли и социальную роль, будучи востребованными, читаемыми, даже и популярными… Итак, новый номер альманаха – «День поэзии XXI век, 2022-2023»… Он богат – представляя срез современного поэтического пространства, вероятно, охватывает всё лучшее, что предлагает сегодняшняя поэзия; но также и ярко представлены юбилейные и мемориальные разделы… Годы были обильны юбилеями: здесь и Тютчев, и Алексей Толстой, и Брюсов; вспоминаются и не столь давно ушедшие Сергей Мнацаканян, Борис Романов, Владимир Костров… Впечатляет статья Вячеслава Лютого об Анатолии Аврутине: глубоко проникающая в корневую сущность поэта, исследующая различные ракурсы творчества… Сильно звучат стихи Аврутина: И когда старика роковая печаль одолела, И когда ощутил он, как мало оставлено дней, Тяжело прохрипел: «А какое, какое мне дело, А какое мне дело до Родины гиблой моей?.. Что с того, что она одарила меня травостоем, Где росинка к росинке, где солнце рассыпано вдрызг… Мне внушали всю жизнь, что мы Родины нашей не стоим, Что мы только песчинки, лишь брызги разбрызганных брызг. Трагедия бытия рассматривается поэтом через призмы, связанные с космосом и… Родиной: её восприятием, счастьем и болью… Рокочут ритмы Владимира Алейникова: наполненные метафизикой и тайной, в том числе возникновения музыки – вечной музыки бытия, без которой его невозможно представить: Откуда бы музыке взяться опять? Оттуда, откуда всегда Внезапно умеет она возникать – Не часто, а так, иногда. Откуда бы ей нисходить, объясни? Не надо, я знаю и так На рейде разбухшие эти огни И якоря двойственный знак. Лёгкостью – сквозь бытийную тайну отчаяния, ибо движение жизни известно в какую скатывается бездну, – звучат стихи Николая Алешкова, пронизанные солнцем жизнелюбия: В это утро, солнечное, летнее, Думать – далеко ли до черты Просто лень. И помыслы чисты. Радуюсь, что лето не последнее На моём веку. Собственную мифологию, базирующуюся на славянской традиции, – предлагает стихом чеканным и литым Владислав Артёмов: Мы пойдём с тобою по дороге, Там, где сосны в золоте смолы, Где крадутся меж деревьев боги, Для чего-то прячась за стволы. Коротка дорога, далека ли, Вдаль от нас бежит или же к нам, Помнишь, эти боги окликали, Называли нас по именам. Шаровая мощь и по-хорошему избыточная яркость присущи поэзии Юрия Беликова: бушующей и неистовой, вместе – своеобычно-музыкальной, и – бесконечной, как воздух: Я видел дуб – без кроны и корней. Его спилили – обратили в плаху и на скрещенье мировых путей установили – подивись размаху! И слышится: «Каков был исполин! А кольца! Кольца! Прямо вековые. Неисправим. Дуплист. Неиспалим. Хотя ещё палили при Батые. Волшебной алхимией звука и смысла поют, устремлённые к духовному сердца мира, созвучия Натальи Гранцевой: В молитве полуночной благодаренья, Я знаю, есть миг золотого смиренья, Когда отворяет воскресшее зренье Реликтовый свет неземного творенья. Цветовая гамма мысли завораживает… Необычно раскроется «Средиземное море», представленное Сергеем Донбаем: Это море работает без утомленья, Чтоб поддерживать в нас вещество удивленья. Доставать из своей непроглядной пучины Человеческой памяти сны и причины. И рождать из своей ненаглядной волны Песнь прибоя, в которую мы влюблены. Ласковыми волнами переливаются, блестят словесные аккорды… Трагическим изломом бытия полнятся стихи Валентины Ерофеевой: музыка их, однако, целит от окончательной безнадёжности: Измучились и ночь и тишина От несвобод словесных оболочек. И опустело место у окна, И будничная музыка слышна, И сердце болевых лишилось точек. Совмещая – лирический порыв и напряжённое метафизическое осмысление данности, волхвует Максим Замшев: Прозвени, – это так обаятельно, – Проржавевшим ключом. За порогом твоим обыватели Говорят ни о чём. Вроде, думаешь, март, и – пожалуйста, – Всё снега да снега. Вроде, думаешь, фарт, но без жалости Не возлюбишь врага. Изысканны и мудры созвездия созвучий Светланы Кековой: Птица пролетит, как тень разлуки... Ты узнаешь детский наш секрет: терпит тело родовые муки в час, когда душа рождает свет. Мысль о мысли – о сферах мысли – щедро работает в спокойных словесных построениях Вячеслава Куприянова: Есть ёмкая сфера незримого Над геологическими сдвигами истории, Вещая сфера Анаксагора и Вернадского, Где очевидна мысль, ещё неизречённая… Все ли мысли человечества запрограммированы? Поэзия настраивает на мистический лад: ибо часто и самому поэту неведомо, из каких бесконечных кладовых приходят стихи. Легко и вольно, точно играя – но при этом совершенно всерьёз, – вьётся напевный, нежно-музыкальный стих Дмитрия Мизгулина: Облетели, опустели Почерневшие леса. Отзвенели птичьи трели, Помутнели небеса. Затуманились просторы, Ободрилось вороньё. В обустроенные норы Отправляется зверьё. Изыскана музыка Олеси Николаевой; то, что корневые темы человечества – такие, например, как Теодицея – диктуют оную музыку, подчёркивает глубину проникновения поэтессы в суть вещей: Это кто этот мир, этот сад преподносит как чёрный квадрат – дырку в грубой бездушной рогоже, уверяя: никто не воскрес! Нет ни глаз, ни ушей у небес. Ничего у них нет. Ничесоже! Ярко развеваются строки Николая Переяслова: словно и слова, составившие строки, приобретают особый – в меру индивидуальности – цвет: Смята мраком сугробов перина, волчьи свадьбы вершатся в бору. Мир затих. Только имя Марина бьётся птицей на чёрном ветру. Разнообразно строится поэтический пантеон Виктора Петрова: есть жёсткие созвучия, продиктованные реальностью, пропущенной сквозь фильтры дара, есть – наполненные нежностью, а иные – совмещают и то и другое, точнее раскрывая сущность действительности: А я голубь!.. Не жаворонок, не сова: Спать ложусь – как ложусь, и встаю – как встаю. Караулят меня вертухаи-слова, Чтобы всё позабыл, даже любовь твою. Мне куда от них?! Только и сам не уйду... Отбываю тюремный пожизненный срок: Радость радует, или бедую беду – Вижу неба клочок за решёткою строк. Патриарх современной поэзии Юрий Ряшенцев верен себе – и необычностью острого звука, и точностью представляемых словесно картин, и – своеобразной радугой эмоций, разлитой в недрах стихов: Травы августа были густыми. И гусята по воле гусыни пробивались к прохладе речной. И счастливое пение речки в золотом среднерусском колечке отменяло египетский зной. Вольно, как Волга, поэтическое дыхание Валентина Сорокина: В поздний час я молчалив и светел, Звёздных дум никто не запретит. По равнине белой белый ветер, Белый ветер стонет и летит. Замело селения до крыши, И такой клубится непокой, Словно Бог недавно глянуть вышел, И вздохнул, и вдруг махнул рукой!.. Двойственность, амбивалентность всего, представляемого миром, ярко-гранёными строчками показывает и подчёркивает Евгений Степанов, чья литые формулы строк всегда просвечены красотой и мудростью: Эта грань, точно краска, размыта. И богат иногда нищеброд. А в герое – замашки бандита. А бывает и наоборот. Нет большого ума в укоризне. Я ругаться давно перестал. Эта пьянь что-то знает о жизни, Что не знает иной аксакал. Сладкой земной горечью пенятся строки Валерия Сухова: Травою заросла могила. Я не был больше года здесь. Пусть мать меня за всё простила, Но головой качает лес. Красивы и высоки стихи Андрея Шацкова, словно всё в них – отражается в небесных кристаллах, и интервью с поэтом, приуроченное к юбилею, хорошо демонстрирует крупную меру восприятия поэзии, как феномена… И вспыхивает разноцветно стихи: Вот и август прошёл, и сентябрь настал, Приближается бабьего лета кончина. И в бездонные воды, как в чёрный хрусталь, Замирая, глядится лесная лещина. Песни Бориса Шигина своеобразно связаны с тишиной: будто и – рождены ею: бескрайне-мудрой: Ах, этот пьяный воздух грозовой, звенящая до боли тишина: не слышно будет вопля – хоть завой, начни петь песню – будет не слышна. …Воздух современной поэзии высок, и сколь бы ни была она не востребована обществом, сколь бы ни существовала в малотиражье, всё равно – мощно, энергетийно, светозарно облучает она социум, увеличивая его шансы на духовное возрастание; и альманах «День поэзии XXI век, 2022-2023 гг.» доказывает это.
Автор: Александр БАЛТИН Впервые опубликовано на сайте «День литературы», 08.01.2024
|
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |